Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПОРЫ К ЭКЗАМЕНУ ИГПиЗС.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
616.3 Кб
Скачать

16. Государственный и общественный строй англосаксов. Влияние нормандского завоевания на последующее государственно-правовое развитие страны. Особенности сеньориальной монархии в Англии.

Особенное географическое положение Британских островов во многом определило особенности и своеобразие возникновения и развития государства и права Англии. В 3 – 4 веке на Британские острова вторгаются племена англов, саксов и юдоб. В 5 – 6 веках образуются первые княжества этих народов, которые ярко выраженными признаками государства. Только к концу 7 века в некоторых княжествах происходит образование государственности. Увеличивается число крупных землевладельцев, которые назывались глафорды, под властью которых находится зависимое крестьянство. Внутри феодального сословия оформляются 2 группы:

1. Эрлы – крупные землевладельцы.

2. Тэны – мелкие, средние землевладельцы и военная служилая знать.

В 10 – 11 веках крупные землевладельцы наделяются иммунитетными привилегиями. В 9 веке происходит объединение англосаксонских княжеств. Во главе государства стоял король, наделенный высшей военной и судебной властью. В вопросах законодательства и управления он опирался на совет знати, который назывался уитаногемот, в который входила родовая аристократия. На местах управление осуществляли олдермены – представители землевладельцев округа. Местная администрация также была представлена шерифами – чиновниками, назначаемыми королем. В 1066 году Англия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом. Вильгельм, убив английского короля, становится королем. Нормандское завоевание оказало глубокое влияние на политическое развитие Англии. Англия, в которой усиливаются тенденции к раздробленности, превращается в сплоченное, централизованное государство с сильной монархической властью. Те, кто отказывались подчиняться новому королю – изгонялись, а их земли конфисковывались. В результате, фактическим собственником всей земли стал король. Часть земли король раздавал своим приближенным, причем при раздаче земли он избегает концентрации владений в одном месте. Крупные феодалы имели десятки поместий, но в разных графствах. Это был результат сознательной политики Вильгельма, так как это объективно создавало препятствия для превращения феодалов в самостоятельных правителей. Таким образом, королевская власть обладала суверенитетом на территории всей страны. Новые феодалы были обязаны своим землевладением непосредственно королю, поэтому их вассальные отношения носили более прочный характер, чем на континенте.

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор — совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды — частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и английские политические традиции, проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти.

Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний. Завоеватели принесли с собой и строгое "лесное право", давшее возможность объявить королевскими заповедниками значительные лесные массивы и строго наказывать за нарушение их границ. Более того, король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой. Принцип "вассал моего вассала — не мой вассал", характерный для континента, в Англии не утвердился. Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвассалов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.

Таким образом, феодалы в Англии не приобрели той самостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользовались на континенте. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов.

В целях налоговой политики и выявления социального состава населения страны в 1086 году была проведена перепись земель и жителей, результаты которой известны под названием "Книга страшного суда". По данным переписи, большая часть крестьян была закрепощена и выступала в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли от лорда (вилланов). Однако в "области датского права" (Восточная Англия) и в некоторых других местностях сохранилась прослойка свободного крестьянства и близких к ним по положению сокменов, на которых распространялась лишь судебная власть лорда манора.

Свободное крестьянское население в XI–XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов. С одной стороны, королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов. С другой — развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания (freehold) (рыцарского, городского, крестьянского) способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближала эти слои и определенная общность их экономических интересов.

Относительное единство государства, связи с Нормандией и Францией способствовали развитию торговли. В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на юге континента или в Германии, и вынуждены были все чаще покупать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые торговые привилегии.