- •1 На вопрос ученика, играть ли это место staccato, Артур Шнабель — рассказывают — в свою очередь спросил, о каком staccato идет речь — о номере 7 или номере 56? (Stein, 45).
- •1 Прежде встречалось и написание ligato (например, у Бетховена в его Двадцать восьмой сонате). Гаснер в 1849 году замечает: оба написания верны (Gassner, 544).
- •1 О portamento см. Ниже, с. 198—201
- •1 На это указывает еще Тюрк, замечая, что не следует превращать рисунок в такой: (Türk, 380—381).
- •1 Марпург, впрочем, замечает, что и точка, и вертикальная черточка одинаково отнимают у ноты «до половины стоимости» (Marpurg, 28).
- •1 К. Черни ставит знак равенства между staccatissimo и marcato (см.: Алексеев а., 1974, 110).
- •1 Аналогичный знак, издавна применявшийся в вокальной музыке, обозначает portamento — скольжение от звука к звуку (см. Об этом ниже, с. 198).
- •1 О tenuto см. Ниже, с. 208—215. Для Браудо горизонтальная черточка над нотой является «общепринятым» способом обозначения «веского, продленного “нон легато”» (Браудо, 10—11).
- •Загадки tenuto
- •1 Отмечу, что эта характеристика относится в названных источниках к слову sostenuto, но первоначально sostenuto употреблялось в значении tenuto (см. Об этом ниже, с. 215).
- •1 В некоторых определениях tenuto, как мы видели (см. С. 209—210), подчеркивается, что это указание относится к длинным нотам.
- •1 Мозер прямо переводит sostenuto через ««выдержанно», спокойное Andante» (Moser, 1955,11, 1203).
- •1 Порой весьма значительное; об этом можно судить, в частности, по Второй рапсодий Листа. В рукописи Рапсодии вместо sostenuto перед заключительным Presto стоит указание Largo.
1 Марпург, впрочем, замечает, что и точка, и вертикальная черточка одинаково отнимают у ноты «до половины стоимости» (Marpurg, 28).
<стр. 185>
Клинышек указывает, что играть ноты следует «раздельно и сухо», точка — что надо «снять палец, но без сухости и жесткости» (Каlkbrenner, 6).
В исследовательской литературе можно найти сведения о том, кто из музыкантов и как употреблял эти знаки. Так, по данным Е. Давида и М. Люси, оба знака использовались Купереном и Рамо. Скарлатти их не употреблял вовсе. Бах пользовался только точкой, его сын Иоганн Христиан — и клинышком (David et Lussy, 166, 169). Самым тщательным образом изучена расстановка точек и клиньев в музыке Моцарта1 и Бетховена.
Известно, что в автографах Моцарта указания staccato — артикуляционного приема, который часто встречается в его произведениях, выражены множеством разных способов: от легкой, едва различимой точки до вертикальных черточек, выписанных с большим нажимом (Badura-Scoda, 84). Знак staccato означает у него, можно думать, укорочение длительности ноты наполовину. Это доказывается на примере из финала до-минорного Концерта К. 491. Сопоставим следующие два сходных по музыке места:
Способ записи во втором примере (восьмушка и восьмая пауза) ясно показывает, как расшифровывается четверть с точкой над нею в первом случае.
1 В 1950-х годах западногерманское Общество по музыковедению объявило конкурс научных работ с целью исследовать значение в автографах Моцарта и первых изданиях его сочинений таких знаков, как клинышек, вертикальная черточка и точка. Пять представленных на конкурс работ были опубликованы в 1957 году, за ними последовали и другие работы на эту тему (см.: Бадура-Скода, 309—344).
<стр. 186>
И все же по рукописям композитора далеко не всегда можно точно установить, какой именно знак и в каком значении имел он в виду; в применении их немало непоследовательности. Ситуация осложняется тем, что клин нередко означает у него акцент.
Поскольку терция залигована, предположить, что здесь staccato в обычном значении слова, невозможно.
Различие между точкой и клином считал важным Бетховен. В письме к своему другу скрипачу Карлу Хольцу, разъясняя свои замечания по правке им рукописной копии Струнного квартета (оп. 132), Бетховен настаивает: «Если над нотой стоит точка, то нельзя превращать ее в клин, и наоборот, это не одно и то же» (цит. по: Фишман, 126).
В фортепианной музыке романтиков правила сокращения реального звучания ноты, снабженной точкой или клином, строго не соблюдаются или вообще уже не работают. Исполнитель устанавливает степень краткости звучания по своему усмотрению. Впрочем, в ряде случаев эти правила еще продолжают соблюдаться. Это хорошо видно на примерах из шопеновской Фантазии, op. 49:
<стр. 187>
В экспозиции (пример 159) Шопен пишет в конце каждого мотива четверть с точкой над нею, что означает перерыв звучания (взятие дыхания) в одну восьмую. В аналогичном месте в репризе (пример 160) в конце каждой фразы стоит восьмая с точкой над ней и восьмая же пауза. Перерыв в звучании здесь равен уже трем шестнадцатым, то есть цезура оказывается более глубокой. Большинство пианистов проходят мимо этого тонкого различия, не замечая его.
И все же чаще всего, играя музыку романтиков, мы уже не рассчитываем длительность ноты, снабженной точкой staccato. Разница между staccato-точкой и staccato-клином в произведениях романтиков остается: staccato-точка — прикосновение короткое и легкое, staccato-клин — очень острое, акцентированное (staccatissimo)1.
Шуман выразительно «обыгрывает» эту разницу:
На crescendo и rit. характер стаккатного штриха меняется. Ср. также:
Клиновидное staccato выставлено на сильной доле в динамике fortissimo, далее следуют staccato-точки.
