Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
FA_2017-18_Savelyev_Dekart_final.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
104.96 Кб
Скачать

Итоги и роль трактата в истории

Итак, подытожим все вышеизложенное. Декарт в своем трактате о страстях души попытался объяснить чувства и ощущения человека при помощи естественнонаучного знания XVII века и своих собственных теорий.

Картезианский дуализм материального и идеального начал проявляется в человеке в виде двух независимых сущностей — материального тела и мыслящей души, которые не могут непосредственно влиять друг на друга. Для того, чтобы эти две независимые субстанции могли взаимодействовать в человеческом мозгу существует шишковидная железа. Железа соединена с нервной системой, по которой перемещаются животные духи, — легчайшие частицы крови, благодаря которым тело взаимодействует с мозговой железой. Именно из этого, сугубо механического, взаимодействия, и возникает все многообразие страстей и прочих следствий взаимодействия души и тела.

Таким образом, четко разделив душевное и телесное, Декарт породил психофизиологическую проблему, проблему взаимодействия тела и психики человека. Вообще, сама проблема существовала со времен античности, но в виде психофизической проблемы, то есть проблемы соотношения идеального и материального, четкого же критерия различения духовного и телесного до Декарта не было.

Также до Рене Декарта считалось, что душа управляет телом, подобно тому как кукловод управляет марионеткой. Картезий первым допустил возможность влияние тела как на душу, так и на самое себя. Последний случай в современной науке называют рефлексами. Декартовы рефлексы также сугубо механистичны и присущи не душе, а исключительно телу. Именно поэтому он отказывал животным в наличии у них души, в то время как схоласты придерживались теории Аристотеля о трех типах души, что дает Декарту еще одно условное очко в копилку отличий от предшествующих ему философов. Спустя пару столетий теория «животных духов» и рефлексов Декарта сыграет свою роль: основатели физиологической науки возьмут её за основу моделей и станут считать самого Декарта своим предшественником.

Что касается страстей, то, как уже говорилось выше, основных страстей, по Декарту, всего шесть: это страсти удивления, любви, ненависти, желания, радости и печали. Все остальные страсти являются производными от этих шести первичных. К сожалению, в современной науке царит неразбериха в вопросах аффектов — разные исследователи по-разному их определяют и, по-видимому, теорию собственно страстей Декарта вполне можно считать все еще актуальной.

Важно заметить, что исповедуемый Декартом дуализм ведет к явным противоречиям. В теории присутствует одновременно и механистический детерминизм, и способность человеческой души контролировать свои страсти. Постулируется одновременно независимость духовной и телесной начал, но при этом они оказываются тесно связными в человеке. Хоть и сказано, что душа как res cogitans не имеет протяжения, она оказывается распространенной по телу. Будучи распределенной равномерно по всему телу, душа оказывается наиболее распространенной в шишковидной железе в глубине мозга. Бертран Рассел в “Истории западной философии” пишет[5]: “У Декарта был неразрешимый дуализм между тем, что он черпал из современной ему науки, и схоластикой, которую он изучал в Ла Флеш. Это привело его к противоречиям, но это также привело его к тому, что он высказал больше плодотворных идей, чем любой логически последовательный философ. Непротиворечивость его взглядов, возможно, сделала бы его просто основателем новой схоластики, тогда как противоречия в его взглядах сделали его источником двух важных, но развивавшихся в различных направлениях школ философии”.

Помимо того, сама структура трактата, скрупулезный перебор страстей прямо указывают на влияние схоластики. Как было упомянуто ещё в первом параграфе, Декарт не мог не столкнутся с ней. Многовековая традиция оставила глубокий след в культуре и его можно заметить даже в работах,посвященных её критике.

И всё же, получилось ли у Картезия описать страсти по-новому? Несмотря на многие веяния, его самого отнести к схоластам нельзя. Он, в отличие от последних, совершенно не полагается на авторитеты, не ставит духовное выше вещественного, не сводит всё к одной материи. Если обобщить, то можно сказать, что он использует схоластичную форма, но не содержание.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, я делаю вывод, что трактат Рене Декарта о страстях души занимает достойное место в истории философии и науки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]