Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Секретные инструкции ЦРУ и КГБ (2014).docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
13.8 Mб
Скачать

Тайнопись

В этой теме будут рассмотрены способы написания и чтения невидимых текстов. Если шифрованные сообщения, о которых было сказано выше, случайному человеку будут непонятны, то, попав в руки контрразведчиков противника, они могут быть расшифрованы. Тайнопись же не видна, и «невидимые чернила» (текст, который проявляется только после соответствующего на него воздействия: химикатами, температурой, специальным освещением и др.) являются эффективным способом конспиративной связи, которому спецслужбы всего мира уделяют не меньше внимания, чем шифрованию. В отделе шифрования и дешифровки Научно-технического управления ЦРУ систематически исследуется находящаяся в широкой продаже писчая бумага, выпускаемая в других странах, на предмет пригодности ее для тайнописи.

Делается это для того, чтобы агенты, не вызывая подозрения, приобретали наиболее ходовые сорта бумаги.

Наиболее употребительные симпатические (невидимые) чернила состоят в основном из раствора квасцов и поваренной соли. Агенты должны писать по возможности кисточкой, чтобы избежать царапин на верхнем слое бумаги. Кроме того, для большей безопасности нужно обрабатывать каждый лист бумаги водяным паром, после того как симпатические чернила просохнут (если тайнопись исполнена плохо, то при воздействии водяного пара на бумаге проступит текст). Поверх листа наносят маскировочный текст.

Другой способ тайнописи – это способ так называемый «водяного давления»: смоченную нелинованную бумагу кладут на стеклянную пластинку и под давлением наносят текст. Затем бумагу просушивают и на ней обычными чернилами пишут любой текст. Для проявления текста лист нужно опустить в воду и тут же вытащить обратно.

Еще один способ тайнописи, относящийся к «сухому» способу, заключается в следующем: лист писчей бумаги припудривают особым составом, затем на него накладывают другой лист и наносят текст, сильно надавливая острой палочкой (применяется только для рукописного письма, пишущая машинка исключается).

Иногда агенты пишут тайнописный текст на конверте. Все перечисленные выше способы тайнописи предусматривают использование официальных почтовых каналов.

При жидкостном способе используются химикалии (часто замаскированные под пилюли). Этими химикалиями может быть также пропитан носовой платок (шарф) агента. Будучи помещенным в воду этот платок (рис. 197) растворяет в ней химикалии и превращает ее в соответствующий реактив (чернила).

Написанный деревянным (рис. 198) пером (желательно печатными буквами) этими чернилами (на хорошей бумаге, используемой в данной стране) текст становится невидимым при высыхании. Писать следует осторожно, так как возможные «задиры» бумаги могут насторожить почтовых цензоров на предмет наличия скрытого сообщения. Высохшую бумагу следует разгладить и (для устранения возможного коробления) поместить между страницами толстой книги, дополнительно пригрузив ее, например, другими книгами (рис. 199). Поверх невидимого текста набрасывается малозначительный текст обычными чернилами.

Иногда агенты ЦРУ наносят тайнопись на внутренней поверхности конверта (рис. 200).

Рис. 197.

Рис. 198.

Рис. 199.

Рис. 200.

Рис. 201.

Еще одним способом тайнописи, который используют агенты ЦРУ, является так называемая «копирка» (carbon system).

По внешнему виду эта «копирка» представляет собой обычный чистый лист стандартной для данной страны белой бумаги. На самом же деле «копирка» пропитана специальными химикалиями. Поверх «копирки» кладут лист обычной бумаги. Сообщение пишется карандашом на верхнем листе с соответствующим давлением, передающимся на нижний лист – «копирку». Вместе с тем давление не должно быть слишком сильным, чтобы на «копирке» не остался видимый («вдавленный») оттиск текста. После этого карандашный оригинал уничтожается, а поверх «копирки» обычными чернилами наносится любой текст. По получении «копирки» агент применяет соответствующий реактив, нанося его хлопковой кисточкой на поверхность листа (рис. 201), после чего изображение проявляется на несколько минут. За это время текст нужно сфотографировать или запомнить, так как бумага начинает чернеть (рис. 202), а текст на ней исчезает насовсем и восстановлению больше не подлежит, а затем бумага становится совершенно черной.

Иногда для тайнописи применяют способ «трех пузырьков» (рис. 203). Лист бумаги смачивается реактивом из первого пузырька, текст пишется реактивом из второго и смачивается затем реактивом из третьего, после чего текст исчезает и может быть восстановлен после обработки его необходимыми химикатами.

Процесс тайнописи можно условно разделить на два этапа: написание и проявление.

Довольно широко известен метод написания молоком на бумаге. Проявление достигается нагревом над пламенем (рис. 204). Под воздействием высокой температуры сухое вещество молока обугливается быстрее бумати, выявляя текст. Такой способ «опережающего обугливания» можно применять в отношении многих органических «чернил» и не обязательно на бумаге. Молоко не должно быть с высоким процентом жирности, так как (даже тщательно высушенное) под определенным углом к свету текст может бликовать, выдавая тайнопись.

Рис. 202.

Рис. 203.

Рис. 205.

Рис. 204.

Рис. 206.

Рис. 207.

Часть тайнописных методик основана на цветных химических реакциях, когда надпись промокается тампоном с реактивом (рис. 205), который изменит ее цвет или фона, на котором выведена надпись, что сделает ее видимой. Проявляющий реактив можно нанести пульверизатором (рис. 206, 207). Желательно, чтобы растворимость «чернил» была не очень высокой, иначе при проявлении буквы будут расплываться. В большей степени это относится к фоновому реактиву, когда при высокой растворимости буквы могут смазаться. Диффузия (смешение) веществ фона и надписи должна быть минимальной.

Фенолфталеин, продающийся в аптеке, является хорошим индикатором щелочной среды. В щелочной среде фенолфталеин приобретает яркую малиновую окраску. Вообще кислотные и щелочные индикаторы очень подходят в качестве «тайнописных» реактивов.

Если в качестве «чернил» применить натриевую (NaOH) или калиевую (КОН) щелочь, то при нанесении проявочного раствора (в данном случае фенолфталеина) буквы могут растечься. Если же в качестве щелочного реактива применить гашеную известь Са(ОН)2, то текст будет более четким.

Обычно, чем гигроскопичнее бумага, тем больше расплывается надпись. В зависимости от качества писчего материала (бумага, ткань, береста, пергамент, дерево и пр.) «чернила» и проявитель можно поменять местами. Можно также создавать фоновый цвет, чтобы замаскировать исходный цвет реактива. Очень удобны для этих целей железо-циано-ферратные реакции:

1) реакция солей двухвалентного железа с красной кровяной солью (гексациано-феррат (III) калия – Кз [Fe (CN)6]);

2) реакция солей трехвалентного железа с желтой кровяной солью (гексацианоферрат (II) калия – К4 [Fe (CN)6]). В результате этих двух реакций в пробирке получаются малорастворимые соединения синего цвета.

В первом случае синий осадок называют турнобулевой синью. Во втором случае – берлинской лазурью. В первом случае, если в качестве чернил использовать красную кровяную соль, раствор которой имеет желтый цвет, то соответственно нужен желтый фон (можно писать на бересте). Из-за того, что получаемая синь малорастворима, при проявлении железным купоросом буквы не расплываются и надпись проявляется довольно четко. Существует много биохимических реакций, сопровождающихся изменением цвета.

Например, можно применять индикаторы кислотной и щелочной среды из растений – антоцианы (красные пигменты вишни и краснокочанной капусты).

Известно посинение крахмала и клейстера под действием йода, но на бумаге этот метод неприменим, так как бумага сама содержит много крахмала. Для того чтобы крахмальная надпись после проявления исчезла, материал можно прогреть, тогда испарится йод. Или можно нанести слюну, ферменты которой расщепляют крахмал.

Метод дифференцированных сорбентов, как и предыдущий, подходит для гистологических красителей (для окраски различных тканей организма или одноклеточных организмов).

Для отдельных биологических объектов существуют свои красители. В качестве невидимых чернил можно использовать гомогенаты, приготовленные из окрашиваемых объектов. При проявлении краситель образует комплекс с веществом надписи и удерживается им при промывке в отличие от фона. В качестве примера можно привести фуксин, применяемый при окраске бактериальных культур.

Интересно применение флуоресцентов, когда при нанесении определенных веществ (например, соединения цинка) надпись будет видна только при освещении определенным светом, например, ультрафиолетом.

Можно применять реактивы, когда внешний эффект проявляется недолго, что дает возможность прочитать надпись только один раз. Так, интересна реакция, когда происходит выделение энергии при обработке красной кровяной соли пероксидом водорода; если к этой смеси добавить хемилюминесцент, то раствор начинает светиться некоторое время, а потом перестанет.

Можно наносить отвлекающие реактивы, когда при попытке проявления посторонним лицом появляется большая клякса на весь лист.

В другом варианте, до нанесения реактива надписи, бумагу можно пронитровать (обработать в азотной кислоте), тогда это будет фактически лист пироксилина и после нужной надписи написать сбоку что-нибудь неразборчивое жирным молоком, привлекающим внимание. При попытке «проявления» такого листа над пламенем свечи он просто исчезнет в доли секунды после мгновенной вспышки с хлопком.

Лист с текстом, обработанный в темноте (С6Н5СОО)2 (перекисью бензоила) и запечатанный в светонепроницаемый конверт, на свету сгорает.

Что же касается симпатических чернил, то их, помимо прочего, можно получить растворив цафру (голубой пигмент, используемый для рисунков на стекле и фарфоре) в царской водке. Последняя получила свое название потому, что в ней растворяется даже «царь металлов» (по представлениям алхимиков) – золото. На самом деле эта «водка» представляет собой смесь концентрированных кислот: одного объема азотной – HNO3 и трех объемов соляной – НС1. После разведения смеси в четырех объемах воды получаются зеленые чернила. Текст после их высыхания исчезает.

При растворении кобальтового королька в нашатырном спирте получаются красные чернила с аналогичными свойствами. Для их проявления необходимо термическое воздействие – нагрев, например, над лампой (рис. 208) или проглаживание утюгом (рис. 209).

Понятно, что различные симпатические чернила требуют своих способов написания и проявления: некоторые становятся видимыми (или, наоборот, невидимыми) при погружении листа с текстом в обычную воду (рис. 210), другие становятся невидимыми при наложении на них платка (ткани) пропитанного одним составом (рис. 211) и проявляются другим (рис. 212).

На рисунке 213 представлен набор агента ЦРУ для тайнописи, включающий в себя все необходимые для этого принадлежности. В частности в него входят авторучки, заправленные симпатическими чернилами, которые можно прочитать только при определенном освещении.

Что касается упомянутого выше сжигания записанной на бумаге информации, то для быстрого уничтожения своих записей таким методом агенты ЦРУ используют «Notebook, Incendiary» (рис. 214) – сгораемый блокнот. В его комплект входит зажигательный карандаш, причем и внешне выполненный в виде обычного карандаша. «Notebook, Incendiary» имеет вид стандартной записной книжки, однако листки (1) этой книжки пропитаны специальным горючим составом Pyrofilm. Основное назначение этого блокнота – оперативное уничтожение (при помощи сжигания) всех имеющихся в нем секретных записей при возникновении реальной опасности ареста или обыска. Зажигательный карандаш (2) имеет пусковое устройство, выполненное в виде ластика (3), предохранитель (4) и воспламенитель (5). Для приведения механизма возгорания в действие нужно: – разогнуть пластину предохранителя (рис. 215а); – вытащить его (рис. 215б); – вытащить пусковое устройство – «ластик» (рис. 216). После этого, если есть возможность, забросить эту записную книжку подальше, в такое место, где контрразведчики ее не смогут сразу же достать (например, в густые кусты, на козырек какого-либо сооружения и т. п.). Воспламенитель имеет нулевую задержку и срабатывает практически мгновенно, поджигая Pyrofilm, полностью уничтожающий блокнот примерно за 30 секунд.

Рис. 208.

Рис. 209.

Рис. 210.

Рис. 211.

Рис. 212.

Рис. 213.

Рис. 214. Сгораемый блокнот: 1 – листки; 2 – зажигательный карандаш; 3 – «ластик» – пусковое устройство; 4 – предохранитель; 5 – воспламенитель.

Рис. 215а. Рис. 215б.

Рис. 216.