Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мой окончательный курсач за 2 курс.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
271.36 Кб
Скачать

1.2 Направления деятельности

Итак, к 1930-м гг. сеть внешней разведки Великобритании значительно расширилась. «Станции» СИС действовали по всему миру. В Европе штабы СИС находились в Осло, Стокгольме, Копенгагене, Хельсинки, Риге, Гааге, Варшаве, Праге, Бухаресте, Будапеште, Риме, Софии, Афинах, Берне, Брюсселе, Париже, Вене и Берлине. В Азии инфраструктура СИС располагалась в Шанхае, Гонконге, Японии, на Цейлоне. В ближневосточных, средиземноморских и арабских государствах: в Алжире, Стамбуле, Каире, Дамаске, Багдаде, Тегеране, Адене, Иерусалиме, Адис-Абебе, на Кипре и Мальте. Несколько штабов действовало за Атлантическим океаном: в Нью-Йорке, Мехико, Гондурасе, Панаме, Тринидаде, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе, на Бермудских островах.

Британское правительство долгое время не воспринимало Германию как серьёзную угрозу, рассматривая её укрепление как «противовес» Франции. Однако распространение и укрепление нацистской идеологии на германской территории приводило к кризисам во внешних интересах Великобритании. Так из-за покровительства англичан над гонимыми евреями в подмандатной Великобритании Палестине вспыхнуло арабское восстание 1936-1939 гг. На штаб СИС в Иерусалиме возлагались задачи по сотрудничеству с правительствами соседствующих стран (лучший информационный канал был «настроен» с правительством Ирака) и контролю уровня миграции евреев и их передвижением через Дарданеллы36. Помимо этого британская внешняя разведка столкнулась с кризисами во время второй итало-эфиопской войны и испанской гражданской войны. Однако в этих конфликтах Великобритания принимала участия лишь косвенно, станции СИС на Мальте и в Испании были не способны эффективно работать при малом финансировании и не могли противодействовать распространению нацистского влияния37.

В начале 1930-х гг. силы внешней разведки ещё были направлены на борьбу с коммунистической угрозой, появившейся в 1917 г38. В межвоенный период противодействие СССР осуществляли в основном военные, но немалую роль играла Правительственная Школа Кодов и Шифров, которая с момента своего создания в 1919 году перехватывала советские радиограммы, телеграфные сообщения, занималась вскрытием дипломатической переписки. С помощью полученной информации пресекались попытки со стороны Советской России экспортировать революционные настроения в другие государства и в частности в Великобританию. В 1930-е гг. в ее составе появились новые секции: военно-морская, армейская и военно-воздушная39. До Второй Мировой войны работа «школы» была не столь эффективна, но метод проб и ошибок в межвоенный период позволил усовершенствовать систему, что в дальнейшем привело к победе британских спецслужб в борьбе с германскими криптосистемами.

Во второй половине 1930-х годов МИ-5 ещё активно действовала против советских агентов на своей территории, силы же внешней разведки уже были переориентированы с СССР на страны «оси»: главным образом, Германию, а также Италию и Японию. В связи со сближением Гитлера и Муссолини регион Средиземноморья стал центральным в деятельности внешних разведывательных сил. Существенным для СИС было получение достоверной информации о сосредоточениях военно-морского флота, о береговой охране, авиации, состоянии аэродромов и военных объектов40. Велась политическая, военная, промышленная, радио- разведка, разведка в области пропаганды ‒ то есть по всем направлениям, чему способствовало увеличение финансирования. Британские спецслужбы активно вели пропагандистскую и диверсионную деятельность в аннексированных Германией Чехословакии, Австрии и в странах Южной и Юго-Восточной Европы, находящихся под угрозой оккупации41. Действовали как «легальные», так и «нелегальные» резидентуры, речь о чём пойдёт в следующем параграфе. Под предлогом заинтересованности в конфликте между Францией и СССР в 1936-1937 гг. британские авиационные силы активно сотрудничали с немецкими, при этом настоящей целью была разведка о состоянии германской авиации.

В эти же годы британские криптоаналитики столкнулись с проблемой дешифровки новой системы, применяемой немцами и японцами. В довоенный период больше достижений в работе по взлому кодовой системы уже упоминавшейся «Энигмы» было у польских и французских специалистов. Однако со стартом операции «Ультра» вскоре после начала войны именно британские специалисты добились серьезных успехов, что будет подробно рассмотрено в следующей главе.

Большую роль в получении информации сыграло сотрудничество британской разведки с французскими спецслужбами. К совместной работе в 1920-х Великобританию и Францию побудила коммунистическая угроза, а в середине 1930-х страны стали очень тесно сотрудничать по германскому вопросу. Обе стороны делились информацией о германской военной разведке (Abwehr) и службе безопасности (Shutzstaffel), а также об используемых ими методах, пропаганде нацистского режима и завербованных агентах на территориях других государств42.

Таким образом, долгие годы, работая на советском направлении, британское правительство только в середине 30-х гг. ХХ в. осознало острую необходимость борьбы с распространением нацистской идеологии. С 1935 г. и до конца войны основной задачей СИС стало противодействие странам «оси» под эгидой Гитлера. На германское направление были пущены все силы британской внешней разведки, поэтому именно это направление будет подробно рассматриваться в этой работе.