Последователи символического интеракционизма
Число теорий, которые были и могут быть выведены на базе символического интеракционизма почти бесконечны; применение интеракционного метода для решения конкретных проблем приведет к возникновению новых концепций. Приведем, некоторые уже известные теории.
Социология драматургии И. Гофмана со временем стала частью символического взаимодействия. Автор считает, что поступки людей объясняются посредством форм организации быта, повседневного общения. Так, повседневность становится основой абстрактной социологической теории. В отличие от символических интеракционистов И. Гофман рассматривает общество как театр, а общение между людьми носит характер драматургии. Цель такого подхода — найти способы адаптации людей к «сценарию» общественной системы. В драматургии символы понимаются как посредники между объектом и его значением. Значение есть способ связи символа и явления. Таким образом, явление не сводится к его символическому описанию. Отсюда следует, что работа социолога — найти исходные, скрытые под символическими системами не символические взаимодействия. Теория И. Гофмана — детерминистская версией символического интеракционизма.
В рамках символического интеракционизма реализуется также этнометодология Г. Гарфинкеля, которая изучает социальные аксиомы. Например, уместно ли шутить в какой-либо ситуации или лучше промолчать. Несоблюдение этих правил может разрушить взаимодействие. Г. Гарфинкель считает, что действия людей в основном рутинные, автоматические и необдуманные. В отличие от символического интеракционизма, этнометодология, не видит в людях стремления к бесконечному самоанализу и рефлексии. Связь этих двух подходов прослеживается в понятии «разговор», который понимается как «речь, ставшая действием» [6, с. 108]. Именно в этом процессе коммуникации люди объясняют и воспринимают себя, других и явления. Этнометодология занимается не просто анализом разговором (реплик), а «интеракционным анализом» (вербальных и невербальных контекстов). Таким образом, объединение двух направлений помогает изучить сложные общественные смыслы, действия и символы.
«Теория роли» Р. Тернера связана с символическим интеракционизмом. В ней рассматриваются исходящие от человека сигналы, которые помогут понять, какую роль он играет. Например, если мы принимаем в человеке «роль друга», то сможем выстроить наше поведение в соответствии с понятием дружелюбия. Это необходимо для того, чтобы разумно приспособить свою роль к изменяющимся обстоятельствам [7]. Концепция базируется на комплементарных парах: «враг-друг», «муж-жена», «учитель-ученик» и т.д. Также Р. Тернер пытается объяснить, почему в ситуациях, где возможно множество вариантов действия, человек выбирает именно такой сценарий, а не другой.
Наша идентичность зависит от ролей, которые мы выбираем, чтобы играть (вести коммуникацию) с обществом. «Теории идентичности» социолога Ш. Страйкера рассматривает проблему взаимодействия между нашим чувством индивидуального и массового. Теория идентичности Ш. Страйкера начинается с положения о том, что у нас есть столько идентичностей, сколько функций мы выполняем по отношению к социальным группам или организациям [8]. Теория Ш. Страйкера ищет ответы на вопросы: «в какой степени собственное самоощущение индивида связано с ролями, которые он играет?», «Какие роли мы на себя берем?», «Какие факторы влияют на выбор роли?» и т.д.
