Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01_Тема № 19_СССР в 1930-е годы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
175.1 Кб
Скачать

Итоги коллективизации.

В результате форсированного созда­ния колхозов и раскулачивания произошло раскрестьянивание страны. Крестьянин перестал быть собственником, предприим­чивым и свободным тружеником. Он превратился в колхозах в поденщика, не заинтересованного в результатах своего труда из-за его плохой организации, обезлички и символической опла­ты. При введении в 1932 г. в СССР паспортной системы крестья­не не получили паспортов, т. е. были лишены права свободного передвижения, выбора места жительства и профессии. Наступи­ла эпоха второго закрепощения крестьянства, но уже не самодер­жавием, а Советским государством.

К пагубным экономическим последствиям привел массовый забой скота и снижение урожайности. Во второй пятилетке средне­годовое производство зерна снизилось до уровня 19091913 гг., хотя городское население в процессе индустриализации значи­тельно выросло.

На ряд десятилетий у советского руководства прочно укоре­нился глубоко ошибочный взгляд на колхозы как на источник дешевой сельскохозяйственной продукции и столь же дешевой рабочей силы. С января 1933 г. были введены обязательные по­ставки колхозной продукции государству по символическим це­нам, в 10 —12 раз меньшим, чем рыночные. Машинная техника до 1958 г. не принадлежала колхозам, а находилась в государст­венных МТС, которые обрабатывали колхозные поля за весьма высокую оплату своих услуг.

Колхозное производство жестко регламентировалось сверху партийными и государственными органами, вплоть до указаний, когда, что, на каких площадях сеять и убирать. Все это лишало колхозы самостоятельности и превращало в бесправный прида­ток административно-бюрократического аппарата власти. Кол­хозы никогда за годы советской власти не смогли досыта накор­мить страну.

Советская культура в 1930-е гг.

В образовании в эти годы бы­ли выполнены важнейшие задачи — ликвидирована неграмот­ность населения и введено всеобщее начальное обучение. По дан­ным переписи 1939 г., доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. началось введение все­общего начального (4-классного) образования. Строилось боль­шое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образовани­ем выросла с 233 тыс. в 1928 г. до более 900 тыс. в 1940 г. В сред­ней школе было восстановлено преподавание гражданской исто­рии. Открылись исторические факультеты в Московском и Ле­нинградском университетах. В то же время подверглась разгрому педология — наука о возрастных особенностях ребен­ка.

Существенные структурные изменения в 1930-е гг. произош­ли в научной сфере. Научные исследования осуществлялись ака­демическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими на­учными силами. Академия наук СССР являлась центром фунда­ментальной науки. Характерной особенностью деятельности академии стало проведение выездных научных сессий для помо­щи в решении конкретных задач модернизации экономики. В то же время механический перенос в науку форм и методов органи­зации промышленности и сельского хозяйства наносил фунда­ментальным исследованиям ущерб, так как ученые обязаны бы­ли, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «догнать и перегнать науку капиталистических стран» (в 1939 г. отменен как ошибочный). Несмотря на это, со­ветские ученые в 1930-е гг. добились ряда выдающихся резуль­татов. Под руководством академика С. В. Лебедева в 1932 г. впер­вые в мире был получен в промышленном масштабе синтетиче­ский каучук. В 1933 г. прошли испытания первой советской ракеты, и тогда же был создан Реактивный научно-исследова­тельский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в об­ласти ядерной физики (научная школа академика А. Ф. Иоффе) и в других отраслях фундаментальной науки. Так, ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленин­граде в 1936 г., стал самым крупным в Европе.

Но в 1930-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства советского руковод­ства. Начался поход против генетики (наука о законах наследст­венности), который возглавил агробиолог Т. Д. Лысенко, пользо­вавшийся покровительством Сталина. В результате глава совет­ских генетиков, всемирно известный ученый академик Н. И. Ва­вилов был репрессирован и уничтожен. Подверглась осуждению гелиобиология — наука о взаимосвязи солнечных явлений и жи­вых существ, а ее основатель А. Л. Чижевский был предан забве­нию. Были репрессированы физик-теоретик Л. Д. Ландау, авиа­конструктор А. Н. Туполев, конструктор ракет С. П. Королев и многие другие ученые. В обществоведении поддерживались ис­следования, ведущиеся только в рамках теории марксизма-лени­низма и партийных установок. В исторической науке была раз­громлена научная школа академика М. Н. Покровского. Главным историческим трудом была признана изданная в 1938 г. «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», в написании которого непосредственное участие прини­мал Сталин. «Краткий курс» стал своеобразным катехизисом сталинского правления.

В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Результатом этой «перестройки» стали ликвидация всех литературных объе­динений и группировок и создание единого Союза советских пи­сателей (первый съезд состоялся в 1934 г.). Впоследствии были созданы аналогичные союзы композиторов, архитекторов и дру­гих деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусст­во оказались под жестким партийно-государственным контро­лем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объ­являлся социалистический реализм, который обязывал писателей, художников, композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание уделялось производственным темам — индустриали­зации и коллективизации. К их отображению привлекались из­вестные авторы: М. Шолохов опубликовал «Поднятую целину», М. Шагинян — «Гидроцентраль», В. Катаев — «Время вперед!» и т. д.

Многие выдающиеся деятели литературы и искусства выну­ждены были работать без надежды на прижизненную публика­цию или общественную оценку своих произведений. Таковой судьбой отмечены роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повесть «Котлован» и роман «Чевенгур» А. Платонова, «Рекви­ем» А. Ахматовой и др. Травля и грубая критика, напоминавшая брань, стали уделом многих талантливых представителей совет­ской культуры. Музыкальные произведения Дм. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда — формализмом, картины А. Лентулова — пачкотней и т. д. В результате репрессий погибли писатели И. Бабель и Б. Пильняк, поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, режиссер В. Мейерхольд и многие другие выдающиеся деятели культуры.

В изобразительном искусстве в качестве образца пропаган­дировались художники-передвижники XIX в. Другие направле­ния или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича, других ярких представителей рус­ского авангарда в живописи. На многих полотнах художников в 1930-е гг. изображался Сталин, что свидетельствовало о благона­дежности живописца (А. Герасимов «Сталин и Ворошилов в Кремле»). Из числа известных советских художников того периода надо отметить: К. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. Дейнека («Оборона Петрограда», «Будущие летчики»), Б. Иогансон («Допрос коммунистов»), Ю. Пименов («Новая Москва»). Символом того времени стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

В архитектуре 30-е годы отмечены серьезными изменениями. Если в 20-е годы господствовал стиль конструктивизма, отличающийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм, что четко видно в творчестве братьев Весниных (Краснопресненский универмаг), К. Мельникова (клуб завода «Каучук»), то в 30-е годы все эксперименты в архитектуре оказываются под запретом. Торжествуют идеи монументальности и неоклассицизма, формируется так называемый «большой стиль», или сталинский классицизм. В этом стиле были построены Дом Совета Труда и обороны (арх. А.Я. Лагман), здание Библиотеки им. Ленина (арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх), жилые дома на Тверской улице в Москве, первые станции Московского метрополитена.

В киноискусстве произошел переход от немого к звуковому кинематографу. Первым советским звуковым фильмом стала картина «Путевка в жизнь». Создавались фильмы о событиях революции и Гражданской войны, шедеврами киноискусства на все времена стали ленты «Чапаев» (режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. Дзиган), трилогия о Максиме (ре­жиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг). Большим успехом пользо­вались музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Цирк» (ре­жиссер Г. Александров). Популярными были фильмы на историческую тематику: «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. Петрова.

Послеоктябрьской трагедией стал раскол отечественной культуры. Творческая жизнь русской эмиграции, несмотря на оторванность от Родины, была интенсивной. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались вы­ставки. В 1933 г. писателю Ивану Бунину была присуждена Но­белевская премия по литературе. Он стал первым русским писа­телем, удостоенным столь высокого признания. Ряд эмигрантов, среди которых были П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и Г. В. Вернадский, осмысливая исторический путь России, разработа­ли учение о евразийстве. Они доказывали, что Россия принадле­жит к двум мирам — Европе и Азии, что у России особое место в истории — быть связующим звеном между этими двумя конти­нентами и двумя типами цивилизаций. Инженер и изобретатель В. К. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп — первую пе­редающую телевизионную трубку. Авиаконструктор И. И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертоле­ты, получившие международную известность.