Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История 1.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
16.09.2020
Размер:
56.54 Кб
Скачать

1.Старый порядок во Франции.

Термин «Старый порядок» появился в период Французской революции XVIII в. Так политики и публицисты того времени определяли существовавший до 1789 г. общественный уклад, противопоставляя его «Новому порядку», созданному революцией. С XIX в. понятие «Старый порядок» стало применяться историками для обозначения социально-политического устройства Франции XVI–XVIII вв.

Хотя в истории Франции период Старого порядка охватывает целых три века, основные институты и принципы функционирования Французского государства оставались достаточно устойчивыми на протяжении всего этого периода. Разумеется, за столь продолжительное время они претерпевали определенные, порою весьма существенные изменения, однако такое развитие носило эволюционный характер и не сопровождалось разрывом преемственности.

Политическая система Франции Старого порядка ­– абсолютизм. (Вся полнота власти безраздельно принадлежит монарху. Король издавал законы, руководил текущим управлением, был высшим судьей, все остальные гос. институты обладали лишь теми полномочиями, которыми их наделил монарх). Но власть монарха не ограниченная, он не мог выйти за пределы, очерченные обычным правом (прежде всего, «фундаментальными законами», определявшими порядок наследования короны и ее прерогативы)

За соблюдением норм обычного права следили «суверенные суды» – гос. органы, отделенные от центр. администрации, и имеющие высокую степень независимости. Власть французских королей была абсолютной лишь в теории. А на практике даже самым могущественным из них приходилось считаться с традиционными правовыми нормами и институтами.

Монарх осуществлял власть через коллегиальный совещательный орган – Королевский совет. При Старом порядке не было разделения властей, и Королевский совет выполнял одновременно законодательную, административную и судебную функции. Через него монарх издавал нормативные акты. Здесь же обсуждались решения по текущим государственным делам. А также Королевский совет был главным судом страны.

С ростом государства и усложнением функции управления, поэтому образовались специализированные подразделения. При Франциске I (1494-1547 гг.) такими подразделениями стали Деловой совет (сюда входили доверенные лица, с которыми король обсуждал наиболее важные гос. вопросы, прежде всего военные и внешнеполитические) и Ординарный совет (занимался делами текущего управления и осуществлял правосудие). Сначала Ординарный совет рассматривал админ., финансовые и судебные дела вперемежку, к концу XVI в. он разделился на специализированные секции: Гос. финансовый совет (администрация), Финансовый совет (финансы), Совет тяжб или Частный совет (правосудие). В начале XVII в. из Делового совета (его в XVII в. называли также Верховным, а в XVIII в. – Государственным) выделилась еще одна секция – Совет депеш (ему перешли дела текущего администрирования от Гос. фин. совета, который потом занимался лишь тяжбами по налогам). Такая структура Королевского совета просуществовала до конца Старого порядка.

В Королевский совет входили следующие должностные лица:

  • Канцлер – высшая судебная должность.

  • Первый министр (Звание министров имели только члены Делового совета, первый же министр был главным из них.)

  • Сюринтендант финансов – руководитель финансовой политики.

  • Государственный секретарь – должность покупная (но король мог заставить передать должность другому). Обычно было четыре государственных секретаря: по иностранным делам, по военным делам, по делам королевского дома, по делам протестантов

  • Генеральный контролер финансов занимался внешне – и внутриэкономическими делами, а также значительной частью административных вопросов, руководил интендантами провинций. В XVIII в. обладатель этой должности чаще всего выступал де-факто главой правительства.

  • Интенданты финансов (подчинялись генеральному контролеру)

  • Государственный советник – одна из самых почетных должностей в королевстве.

  • Докладчик прошений (рекетмейстер) - готовили дела для рассмотрения на Совете. (Из их числа также назначались интенданты в провинции. Должность можно было купить, но с разрешения короля.)

Несмотря на иерархию должностей, четкого распределения обязанностей не было. В разные времена руководителями правительства становились и канцлеры, и первые министры, и сюринтенданты, и генеральные контролеры. Решающее значение имела не столько сама должность, сколько политический вес занимавшего ее лица. Не было четкого разделения полномочий и между секциями Королевского совета, нередко их зоны ответственности пересекались.

Центральной власти постоянно приходилось сталкиваться с конкуренцией со стороны «суверенных судов» (парламенты, Большой совет, счетные палаты и палаты косвенных сборов). Во многом эта независимость определялась тем, что с XVI в. государство продавало судейские должности, которые становились частной собственностью тех, кто их купил. Владельцы таких должностей – оффисье – не могли быть смещены со своих постов даже королем без выплаты им стоимости должности. В 1604 г. Генрих IV(1553-1610 гг.) ввел особый налог для оффисье – полетту, ежегодно выплачивая которую, они получали право передавать свои должности по наследству. Тем самым их собственность на должности была еще больше укреплена. Правда, условия выплаты полетты периодически пересматривались, и угроза их ухудшения служила правительству эффективным средством для того, чтобы хоть на время ограничить независимость судейских чинов.

«Суверенные суды» имели возможность оказывать реальное влияние на процесс законотворчества. Любой закон получал силу только после регистрации его парламентами, что фактически давало им право вето. Частно они регистрировали закон с поправками, существенно менявшими его содержание.

Для преодоления сопротивления парламентов центральная власть нередко использовала такое чрезвычайное средство, как королевское заседание: в присутствии короля закон подлежал регистрации без возражений. Однако случалось такое, что и после королевского заседания, парламент выступал с протестом против принудительной регистрации закона и считал себя в праве этот закон игнорировать. Парламентам подчинялась значительная часть полиции, что позволяло им в определенных ситуациях выступать также и в качестве исполнительной власти. Всего к концу Старого порядка во Франции насчитывалось 13 парламентов и 4 аналогичных им по своим полномочиям верховных суда, 15 счетных палат и 10 палат косвенных сборов. «Суверенным судам» подчинялись также многочисленные местные органы юстиции. Оффисье всех этих судебных учреждений составляли особый социальный слой, характеризовавшийся ярко выраженной корпоративной солидарностью и стремлением к кастовой замкнутости.

Устройство местной администрации отличалось большим. Тем не менее, и здесь можно проследить общие для всей страны тенденции. Главной из них было постепенное укрепление позиций представителей центрального правительства.

В XVI – первой половине XVII в. наибольшим влиянием в провинциях пользовались губернаторы (представители крупной аристократии, обладающие почти неограниченной военной и админ. властью на вверенной им территории, а также широкими полномочиями по осуществлению правосудия и налогообложения). Губернаторы нередко вели себя как удельные князья, лишь номинально зависимые от короны. При Людовике XIV должность губернатора утратила былое значение и превратилась в хорошо оплачиваемую синекуру (должность, дающая хороший доход не требующая особого труда). Ее носитель формально сохранял прежние полномочия, но лишался права появляться в «своей» провинции без особого на то королевского разрешения.

Другим центром власти в провинциях были местные парламенты и подчинявшиеся им суды. Они не только занимались делами юстиции, но и активно вмешивались в текущее управление. Трения между губернаторами и парламентами даже выливались в XVII в. при ослаблении центральной власти во вспышки гражданской войны. Впрочем, и губернаторов, и парламенты объединяло негативное отношение к начавшемуся в XVII в. усилению роли интендантов – представителей центрального правительства на местах.

Быстрое увеличение при Старом порядке гос. аппарата сопровождалось ростом гос. расходов. Соответственно, правительству приходилось постоянно изыскивать средства для удовлетворения своих растущих финансовых потребностей. Доходы государства делились на обычные (ординарные) и экстраординарные.

Наиболее традиционным источником ординарных доходов был королевский домен – владения рода Капетингов. В Средние века из него покрывались практически все государственные расходы. При Старом порядке доля домена в общем объеме доходов резко снижается. Домен как атрибут короны отчуждению не подлежал, но в критических ситуациях, когда экстренно требовались большие суммы денег, короли закладывали доходы с него. При стабилизации же обстановки правительство с большим или меньшим успехом старалось их выкупить.

Основное средство пополнения казны составляли налоги – прямые и косвенные.

Прямые налоги. 

Главным из них была талья. Существовало два ее вида: «персональная» и «реальная». Персональная талья взималась в северных и центральных провинциях Франции с имущества, принадлежавшего представителям третьего сословия. Дворянские владения от тальи освобождались, так как считалось, что дворяне платят налог королю своей кровью на полях сражений.

Серьезным недостатком этого налога было то, что корона даровала и продала слишком много освобождений от его уплаты. Часто это происходило в периоды гражданских смут, когда короли, чтобы привлечь на свою сторону тот или иной город, навечно освобождали его от тальи. Такие же привилегии нередко получали и отдельные лица. Кроме того, серьезным недостатком персональной тальи было то, что при покупке дворянином крестьянской земли этот участок также освобождался от налогообложения. Тем самым это значительно сокращало базу налогообложения и отягощало налоговый гнет для тех, кто привилегий не имел.

Реальная талья, взимавшаяся на юге Франции, от подобного недостатка была избавлена, поскольку ею облагались все «недворянские» земли независимо от статуса их владельца.

В периоды войн короли могли также устанавливать временные добавки к талье, которые порою превращались в постоянные.

Косвенные налоги. 

Самый старый из них – октруа (рыночный сбор, взимавшийся при ввозе продовольствия в город.

Налог на соль – габель – был самым доходным из косвенных налогов. Соледобывающие области, а также Гиень и Бретань, его не платили. Население в зонах габели было обязано ежегодно закупать определенное количество соли в специальных королевских амбарах. Взимание этого налога всегда отдавалось на откуп и часто сопровождалось большими злоупотреблениями, из-за чего он стал самым ненавистным для народа.

Из остальных косвенных налогов, носивших название эд, наиболее доходными были те, которыми облагались вино и крепкие алкогольные напитки.

Экстраординарные доходы включали в себя средства от продажи должностей, королевские ренты и займы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]