- •1. Кризис проектного подхода
- •2. Идея средового подхода
- •3. Социально–функциональные исследования городов по л. Б. Когану. Урбанизация и городские процессы.
- •4. Развитие культурного потенциала города: программа “Импульс” по в.Л. Глазычеву
- •5. Методы игровой имитации города
- •6. Возможности организационно–деятельностных игр (оди)
- •7. Проблема технической реализации средового подхода
- •8. Кризис прикладных исследований города
- •9. Программирование развития города
- •10. Понятие о городе и регионе
6. Возможности организационно–деятельностных игр (оди)
ОДИ позволяют разрешать реальные противоречия городского организма путем их ликвидации между субъектами, представленными в игре отдельными участниками или группами игроков.
В игре развитие города должно быть отображено комплексами сменяющих друг друга конфликтных ситуаций. Этот принцип точно соответствует реальности города, который и есть клубок конфликтов. Например, на одну и ту же городскую территорию претендуют промышленные предприятия и управление жилищного строительства.
Городская среда–объект, недоступный чувственному восприятию так же, как, например, организационные структуры или системы деятельности. Игровая имитация замещает реальность и тем самым делает среду воспринимаемой, доступной ощущению и схематизации. Городские системы персонифицированы игроками–субъектами. Столкновение и игра смыслов, привнесенных субъектами в ситуацию организованной коммуникации, порождают метасмыслы и особое состояние коллектива, которое условно называется коллективной мыследеятельностью (КМД).
Игровая форма обеспечивает создание особого пространства, где проектировщики и исследователи, а также представители различных систем жизнедеятельности города, могут взглянуть со стороны на свои профессиональные способы работы. Участвуя в целевым образом организованной коммуникации, они могут искать и создавать такие объектные конструкции, которые позволят реализовать комплексное действие. Все это становится возможным, поскольку по содержанию игра строится на базе современных представлений о структуре мыследеятельности.
ОДИ направлена на развитие существующей практики и в этом смысле значительно сложнее и тяжелее привычной работы. Игра строится на пренебрежении правилами работы. Если работать следует в строгом соответствии со специальными профессиональными нормами, то в игре можно и нужно отказаться от норм–здесь требуется в первую очередь раскованность и внимание к действию других участников ситуации.
По своему замыслу ОДИ позволяет на короткие промежутки игрового времени, в условиях небольших экспериментальных коллективов обеспечить комплексную соорганизацию, мышления и действия разнопредметных профессионалов –исследователей и проектировщиков. Результаты игровой работы собираются участниками игры в программных формах, т.е. формах, учитывающих динамику и изменения сооганизованного послеигрового действия всех участников.Многие из этих потенциальных возможностей уже реализованы в практике ОДИ.
7. Проблема технической реализации средового подхода
Разработка объектных представлений о городской среде и методов управления такими объектами переживает очевидный кризис. Проектировщики и исследователи, работающие с городом, идеологически почти все уже стали средовиками, но методы и средства используют пока прежние, разработанные в процессе многовекового развития проектного подхода к управлению городом и естественно–научного подхода к исследованию города.
Проектировщики, реализуя свой подход, могут продолжать выделять в городе все новые и новые аспекты и, соответственно, новые проектные предметы и специальности. На этом направлении трудностей не возникает. Но все больше обостряется проблема сочленения и соорганизации разных проектов.
Сегодня разработка генерального плана даже небольшого города требует участия десятка проектировщиков разных специальностей. Для их обслуживания привлекаются исследователи разных специальностей. Проблема взаимодополнения и соорганизации научных знаний о городе также обостряется. При этом все более острой становится задача следующего уровня сложности–соорганизации проектных предметов с научными знаниями, поскольку те части города, на которые проектировщики научились воздействовать, никак не соотносятся с теми идеальными объектами, относительно которых ученые получают знания.
В целом картина выглядит следующим образом: растут и дифференцируются наши знания о городе, растут и дифференцируются возможности нашего проектного воздействия на город, но при этом снижаются возможности контроля и управления жизнью города.
Новизна и сложность проблемы состоит в том, что решать нужно одновременно в двух сферах: мышления и практического действия. Сочленение знаний о городе с проектными решениями только в сфере мышления даст оригинальные конструкции, но не выведет на объект, поскольку они конфликтны по содержанию. Самая жесткая соорганизация проектировщиков и ученых, работающих в разных научных и проектных предметах, порождает сугубо коммунальные конфликты
Можно сказать, что среди специалистов, занимающихся городом, отсутствует сейчас понимание города как центра обменов и контактов, средоточия коммуникаций.
Ключевая роль коммуникации в структурах человеческой мыследеятельности определяется тем, что коммуникация есть основной процесс, обеспечивающий взаимозависимость частей всякой системы. Коммуникация служит механизмом координации и обеспечивает функционирование всякой системы. Не общение индивидов, а организованная коммуникация может обеспечить создание единых объектных конструкций, соорганизующих мыслительные представления участников коммуникации, поможет им выйти на скоординированные действия.
