Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
переделка.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
113.66 Кб
Скачать

12

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.

Теоретическая часть («Вот белое, вот черное. Не сделаешь ничего»)

1.1.

История русского авангарда: обратно в XX век

1.2.

Футуристы задумали одолеть солнце

2.

Исследовательская деятельность («Я стал подобен…Солнцу и Луне»)

2.1.

От панковского «Фаэтона» до авангардного «АукцЫона»

2.2.

Петербургское солнце или московская психоделика?

Заключение

Список используемой литературы

  1. Введение ……………………………………………………………………………3

  2. 1. «Вот белое, вот черное. Не сделаешь ничего»………………………………...4

1.1.История русского авангарда: обратно в XX век…………………………………4

1.2.Футуристы задумали одолеть солнце…………………………………………….6

2. «Я стал подобен…Солнцу и Луне»………………………………………………...7

2.1. От панковского «Фаэтона» до авангардного «АукцЫона»…………………….7

2.2. Петербургское солнце или московская психоделика?.........................................8

  1. Заключение………………………………………………………………………..10

Список используемой литературы ……………………………………………...11

ВВЕДЕНИЕ

Революция 1917 года. Революция в головах людей, в политическом устройстве России, в ее социальной жизни, которую предшествовал и предвещал переворот в духовной жизни страны – вступление авангардизма в ряды русского искусства. Этот переломный момент вхождения авангарда имел большие последствия: его кричащий, дерзновенный дикий облик, являющий, как он утверждал, эпоху нового искусства, был публикой воспринят не всерьез и даже враждебно.

Борьбу между новым и старым (господствующие в России направления до появления авангардизма) мирами в искусстве описала в 1913 году первая футуристическая опера Матюшина, Крученых и Малевича «Победа над солнцем», повествующая о свержении солнца, как символа старого мира и красоты, и установлении нового авангардного мира. Опера произвела большое недовольство среди критики, но спустя некоторое время, ко второй половине 20 века, стало ясно, что победа свершилась, когда авангардное наследие нашло понимание и стало вновь возрождаться в новой форме. Это направление и остальные, из него вытекающие, охватывали разные сферы искусства, в том числе и музыку. Авангардные мотивы современности можно услышать, как у зарубежных, так и у отечественных исполнителей.

Среди них особо выделяется российская группа «АукцЫон», исполняющая экспериментальную, авангардную и психоделическую музыку на стихи обэриутов и заумной поэзии, но при этом оставляя сюжеты, полные символизма, романтические мелодии и общее восхищение красотой. Неужели внутри музыкального диссонанса песен группы возникает такой же конфликт, какой возник в опере и в искусстве начала 20 века? И кто в итоге одержит победу? Изучению этих вопросов и посвящена данная работа.

Цель: обозначить главенствующий образ, используемый в композициях музыкальной группы

Задачи:

  • определить значения символов в опере «Победа над солнцем»,

  • исследовать творчество группы «АукцЫон»,

  • проследить наличие образов в музыке группы и сопоставить их с образами в опере.

Гипотеза: в своем творчестве группа «АукцЫон» использует образы побежденного солнца и черного квадрата.

Методы исследования: теоретический (изучение истории русского искусства начала xx века, биографии музыкальной группы);

сравнительный (анализ образов в творчестве группы, сопоставимых с образами в опере)

1. «Вот белое, вот черное. Не сделаешь ничего»1

1.1.История русского авангарда: обратно в XX век.

В массовом сознании есть твердое представление, что прошлый ХХ век в рус­ской культуре начинается в 1910-е годы с авангарда. И совсем редко вспоминают о тех, кто подготовил публику к авангарду. Особая эстетика прекрасного, о которой спорили авангардисты, была сформирована кругом художников, входивших в объедине­ние «Мир искусства». Они смогли перенастроить оптику восприятия искусства, произвести в нем негромкую, но революцию. Из статьи «Русский модерн», авторства Г. Ельшевской, можно узнать, что Александр Бенуа, активный участник «Мира искусства», говорил, что именно это все определило его отношение к искусству как к волшебству: искусство должно быть не похоже на жизнь. [1] Потому что жизнь не радует, она монотонна, она неприятна глазу. И мирискусники хотят уйти от действительности в какие-то отвлечен­ные миры, в образы прошлого, остро переживать атмосферу ушедшего времени. Социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков».

Машинное производ­ство одинаковых вещей и одинаковых образов жизни вызывает эстетическое отторжение. И идеи европейского модерна — это идея ручного труда, идея сделать индивидуальные вещи, а не конвейерные, идея спасти красотой этот непривлекательный, современный мир, чтобы не только искусство, но и повседневный быт стал дру­гим. В перспективе весь мир должен превратиться в сплошной город-солнце. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца» [1]. Художник-мирискусник проявлял свою индивидуальность при помощи таких приемов, как: утончённого декоративизма, изящной линеарности, иногда переходящей в орнаментику, изысканного сочетания матовых тонов, символизма, вложенного в создаваемые образы.

В Мире искусства наступают не лучшие времена после уезда за границу Дягилева – главного организатора в объединении. А ведь уже начинается эпоха манифестных войн, когда при­нято размежевываться, воевать за свой взгляд на мир и творческую оригиналь­ность. В этих условиях идея эстетической уто­пии становится очень уязвимой.

Идеологи и создатели «Мира искусства» чувство­вали наступление другой жизни и появ­ление других людей, которые вытеснят их самих с культурного поля. Это чувство было ясно сформулиро­вано в речи Дягилева, произнесенной еще в 1905 году: «… я совершенно убедился, что мы живем в страшную пору перелома; мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что оста­нется от нашей усталой мудрости. Это говорит история, то же подтвер­ждает эстетика. <…> я могу смело и убежден­но сказать, что мы — свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами воз­никает, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же, как и за новые заветы новой эстетики» [1].

Искусство, изливавшее прекрасный солнечный свет на петербургское общество, постепенно затмевалось, или даже зашторивалось, грубым ярким занавесом авангарда. Началом русского авангарда принято считать 1907 год — это дата образования символистской группы «Голубая роза», в которой появились идеи авангарда.

К началу XX века возникают две формы русского авангарда: петербургский «Союз молодежи» и московский «Бубновый валет».

«Союз молодежи» имел сильные связи с эстетикой мирискуссников, аристократизма, сдержанности и таинственности. Это была типичная тихая, утонченная, культура, ориентированная на европейский вкус. Среди участников — Михаил Матюшин.

Участники же «Бубнового валета» бросали вызов буржуазному вкусу и были совершенной противоположностью «Союзу молодежи». Именно потому они, терпя недовольство со стороны критики и не самые положительные от них отзывы из-за нежелания понимать и воспринимать такое искусство, были подвержены постоянным гонениям. Художники «Бубнового валета» любили ясность без потайного смысла, яркую краску, грубую форму, большой размер картин. Они считали себя самодостаточными и свободными от эстетических норм, поэтому выходили за границы обычного мировосприятия, за рамки окна в мир, которое прорубали художники-эстеты в картинах. «Я уничтожил кольцо горизонта и вышел из круга вещей с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры. Это проклятое кольцо, открывая всё новое и новое, уводит художника от цели к гибели. Только скудость творческих сил в художнике устанавливают своё искусство на формах натуры» - писал К.Малевич [2]. Художники теперь становятся учеными, подвергая сомнениям законы логики и всего сущего. Потому что вся жизнь теряет определенность, устойчивость, разумность.

Путем аналитического исследования природа и окружающего мира авангардисты вычленяли из них чистую, независимую от смысловой значимости форму вещей, преображая таким образом сам объект.

Авангардисты отстраивали свой новый мир на руинах старого, эстетического и, по их убеждению, фальшивого.