- •Тема 7.Формы(источники)права.
- •1.Понятие и виды форм и источников права. Нормативно-правовой акт, судебный прецедент,правовой обычай, судебная доктрина.
- •2.Нормативный договор как форма права.Понятие обычая. Соотношение права и обычая.Деловой обычай и деловое обыкновение. Правовой обычай. Обычное право.
- •3.Понятие судебного прецедента. Соотношение судебного прецедента и иных форм права. Судебная и арбитражная практика в нормативном регулировании. Административный прецедент.
- •4.Нормативный правовой акт:общая характеристика. Признаки нормативно-правовых актов, их отличие от нормативных и правовых актов.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- •5. Юридическая доктрина. Доктрина и комментарии к юридическим текстам. Нормативный договор:типовой и примерный.Межгосударственные и международные договоры. Рецепция права.
3.Понятие судебного прецедента. Соотношение судебного прецедента и иных форм права. Судебная и арбитражная практика в нормативном регулировании. Административный прецедент.
Под судебным прецедентом обычно понимается ранее вынесенное решение суда, обоснование которого признается обязательным при рассмотрении судами той же или низших инстанций последующих дел аналогичного характера, а под прецедентным правом - совокупность норм, сформулированных в решениях судов.[1] Это также весьма распространенная форма права, однако существенно отличающаяся от нормативно-правового акта как по процедуре появления «на свет», так и по органу, создающему право.Таким органом является суд.Судебный прецедент создает не любой суд – это неверное, хотя и бытующее мнение. Судебный прецедент создается, как правило, высшим органом судебной системы. Следует учитывать, что в современном мире отсутствуют государства, в правовой системе которых действуют только судебные прецеденты. В США, например, действуют и законы, и судебные прецеденты, то же и в Англии. Более того, в так называемой англосаксонской правовой системе идет процесс, при котором увеличивается удельный вес статутного права, а в романской правовой системе (Франция, Германия и т.д.) увеличивается удельный вес прецедентного права.Этот же процесс характерен и для России. Многие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ приобретают характер судебных прецедентов, когда в них конкретизируются и детализируются общие нормы закона, когда раскрывается и устанавливается однозначное понимание оценочных понятий.
Рассмотрение судебного прецедента как формы права органично связано и с таким вопросом: а сама по себе судебная и арбитражная практика являются ли источниками права? Судебная и, соответственно, арбитражная практика – это не просто рассмотрение судами тех или иных дел, не просто деятельность судебных органов, определяемая, оцениваемая в показателях статистики. Такой подход к судебной практике существует, но он исходит из презумпции, что суд – это просто «уста» закона, что суд не творит право.Однако есть и иное определение судебной практики. В этом случае под судебной практикой понимается такая деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения.
В этом подходе признается творческая роль суда, когда в итоге, в результате рассмотрения однородных дел появляются однородные решения, складываются устойчивые образцы, примеры понимания тех или иных юридических понятий, терминов и т.д.
Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях Верховных Судов, инструкциях Высшего Арбитражного Суда и т.д. И в этих формах, когда в итоге складываются либо четкие правовые нормы, либо такие образования, как правоположения, которые могут перерасти в норму, судебная практика, арбитражная практика становится источником (формой) права.Но как пример для решения конкретных, аналогичных дел – и не более того.[2]
Административная практика - это деятельность многочисленных (за исключением судебных) государственных органов по решению стоящих перед ними задач. Говорят и об административном прецеденте - т. е. о таком поведении органа государства, любого должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах. Как и судебный, административный прецедентв Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов создаются правила поведения, которые реально действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда и отменяют последнее. Впрочем, этот вопрос — «административный прецедент как источник права» - юридической наукой разработан очень слабо.[3]
Вывод: Прецедент , как источник права, динамичен и подстраивается под изменения в обществе, он выражается в создании образцов решения аналогичных дел. Но в то же время возможен и произвол ,т.к. при не всегда образцы могут учесть все детали судебного дела.
Лит-ра:[1] М.М. Богуславский. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО. УЧЕБНИК. Юристъ. 2005.
[2]Венгеров. Теория государтсва и права:учебник;
[3] Лазарев В.В., Липень С.В.. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Издательство «Спарк»,1998.
