Заключение
Правовое регулирование земельных отношений претерпело за последние два десятка лет существенные изменения. Кардинально изменились общественные земельные отношения. Возникли новые виды деятельности и новые варианты общественного взаимодействия. При этом не прекращается конкурентная борьба за земельные ресурсы, увеличивается негативное воздействие не только на землю, но и на иные природные объекты. Это делает актуальным новые исследования не только институтов земельного права и законодательства, но и научных категорий, включая проблемы земельного правоотношения.
Для обеспечения эффективного правового регулирования земельных отношений важно обновленное обращение к изучению проблем земельного правоотношения, которое бы учитывало специфику и единство юридической и социальной природы этого правового явления. Взгляд на земельное правоотношение только как на юридическую категорию не отражает в полной мере сущности этого явления. Автор солидарен с мнением, согласно которому феномен земельного правоотношения как разновидность правоотношения может быть познан исходя из единства категорий «общество - государство – право»1. Следовательно, изучение проблем земельных правоотношений должно отталкиваться от единства его правовой и социальной природы.
Для разработки эффективного правового механизма государственного воздействия на земельные отношения важно иметь наиболее объективные представления о земельных отношениях как о реальном социальном явлении. В противном случае государственно-правовое воздействие будет осуществляться с ошибками и искажениями.
Уяснение места и роли земельного правоотношения как социально-правового явления в общественных отношениях по поводу земли имеет решающее значение для успеха осуществления государственной земельной политики и государственно-правового воздействия на земельные отношения. Это в том числе дает представление о правовом механизме государственного воздействия на земельные отношения, а также о пределах такого воздействия.
В условиях возобновившихся дискуссий по поводу предмета земельного права и земельного законодательства подтверждается возможность и необходимость в современных условиях выделения в системе общественных отношений в качестве особого вида и единого предмета регулирования земельных отношений. Данное обоснование конкретизируется следующими доводами.
Земля способна предоставить обществу ограниченный перечень благ, которые невозможно получить путем использования других материальных объектов. При этом данные блага способен предоставить практически любой земельный участок. В связи с этим различные потребности и интересы в использовании земли конкурируют между собой, а потому требуют взаимосвязанного урегулирования.
Все социальные взаимодействия по поводу земли связаны между собой, поскольку их объектом является часть единого земельного пространства.
Земля является уникальным природным объектом, а потому подлежит охране вне зависимости от видов и форм ее использования.
Представление о земельных отношениях только как об экономических (материальных) не соответствует той многогранной роли, которую играет земля в обществе. В связи с этим следует исходить из необходимости обеспечения равного доступа к земле в целях реализации всех общественных потребностей и соответствующих им интересов.
Элементы, без которых земельное правоотношение не может состояться как социально-правовое явление, должны рассматриваться во взаимной связи. При этом в рамках выбранного концептуального подхода автор опирается на предложение В.Н. Протасова трактовать правоотношение как систему1.
Актуальным такой подход делает то, что при изучении земельного правоотношения не только как юридической категории, но и как социально-правового явления обращают на себя внимание элементы, имеющие и специально-юридическое, и общесоциальное значение.
Правовой норме, на основании которой возникает земельное правоотношение, части земной поверхности и конкретным благам, предоставляемым землей, как объектам отводится при этом место существенных предпосылок земельного правоотношения. При таком подходе не возникает противоречий между определением состава земельного правоотношения как юридической категории и его определением как реального социального явления. Нет сомнения в том, что со специально-правовых позиций под содержанием земельных правоотношений следует понимать субъективные права и обязанности участников правоотношения.
В ходе исследования сделан вывод о том, что при включении земель в процессы правового регулирования и определении правовой формы объекта помимо правовых должны учитываться и факторы, имеющие социальный, экономический и экологический характер.
В исследовании сделан вывод о том, что категория «объекты земельных правоотношений» шире по составу, чем категория «объекты имущественных прав на землю». К последней могут быть отнесены, по сути, земельные участки и земля как объект права публичной собственности.
Сделан вывод о необходимости обратить внимание не только на юридические факторы формирования субъектного состава земельных правоотношений (общие представления права о субъекте, его правовом статусе, др.). Для земельно-правового регулирования важно и то, какие участники общественных отношений используют землю, их социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе, какие цели они преследуют в использовании земли.
На основании сказанного можно согласиться со следующим понятием субъектов земельных правоотношений: субъекты земельных правоотношений - это участники земельных общественных отношений, наделенные определенными социальными ролями, реализующие в правоотношении свои субъективные права и обязанности в соответствии с земельно-правовой нормой1.
При обращении к видам и составу субъектов земельных правоотношений можно прийти к заключению, что принадлежность субъекта к той или иной социальной группе важна потому, что в ней формируется некий интерес в использовании земли.
В работе сделан вывод, что правовыми факторами, формирующими особый перечень прав и обязанностей отдельных категорий субъектов, закрепленных в законодательстве и составляющих основу их правосубъектности, являются: представление законодательства и права о субъектном составе участников земельных правоотношений, об объеме прав и обязанностей, которые следует этим субъектам предоставлять, о принципах и порядке взаимодействия данных субъектов при вступлении их в правовые земельные отношения. В качестве социальных факторов выделены: специфика участников общественных земельных отношений, особенности взаимодействия лиц; содержание государственной земельной политики в данном государстве в данный исторический период в части предоставления преимуществ или ограничений в использовании земель отдельным категориям лиц.
Категория «земельное правоотношение», безусловно, обладает самостоятельным научным значением. Вместе с тем существенную теоретическую и практическую ценность имеют те исследования, в которых изучение проблем земельных правоотношений осуществляется для раскрытия сложных явлений взаимодействия права и общества. Из этого ряда и проблемы, касающиеся государственно-правового воздействия на земельные отношения.
Обращение к земельному правоотношению как социально-правовому явлению (с точки зрения единства его социальной и правовой природы) наряду с разработкой современной концепции земельного законодательства является, по мнению автора, шагом к формированию общей концепции государственно-правового воздействия на земельные отношения. Основные составляющие такой концепции - идеи государственной политики в области управления земельными ресурсами, система правовых механизмов и правовых средств правового воздействия на земельные отношения, земельные правоотношения и земельный правопорядок. При этом в основе концептуального подхода к изучению земельного правоотношения остаются идеи рационального, неистощительного использования земли и устойчивого развития общества.
