Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мой окончательный курсач за 2 курс.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
271.36 Кб
Скачать

2.3. Операции в 1944-1945 гг.

Своеобразной кульминацией мероприятий по дезинформации можно назвать операцию «Fortitude» («Стойкость духа»), подготовившей почву для успешной высадки союзников в Нормандии. «Фортитьюд» разрабатывалась с декабря 1943 г. и была завершена непосредственно в «день Д» 6 июня 1944 г. За это время были сфабрикованы два войсковых объединения, расположенных в Великобритании и якобы ориентированных на северное направление в Норвегию и южное – Па-де-Кале. Как и в «Мясном фарше», главной целью британских спецслужб было обмануть ожидания германского руководства о районе высадки союзных войск. В конечном итоге, Верховное командование Германии было убеждено, что в качестве главного стратегического пункта союзники рассматривают район Кале. Туда и были направлены основные немецкие танковые дивизии67. Дезинформация была передана германскому руководству британским двойным агентом «Гарбо», который также играл ключевую роль в упомянутой операции «Факел».

После высадки союзных войск в Нормандии агентам SOE стало легче сотрудничать с участниками Сопротивления. Их следующей целью была танковая дивизия СС «Рейх», которая направлялась к берегам Нормандии, чтобы помешать союзным войскам закрепиться на этой территории. Агенты британской разведки смогли заменить топливо во всех железнодорожных вагонах дивизии на абразивную смазку, предназначенную для обработки поверхности металлов. Таким образом, дивизия прибыла на место не в полном составе и с задержкой на 17 дней. К тому времени, союзные войска уже прочно закрепились во Франции68.

В 1944 г. Управлением специальных операций был подготовлен план покушения на Гитлера, получивший название «Фоксли» (Foxley). Британские спецслужбы, разумеется, были не первыми, кто планировал убийство фюрера, и изначально предполагалось сделать это как можно раньше. Рассматривались варианты подрывной деятельности (свести поезд с рельсов) и отравления. Но вся информация о передвижениях Гитлера была недоступна, а для того, чтобы подсыпать яд, нужен был агент в ближайших кругах Гитлера. Финальный план заключался в том, чтобы снайпер застрелил Гитлера в его резиденции в Бергхофе69. Этот план одобрил сам премьер-министр Уинстон Черчилль, но у него было много противников в этом вопросе среди союзников и в структурах самой разведки. На тот момент поражение Германии уже представлялось неизбежным, в связи с чем высказывались опасения, что в случае смерти Гитлера его место может занять более талантливый руководитель и тем самым, возможно, продлить войну. Помимо этого печальный опыт операции «Антропоид» с его последствиями убийства Рейнхарда Гейдриха внушал опасения, что убийство фюрера приведёт к ещё большим потерям и ожесточению немцев70.

Глава 3. Успехи и неудачи ми-6 в годы Второй мировой войны

3.1. Достижения британской Секретной разведывательной службы

Мы рассмотрели крупнейшие операции, проведённые МИ-6 на германском направлении в годы Второй мировой войны. Из приведённых примеров видно, что успех определённых союзнических операций во многом зависел от «фундамента», закладываемого британскими спецслужбами. Проследив историю развития МИ-6 вплоть до начала Второй Мировой войны, можно заметить, какими быстрыми темпами британская разведка повышала эффективность своей работы. В первой главе мы говорили о недостатке финансирования, которое крайне негативно сказывалось на результатах работы Секретной разведывательной службы. Помимо этого длительная ориентация разведки на советское направление требовала задействования лучших сил СИС для противодействия СССР. Поэтому можно предположить, что в случае более пристального внимания к Германии в 1930-х гг. британской разведке удалось бы собрать больше необходимой информации к началу войны. Тем не менее, на первых этапах войны в МИ6 смогли добиться хороших результатов, главным показателем чего была деятельность дешифровщиков из Блетчли-Парка. Взлом «Энигмы» в 1940 г. имел огромное значение для победы союзников. Как мы упоминали выше информация, добытая британскими дешифровщиками, имела первостепенное значение во многих проводимых операциях. Сам Уинстон Черчилль высоко оценивал работу МИ6 и называл людей Блетчи-Парка «мои гуси, несущие золотые яйца и при этом помалкивающие»71. Также известный историк Гарри Хинсли, служивший в Блетчли-Парке в качестве ассистента математиков Алана Тьюринга и Макса Ньюмана72, говорил, что британские дешифровщики поставляли очень ценную информацию, благодаря которой было спасено бессчётное количество жизней73.

Стоит отметить, что работа за пределами Великобритании давала больше возможностей получать необходимую разведке информацию. Известный двойной агент советской разведки, занимавший пост заместителя начальника СИС, Ким Филби, писал74, что в этом заключалась основная разница между работой МИ-5 и МИ-6. Так как МИ-5 действует на территории Великобритании, эта служба имеет тесную взаимосвязь с правительством. В случае необходимости МИ-5 может надавить на него для получения санкций на нарушение закона и, получив такое «разрешение», прослушивать телефоны в посольствах и штаб-квартирах Коммунистической партии и т.п. Но в то же время МИ-5 необходимо действовать осторожно, так как за любую ошибку ответственность будет ложиться не правительство. МИ-6 в свою очередь не имеет подобных ограничений, так как поддерживает связь только с Министерством иностранных дел, которое, как пишет Филби, может спокойно отрицать свою причастность. Таким образом, деятельность на чужой территории давала МИ-6 сравнительную свободу действий.