Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПОРЫ К ЭКЗАМЕНУ ИГПиЗС.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
616.3 Кб
Скачать

21. Каролина – крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековья.

Источниками Каролины являлись рецепированное римское право, а также Бамбергское (1507 г.) и Бранденбургское (1516 г.) уложения, именовавшиеся в этой связи соответственно «матерью Каролины» и «сестрой Каролины».

Регулировала Каролина только уголовные и уголовно-процессуальные отношения. Она состояла из 219 статей. Причем уголовному праву была посвящена одна треть статей, а остальные — процессуальному. Все нормы излагались в форме заповедей (ст. 124. Тот, кто злоумышленно учинит измену должен быть подвергнут смертной казни...) или катехизисно (ст. 109. Если кто путем колдовства причинит людям ущерб присуждается к смертной казни путем сожжения).

Уложение Карла V действовало свыше 300 лет и являлось единственным памятником права, действовавшим на территории феодально-раздробленной Германии. И это несмотря на то, что во введении император оговаривал рекомендательный характер уложения, подчеркивая свое нежелание «лишать курфюрстов, князей и сословий их исконных и справедливых обычаев».

Преступлением признавались действия, нарушавшие основы религии, государственного строя, порядка управления, а также личные и имущественные права, что и предопределило виды преступлений, предусматривавшихся Каролиной.

. По сравнению с Саксонским зерцалом, возраст для лиц, подлежавших уголовной ответственности, увеличивался на два года и составлял 14 лет.

Наказанию подлежали только деяния, указанные в Каролине. Уже различалось покушение на преступление (ст. 178), а также такие институты уголовного права, как необходимая оборона и крайняя необходимость, за которые исключалось наказание при условии доказанности их правомерности.

Каролина различала два вида краж: простые и квалифицированные. Простой кражей считалась совершенная впервые, стоимостью менее пяти гульденов, без взлома и проникновения в повешение. Если же кража сопровождалась взломом, насилием, то это являлось квалифицированной кражей и за нее преступник карался повешением (ст. 157). Тоже наказание при наличии определенных условий можно было назначать и за кражу на сумму пять и более гульденов (ст. 140). Рецидив являлся отягчающим обстоятельством — кража в третий раз считалась квалифицированной (ст. 162).

Ст. 150 указывала на случаи, когда убийство не являлось наказуемым. Это убийство за блудодеяние с дочерью или женой, при спасении жизни, тела или имущества другого лица, а также по причине сопротивления лицу, наделенному полномочиями задерживать других лиц.

В этом памятнике права уже довольно четко определялись формы вины. Помимо смягчения ответственности за преступления, совершенные неумышленно, исключалась ответственность за случайные (ст. 146).

Целью наказания по Каролине являлось, в первую очередь, устрашение. Об этом свидетельствуют ст. 106,124,125,159.

В назначении наказаний прослеживался сословный принцип (ст. 137, 160).

За большинство преступлений Каролина назначала смертную казнь, в основном квалифицированную и даже с указанием того, как ее надо проводить.

Телесные наказания предусматривались в двух формах: болезненные и членовредительные.

Появляется впервые тюремное заключение. Хотя нужно отметить, что его назначение встречалось очень редко, в основном для воров, совершивших незначительную кражу, и без определения срока. То же относится и к штрафам. Предусматривались также шельмование и изгнание из государства.

Каролина уже почти не упоминает суд шеффенов, отдавая предпочтение профессиональным судьям. В качестве их и судебных заседателей выступали дворяне. Об этом прямо указано в ст. I.

В Каролине регламентировались два вида процесса: состязательный и розыскной (инквизиционный). Первый возбуждался по инициативе потерпевшего, который должен был представить «прямые улики и подозрения в преступлении, влекущие наказание». При этом истец мог потребовать заключения ответчика в тюрьму или посадить его самого с обвиняемым. Если не удавалось доказать вину обвиняемого, то истец должен был возместить ему ущерб гражданско-правовом порядке, а также оплатить все судеб издержки.

В Каролине основное место занимал инквизиционный процесс, появление которого связано с рецепцией римского прав в Германии. Инквизиционный процесс делился на две стадии: предвари, тельное и судебное разбирательство. Предварительное следствие в свою очередь, подразделялось на общее и специальное расследование. В ходе общего расследования осуществлялся сбор материалов, необходимых для установления факта совершения преступления и подозреваемого в' нем лица. Для этого использовались различные средства, в том числе и тайные. Ст. VI определяла, при каких условиях виновного брали под стражу «по долгу службы». Интерес здесь представляет тот факт, что судьям предписывалось тщательно разобраться с доказательствами вины, проведя «усердно, сколь возможно допрос подозреваемого». Здесь, вероятно, пока еще действовал принцип «презумпции невиновности». Это можно вывести из анализа ст. VII, где указано, что если судьи сомневаются в достаточности улик, они должны запросить указания у высшей власти.

Общее расследование представляло из себя дознание по установлению факта совершения преступления и подозреваемого. Вторая стадия была самой значительной, т.к. ее регламентировало большое число статей Каролины. Она включала в себя более подробный допрос обвиняемого, а также сбор доказательств его виновности. На этой стадии проявлялась сущность инквизиционного процесса. Это расследование основывалось на теории формальных доказательств. Ст. XXV подробно перечисляла все «доброкачественные» доказательства виновности подозреваемого. Однако ст. XXII определяла, что «окончательное осуждение кого-либо к уголовному наказанию должно происходить на основании его собственного признания». Таким образом, собственное признание становилось «царицей доказательств». Вполне естественно, что такое признание далеко не всегда могло быть получено добровольно. Поэтому в инквизиционном процессе большое место отводилось пыткам как источникам доказательств.

В Каролине очень подробно описывалось, в каких случаях надо было применять пытку. Здесь представляет интерес тот факт, что власти пытались ограничить неправомерное ее применение, т.к. пытки проводились в присутствии судьи, двух судебных заседателей судебного писца. Какие конкретно виды пыток надо было применять, в законе не указывалось. Если обвиняемый и после такого «испытания» не сознавался преступлении, но пытка с точки зрения закона считалась проведенной правильно, судьи не несли за нее ответственности.

Кроме пыток в этой части процесса использовались показания свидетелей. При этом считалось, что показание одного свидетеля — это половина доказательства. Необходимо было, чтобы давали их два или три заслуживающих доверия добрых свидетеля. Лжесвидетельство наказывалось (ст. 69).

Если как вина обвиняемого с помощью пыток и свидетелей была доказана, наступала следующая стадия - судебное разбирательство. Здесь рассматривались акты предварительного следствия, и производился допрос подсудимого. Защита допускалась, но только по некоторым наиболее важным делам. Приговоры были трех видов: обвинительные, оправдательные и с оставлением в подозрении. Сама судебная процедура обставлялась символическими актами: заявление судебных заседателей о справедливости приговора (ст. 93), преломление судьей жезла и передача осужденного палачу, который должен был под присягой точно выполнить приговор. Все это делалось для большего устрашения подсудимого и присутствовавших на суде лиц.

Заслуживает внимания принятое в 1794 г. Прусское земское уложение. Великая французская революция 1789 г. заставила составителей этого документа исходить из принципов естественного права. Уложение состояло из двух частей и 19 160 параграфов. В первой части содержались нормы гражданского права, во второй - нормы о правовом положении сословий, государственных учреждений, школ, церкви и нормы уголовного права. В разделе о гражданском праве содержались нормы, охранявшие и частично признававшие буржуазную собственность. Однако на деле доминировали такие принципы, как неограниченная власть прусских королей и мелочная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Без разрешения не дозволялось проводить даже банкеты и маскарады, преследовались авторы и издатели «опасных книг», в которых «непочтительно критиковалось правительство». Права церкви в сфере брачно-семейных отношений были расширены.

Уложение было нормативным актом, содержавшим как нормы феодального, так и отдельные нормы права нового времени и действовало на протяжении всего XIX столетия.

Вывод по третьему вопросу:

В Германии политическая раздробленность обусловила правовой партикуляризм в течение всего периода средневековья. Тем на менее нельзя отрицать тот факт, что в Германии были выработаны некоторые общие правовые принципы институты, которые будучи добровольно признанными различными политическими единицами, составили основу «общего права» Германии. Так, во многих германских землях и городах получило признание «Саксонское зерцало», действие норм и принципов которого вышло далеко за пределы Саксонии. Данный сборник способствовал определенной унификации германского права. Важный вклад в создание общегерманских принципов уголовного права внесла «Каролина». На основе, которой образовалась общенемецкая уголовное право. Гражданское право Германии характеризовалось широкой рецепцией римского права.