Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01_Тема № 19_СССР в 1930-е годы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
175.1 Кб
Скачать

Общественно-политическая жизнь страны в условиях тота­литарного режима.

Тоталитаризм — режим политической власти, стремящийся к осуществлению полного контроля над всеми областями государственной и общественной жизни. Сталинский режим, как считает ряд исследователей, был разновидностью то­талитаризма и характеризовался следующими чертами: личной диктатурой вождя; особой ролью правящей коммунистической партии, которая своими структурами пронизала все государст­венные и общественные организации, полностью контролируя их деятельность; господством единственной идеологии (мар­ксизм-ленинизм в сталинском варианте); преследованием любо­го инакомыслия; массовыми репрессиями против собственного населения; атмосферой страха, подозрительности и насилия. Все ошибки и провалы в осуществлении модернизации страны, во внутренней и внешней политике объяснялись происками много­численных «врагов народа», «вредителей» и «саботажников», над которыми проводились открытые и закрытые судебные про­цессы. Для оправдания репрессий Сталин выдвинул положение об обострении классовой борьбы в стране по мере строительства социализма.

В мае — июле 1928 г. был проведен «Шахтинский процесс». Обвинялись в техническом вредительстве 53 инженерно-техни­ческих работника Донбасса. Вынесено пять смертных пригово­ров, остальные получили различные сроки заключения. В нояб­ре — декабре 1930 г. состоялся процесс над так называемой Про­мышленной партией, обвиненной во вредительстве и подготовке иностранной военной интервенции против СССР. Восемь высоко­квалифицированных специалистов во главе с директором Тепло­технического института Л. К. Рамзиным, проходившие по делу о Промпартии, получили различные тюремные сроки. Было объ­явлено также о разоблачении «Трудовой крестьянской партии» во главе с профессорами Н. Д. Кондратьевым и А. В. Чаяновым, которые якобы саботировали курс на коллективизацию. Они бы­ли расстреляны. В 1931 г. состоялся процесс над 14 экономиста­ми, якобы создавшими «Союзное бюро меньшевиков». В 1932 г. группа партработников-большевиков во главе с М. Н. Рютиным распространила документ с требованием вернуться к ленинским принципам партийной жизни и отстранить от руководства Стали­на. Все участники группы подверглись аресту, а Рютин в 1937 г. был расстрелян.

Политические репрессии осуществлялись пре­емником ВЧК — Объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ), влившимся в 1934 г. в Народный ко­миссариат внутренних дел (НКВД) и реорганизованным под ру­ководством Г. Г. Ягоды. Органы ОГПУ-НКВД находились под личным контролем Сталина и фактически подчинялись только ему. Впоследствии во главе НКВД стал Н.И. Ежов, разделяющий со Сталиным ответственность за террор второй половины 30х годов.

Новый виток массовых репрессий начался после загадочного убийства в Смольном 1 декабря 1934 г. руководителя ленинград­ских большевиков и секретаря ЦК ВКП(б) С.М. Кирова. Сталину это убийство дало повод для расправы со всеми, кто подозревался в политической оппозиции. Был принят указ, на основании ко­торого все дела о политическом терроризме рассматривались ус­коренно и смертные приговоры немедленно приводились в ис­полнение. С 1935 г. уголовная ответственность распространи­лась на детей старше 12 лет, которых можно было приговаривать к смертной казни.

Летом 1936 г. в Москве был проведен 1-й от­крытый процесс против 16 видных деятелей коммунистической партии и Советского государства (на скамье подсудимых находи­лись Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и др.). Они обвинялись в со­участии в убийстве Кирова, в создании «троцкистско-зиновьевского террористического центра». Все 16 бывших сподвижников Ленина и Сталина были расстреляны.

В январе 1937 г. состоялся 2-й открытый московский процесс («процесс 17»). На скамье об­виняемых теперь находились Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников и др.: 13 человек были приговорены к смертной казни, осталь­ные — к длительным тюремным срокам. В июне 1937 г. газеты сообщили о закрытом процессе и расстреле ряда видных воена­чальников, среди которых были М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич и др. Началась полоса преследований в Красной Армии, в результате которых было «вычищено» по различным причинам около 40 тыс. командиров и политработников. Рас­стреляны были три маршала из пяти, 14 командармов из 16, ре­прессированы все командующие военными округами и команди­ры корпусов, почти все командиры бригад и около половины ко­мандиров полков, около трети комиссаров полков, многие преподаватели военных учебных заведений. Таких потерь ко­мандного состава (именно высшего уровня) наша армия не имела даже в годы Великой Отечественной войны.

В марте 1938 г. состоялся 3-й открытый московский процесс («процесс 21»), по которому проходили Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, бывший глава НКВД Г.Г. Ягода и др.: 18 человек было рас­стреляно, трое приговорены к длительным срокам тюремного за­ключения. Это был последний крупный процесс, необходимости в дальнейшем разворачивании политики террора Сталин больше не видел. Основные цели были достигнуты: власть вождя стала беспредельной, общество было запугано. Поэтому в 1938 г. Ежов был объявлен «врагом народа», а на его место был назначении Л.П. Берия.

Итогом «большого террора» 1937—1938 гг. стала ликвида­ция значительной части так называемой ленинской партийной гвардии, которая в разные годы находилась в открытой или скрытой оппозиции к Сталину. В 1937 г. были приговорены к расстрелу 353 074 осужденных, в 1938 г. — 328 618 осужденных. При этом жертвами «большого террора» оказались не только ру­ководящие деятели большевистской партии и Советского государства, но и рядовые члены партии, а также беспартийные. Ма­ховик репрессий затронул миллионы людей. В системе ГУЛАГа в конце 1930-х гг. имелось 50 лагерей, свыше 420 исправитель­ных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. По офици­альным данным, только в 1937 г. число заключенных насчиты­вало около 1 млн. человек.