Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культурология.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.68 Mб
Скачать

3. «Гомеровский» период.

XI – IX века до н.э. в истории Греции ученые называют темными веками.

Источниками информации об этом периоде служат археологические материалы и эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев под Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны – Одиссея. Таким образом, основное содержание поэм должно отражать жизнь ахейского общества в самом конце его расцвета. Но сам Гомер, вероятно, жил уже в VIII в. до н.э. и быт и отношения минувшего знал плохо, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию.

Основным занятием населения Греции по-прежнему оставалось земледелие. Большую часть обрабатываемой земли занимали зерновые, важную роль играли садоводство и виноделие; оливы продолжали оставаться одной из ведущих культур. Развивалось скотоводство.

Судя по поэмам Гомера, крупный рогатый скот выступал в роли «всеобщего эквивалента». Так, в «Илиаде» большой треножник оценивается в двенадцать быков, а искусная мастерица – в четыре быка.

Начинает широко использоваться железо. Освоение этого металла, процесс производства которого в сравнении с бронзой был более простым, имело огромные последствия. Отпала необходимость в производственной кооперации ряда семей, и возникли возможности для экономической самостоятельности патриархальной семьи, перестало оправдывать себя централизованное производство, хранение и распределение железа, исчезла экономическая потребность в бюрократическом аппарате, характерном для всех ахейских государств. Ведущей фигурой в экономике Греции стал свободный земледелец.

Иная ситуация сложилась в тех областях, где завоеватели-дорийцы покорили местное ахейское население, например в Спарте: дорийцы завоевали долину Еврота и поставили в зависимость от себя местное население.

Основной формой организации общества был полис как особая форма общины. Гражданами полиса являлись главы входивших в него патриархальных семей. Каждая семья представляла экономически самостоятельную единицу, что определяло и их политическое равенство. Полис-община выполняла две важнейшие функции: защита земли и населения от притязаний соседей и регулирование внутриобщинных отношений. И хотя нарождающаяся знать стремилась поставить общину под свой контроль, до завершения этого процесса было далеко. Только такие полисы, как Спарта, где имелось покоренное население, в эту эпоху приобретали черты примитивных государственных образований.

Эксплуатация только нарождалась. При примитивных формах социальной организации не было сил, способных заставить основную массу производителей отдавать избыточный продукт. Но в этом заключались экономические потенции греческого общества, раскрывшиеся в следующую историческую эпоху и обеспечившие его быстрый взлет.

В соответствии с исторической реальностью формировалась и система ценностей в идеологии греков.

Гомеровский «басилевс» - скорее военный предводитель, чем наделенный священными полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в его отсутствие (что и произошло на Итаке во время отлучки Одиссея). В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы ее применения), а престиж, который может быть легко утрачен, оспорен другим лицом или лицами. Социальная неустойчивость послемикенского периода проявляется в феномене соревновательности - «агонистике».

Агонистика в гомеровском обществе становится мощным социальным фактором. Гомеровские «басилевсы» стремятся сохранить и закрепить свой царский статус, а военное предводительство, позволяющее достичь славы и богатства, становится одним из способов упрочения и институализации царской власти, превращения первоначальной власти во власть наследственную.

Гомеровские герои руководствуются своеобразным «кодексом чести», обязательным элементом которого оказывается повышающийся уровень личностного сознания. Басилевсы, ведущие свою родословную от богов, вкладывают совершенно содержание в обожествляемые ими генеалогические связи, чем это было в сознании микенского о6щества. Обычно о них говорится накануне сражения, для того, чтобы подчеркнуть собственное достоинство и значимость поединка, равно как в поражении, так и в победе. Такая ориентация позволяет говорить о возвышении человеческого над божественным: боги сильнее чело­века и не знают «быстрогубительной» старости, но человек сам ответственен за свою судьбу. Он будет сражаться за свое достоинство и славу несмотря на то, будут ли боги на его стороне или нет, тем более, что среди них нет единства - обычно герой Гомера «любезен» тем или дру­гим богам. Герои рассчитывают на собственные силы, которые приносят им славу. Все они беспрестанно уничтожают друг друга, но все же нельзя не восхищаться их величием и мужеством.

Герои Гомера сами решают свою судьбу, делая тем самым выбор. Они вступают в борьбу с богами (Диомед, Ахилл, Одиссей), им присуще чувство ответственности за содеянное (Агамемнон), что свидетельствует о наличии личностного сознания. Личностность ге­роев Гомера проявляется и в способе мотивации ими собственных поступков. Основная норма, в соответствии с которой дается позитивная или же негативная оценка героя, доблесть («арете»), она отождествляется с военной храбростью, воинственностью.

Плод геройской доблести - честь («тиме»), имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определенными благами, это почет и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды. Остаться без награды, добытой в «подвигах тягостных», постыдно, это значит оказаться «обесславленным».

Такого рода представления о чести ставят человека в центр общественных связей, обязывая окружающих учитывать ранг героя, его силу и доблести. Честь (тиме) предстает как индивидуальное право - притязание, «по справедливости» соответствующее индивидуальным заслугам, подвигу, в условиях борьбы за это право, защищаемое при встречных притязаниях и споре непосредственным применением силы.

Трудно представить себе обезличенным героя Гомера. Сам механизм его общественного признания - слава - толкает его на неповторимость, на новаторство, на «подвиги тягостные». Это не слава царей, монополизирующих право на память потомков, здесь слава выступает общечеловеческим достоянием. Герой Гомера совершает подвиг и тем самым отличается от равных ему, достигает «блестящей славы», «славы до небес». Слава - это признание его воинских заслуг (или заслуг на совете), утверждение личного статуса героя. Слава и честь взаимосвязаны.

Победить противника, совлечь с него латы - значит добиться беспредельной славы. Но не бесславно и умереть, защищая отчизну, сохраняя жизнь супруге и детям, оберегая дом и достояние.

На непосредственную связь человека и общества указывает и другая норма - стыд («айдос»). Айдос - особенная сила, которая произрастает из совместной жизни людей, из общности. «Айдос» говорит об ориентации гомеровского человека на непосредственную реакцию окружающих. Это механизм, позволяющий обществу оценить поступки героя сообразно их общественному значению. Нормы гомеровского человека («честь», «слава», «стыд») - одновременно и индивидуальные, и общественные, поскольку они соотносятся с индивидуальными возможностями, силой и способностями и одновременно говорят об их общественном признании. Такие нормы произрастают из норм родового строя, с его единством индивидуального и общественного, но в то же время гомеровский герой, поставленный в условия «агона» с равными ему героями, ищет новых прочных уз («филии», дружбы, полисной общности), осваивает новые типы социального поведения.