- •Позднеантичное и раннехристианское искусство III-IV вв.
- •3. Раннехристианская монументальная живопись
- •4. Ранневизантийская архитектура
- •5. Монументальная живопись VI в.
- •6. Монументальная живопись VII в.
- •7. Искусство христианского Востока. Иллюстрированные рукописи и иконы ранневизантийского периода.
- •8. Иконоборчество. Светское искусство ранневизантийского периода. Искусство Рима VIII–IX вв.
- •9. Сложение крестово-купольного храма
- •10. Архитектура 9-12 вв.
- •11. Монументальная живопись 9-10 вв.
- •12. Иллюстрированные рукописи иконы Македонского периода.
- •13. Монументальная живопись второй четверти XI в.
- •14. Иллюстрированные рукописи и иконы Комниновского периода.
- •15. Монументальная живопись Комниновского периода до середины XII в.
- •16. Монументальная живопись позднего Комниновского периода.
- •17. Искусство первой половины XIII в.
- •18. Искусство второй половины XIII в.
- •19. Архитектура поздневизантийского периода.
- •20. Искусство первой половины XIV в.
- •21. Искусство второй половины XIV – первой половины XV в.
- •22. Искусство первой половины XV в.
4. Ранневизантийская архитектура
В искусстве IV–V вв. контуры того особого художественного явления, которое соответствует понятию «византинизм», еще расплывчаты. Средства для выражения христианских мыслей и образов не были прояснены окончательно; их только пробовали найти, пытаясь приспособить для этого античное наследие. Разнообразные усилия художников этого времени были синтезированы в VI в. в искусстве эпохи Юстиниана и его преемников, когда окончательно складывается византийский стиль. В гигантской пышной империи Юстиниана отчеканиваются основы византийской государственности, церковности, культуры, искусства. Централизованная власть господствует над обширными провинциями, централизованная Церковь торжествует победу над ересями. Константинополь рассматривается как центр мира. Здесь вырабатываются все основные установки в искусстве; импульсы из Константинополя определяют художественную жизнь периферии. Начиная с VI в. и далее, во все века существования Византии, в ее искусстве четко выделяется столичная школа.
В архитектуре юстиниановской эпохи доминирует купольный тип. Преобладание его связано с потребностями Церкви и необходимостью архитектурного выделения не только алтаря, но и подкупольного центрального пространства, где помещался амвон (возвышение для чтения богослужебных книг и произнесения проповедей). В VI в. сводчатая архитектура стала в Византии господствующей, вытеснив эллинистический и римский базиликальный тип. По своей выразительности купольная архитектура более подходила восточнохристианской Церкви, чем базиликальная, оставшаяся основной формой зодчества всего средневекового Запада. Сводчатую архитектуру знал и Рим, и христианский Восток. Однако именно Константинополь, заимствовавший из Рима традиции купольного строительства, воплотил их в формах, обладающих новой символикой содержания и невиданной значительностью масштаба.
Самая величественная постройка юстиниановской эпохи – Св. София в Константинополе – патриарший собор, возведенный в 532–537 гг. прославленными зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.
Сооружение, уникальное по замыслу и воплощению, София не имела прямых предшественников и последователей в византийском зодчестве. По архитектурному типу София представляет собой купольную базилику – сложное сочетание базилики и поставленного над ней купола, подчеркивающего ее центр. Базилика невольно укорачивается, «подтягивается» к середине. Центрическое начало доминирует, купол царит в пространстве, становясь важнее алтаря. Купольные базилики как особый архитектурный тип известны с кон. V в. (Мериамлык, Алахан-Манастир), однако вряд ли они могли стать образцами для зодчих Св. Софии. Выражаясь знаменитыми словами Браманте, можно сказать, что в основе замысла Св. Софии лежит стремление соединить самые масштабные постройки Рима – поставить купол Пантеона на базилику Максенция. Гигантское по объему сооружение (площадь – 75,5 х 70 м), с необычно большим куполом (диаметр – 32 м, высота – 65 м), парящим над огромным легким пространством, Св. София предстала когда-то перед своими современниками как настоящее чудо строительного искусства. В основе конструкции Св. Софии лежит хитроумная фантазия и точнейший расчет. Четыре мощные центральные столба, поддерживающие купол, разделяют внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный; в нем же преобладает средняя подкупольная часть. Продольный распор купола (с запада на восток) погашается системой постепенно уменьшающихся полукуполов: с двух сторон к центральному куполу примыкают большие полукупола, к каждому из которых, в свою очередь, прилегают по три полукупола меньшей величины. С западной стороны центральный из трех малых полукуполов заменен цилиндрическим сводом, соответствующим главному, императорскому входу из нартекса в храм. Остроумная архитектурная композиция, динамика которой основана на возникновении пространства купола из полукуполов, является в то же время идеальной системой статического равновесия по продольной оси здания. Необычная инженерная конструкция создает образ саморазвивающегося пространства, перетекающего, свободного, всюду открытого глазу и, кажется, освобожденного от каких-либо опор и преград.
Ритмическая система полукуполов прекрасно связывает композицию базилики с куполом; мощно выделяя центр, она в то же время подчеркивает направленность движения к алтарю. Конха апсиды включена в систему полукуполов, благодаря чему обе части архитектурной композиции, предназначенные для священнодействий, купол и апсида, амвон и алтарь оказываются неразрывно связанными. Поперечный распор купола (с севера на юг) переносится через систему крестовых сводов боковых нефов на мощные столбы – контрфорсы, размещенные в наружных стенах, по два с каждой стороны напротив подкупольных опор (всего восемь).
Центральное пространство с висящим над ним куполом, прорезанным 40 окнами, окружено двухэтажной обходной галереей боковых нефов и нартекса. Перекрытые крестовыми сводами, включающие в себя множество колонн и поперечных перегородок, соразмерные по высоте с человеческим масштабом, боковые нефы представляют собой эффектную анфиладу арочных проемов и живописных перекрестий колоннад. По своим композициям они близки светскому дворцовому строительству. Царящий в них дух земной организации контрастен к кажущейся иррациональности центрального пространства, призванного быть вместилищем Бога.
Св. София выстроена из кирпича с прокладками из тесаного камня, а ее массивные подкупольные столбы – из крупных отесанных блоков известняка. И, однако, тяжесть ее каменных стен и столбов совсем не чувствуется; формы выглядят невесомыми, материя –незаметной. Все массивное, вещественное исключается из этой архитектуры, призванной лишь обрамлять бесплотное пространство, но не отвлекать от его чистого созерцания присутствием чего-либо откровенно материального. Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, гладкими, светлыми, способными отражать потоки света; их зеркальные поверхности ликвидируют тяжесть опор. Все стены Софии воспринимаются как тонкие перегородки. Наружные стены выглядят ажурно, ибо они почти сплошь заняты окнами. Внутренние стены, отделяющие боковые нефы от центрального, кажутся прозрачными. Облегченные внизу частыми аркадами (в двух этажах), а вверху – многочисленными окнами, они утрачивают каменную «телесность», превращаются в хрупкие преграды. Все тектонические силы в здании оказываются спрятанными. Предметом созерцания становится идеальное, несоизмеримое с человеческим масштабом пространство, а не его пластическое земное окружение. Лучи света, обильными потоками льющиеся в Св. Софию, делают это пространство торжественным и светящимся. Совершенной своей центричностью оно побуждает не к физическому движению, а к зрительному и мысленному созерцанию.
Другое замечательное сооружение юстиниановской эпохи в Константинополе – церковь Свв. Сергия и Вакха, выстроенная, вероятно, теми же архитекторами, Анфимием из Тралл и Исидором из Милета, несколько раньше, чем Св. София, между 527 и 536 гг. По типологии, это центрическая постройка с куполом. Восемь могучих столбов, на которые опирается купол, составляют октогональную структуру, вписанную в кубический объем здания. Ниши заполняют углы квадратного плана. Между столбами (кроме восточных) помещены чередующиеся прямоугольные колоннады и полуциркульные экседры в двух ярусах. Все они – прозрачные, ажурные, так как открываются в подкупольный центр тройными аркадами на тонких колонках. Создается сквозная видимость всего пространства и идеальная равнозначность его частей. Узкий круговой обход, опоясывающий подкупольный центр в обоих этажах, несравним с ним по величине.
Тяжесть восьми подкупольных столбов скрыта благодаря облицовке их поверхностей мраморными плитами светлых тонких оттенков. По окружности храма над капителями колонн первого яруса проходит каменный фриз тончайшей резьбы, похожей на кружево. Он опоясывает все подкупольное пространство храма, подчеркивая его замкнутость и цельность. Вся структура здания абсолютно центрична, что соответствует представлениям об идеальности созданного здесь особого отгороженного мира.
Масштабные соотношения – иные, чем были в классической архитектуре, пространственные величины уменьшаются сверху вниз: огромный купол доминирует над всем, второй ярус больше первого. Однако, несмотря на такие особенности, в этой архитектуре нет ничего тяжелого и давящего. Напротив, вся она – легкая, будто парящая; многочисленные экседры, ниши, сквозные колоннады, окна вверху прорезают и облегчают стены. Этому же служит и переливчатый цвет мраморной облицовки, и мозаика купола (не сохранилась), и кружевная резьба камня. Весь этот драгоценный убор скрывает массив стен, их тектонику и пластику. Архитектура будто отрешается от мира и очищается от чувственных образов. Ритмы ее интерьера построены на постоянном круговращении параболических, эластичных, вогнутых линий и форм. Создается мир идеальной отрешенной красоты, где не ощущается тяжесть и какие-либо реальные взаимосвязи.
Архитектура церкви Свв. Сергия и Вакха послужила образцом для храма Сан Витале в Равенне, построенного несколько позже, в 526-546 гг. Сан Витале не повторяет в точности церковь Свв. Сергия и Вакха ни в плане, ни во внутреннем пространстве, ни в стиле, но представляет собой свободный вариант того же архитектурного типа.
Церковь Сан Витале – центрическое восьмигранное сооружение (октогон) с куполом на восьми подкупольных столбах и с круговым двухъярусным обходом вокруг подкупольного пространства. Обходная галерея открывается в центр экседрами в двух этажах, все они – полукруглые, с полусферическими завершениями. Одна из них, восточная, являющаяся алтарем, отодвинута от центрального пространства на восток прямоугольным помещением – пресбитерием, перекрытым крестовым сводом. Купол, поднимающийся над центром, достаточно легкий, так как сложен не из кирпича, а из полых керамических трубок (особенность строительной техники Равенны), и поэтому не имеет сильного бокового распора.
Пространство Сан Витале центрично, как и в церкви Свв. Сергия и Вакха, однако характер его – другой, чем в столичном храме. В интерьере Сан Витале, в подкупольной части, доминируют вертикальные линии: восемь подкупольных столбов имеют трапециевидную форму, узкая грань которой обращена в центр и к тому же прорезана каннелюрами. Тем самым вертикальные линии умножены и составляют костяк композиции. Какая-либо горизонталь в виде пластического пояса, как это было в церкви Свв. Сергия и Вакха, в Сан Витале отсутствует. Вертикальная устремленность столбов в Сан Витале подчеркивает их структурность, их телесную материальную природу, которую в церкви Сергия и Вакха стремились скрыть разными способами. В результате, в Сан Витале – устремленность вверх хорошо обозримых, реальных линий и форм, в то время как в церкви Свв. Сергия и Вакха – исчезновение их в парящем пространстве и ажурном декоративном покрове. Сохранение телесности, как и экспрессия вертикалей, создают особый акцент, свойственный скорее западному художественному мышлению. В отличие от гармонии в композиции и покоя в ощущении внутреннего пространства, свойственных константинопольской церкви Сергия и Вакха, в равеннском храме гораздо больше контрастов. В Сан Витале, построенном в Италии, хотя и на землях, принадлежавших в это время Византии, будто соединены западные и восточные черты. Моделью был византийский образец, западным оказался стиль этой архитектуры.
Самое масштабное и великолепное сооружение юстиниановской эпохи, Св. София, не стала образцом для последующего развития византийской архитектуры, однако дала для него мощный импульс. Окончательно восторжествовала идея купольного храма, что привело к изменению привычной структуры базилики и созданию особой типологии – купольной базилики, ставшей распространенным видом зодчества с VI в.
Среди важнейших зданий этого типа – церковь Св. Ирины в Константинополе, возведенная после 532 г. Трехнефный храм первоначально имел один купол, сдвинутый к востоку, и, вероятно, цилиндрический свод над западной частью центрального нефа. Боковые нефы и галереи были перекрыты крестовыми сводами, доходившими во втором ярусе до уровня пят подпружных арок купола. После землетрясения 740 г. над западной частью возведен вспарушенный свод, купол над восточной частью был повышен, а подпружные арки с севера и юга от него расширены и соединены с внешними стенами.
Купольная базилика в Каср-ибн-Вардан в Сирии (ок. 564 г.) представляет собой почти кубический объем с большим куполом над центральной частью. Его опоры слиты с кладкой стен. Восточная и западная подпружная арки сильно расширены. С севера и юга купол примыкает к крестовым сводам над боковыми нефами и галереями, через которые распор переносится на толстые внешние стены.
Возведение купола требовало применения принципа центрической композиции. Поэтому наиболее удачным оказался особый архитектурный тип, явившийся соединением базилики, крестообразных и купольных сооружений. Свое идеальное разрешение он нашел в церкви Свв. Апостолов (сер. VI в.), самом большом после Софии здании Константинополя, выстроенном, вероятно, теми же зодчими (церковь разрушена в 1462 г. после захвата Константинополя турками). К центральному, перекрытому куполом пространству с четырех сторон примыкали рукава гигантского креста, каждый из которых был перекрыт куполом. Центральный купол, точно такой же, как в Св. Софии, превосходил остальные. Уравновешенность архитектурной композиции, симметричная упорядоченность материальных форм, охватывающих пространство, гармоническое соответствие пространственных зон подчеркивали господство центрального пространства с доминирующим над ним главным куполом.
Сходное архитектурное решение – в церкви Св. Иоанна в Эфесе (завершена в 565 г.), отличающееся от церкви Свв. Апостолов большей протяженностью с запада на восток: входной, западный рукав креста длиннее остальных на одну пространственную ячейку, перекрытую куполом, благодаря чему над базиликой высилось шесть куполов. Купола опирались на мощные столбы, между которыми помещались аркады на колоннах, отделяющие средний неф от боковых. Боковые нефы и находящиеся над ними галереи (хоры), точно так же открытые в центральной неф аркадами, огибали рукава пространственного креста. Простой спокойный план, ясная ритмическая расчлененность и повторяемость пространственных зон, двухъярусный боковой обход, огибающий все здание, создавали впечатление пространственного единства и тактично соединяли идею базилики и купола.
Зодчеству юстиниановской эпохи свойственны общие черты: грандиозность масштаба, смелость инженерии, индивидуальность облика каждой постройки, подражание римской архитектуре вместе с интенсивным поиском новых композиционных и пространственных решений. Подобно тому как величие империи Юстиниана сравнимо с блеском имперского Рима I–II веков, так и строительство юстиниановской поры имеет много реставраторских по отношению к Риму тенденций. Чрезвычайно важные для дальнейшего развития византийского зодчества элементы, устоявшиеся в постройках VI века, – это наличие купола и центричность внутреннего пространства.
