Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Терапия постшизофренических Депрессий Эсциталопрамом. НЦПЗ РАН..rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
225.13 Кб
Скачать

Ципралекс (эсциталопрам): терапевтическая эффективность при постшизофренических (постпсихотических) депрессиях

Комментарии УДК 616.89-008.1-02:616.895.8-085.214.21

Абрамова Л.И1., Арсеньева Т.Б2, Панова Н.Л2., Шведова А.К.2

1. Научный Центр психического здоровья рамн, Москва 2 . Московская психиатрическая больница № 14, Москва

Резюме. Целью исследования являлось изучение терапевтической эффективности ципралекса при лечении больных с постшизофреническими (постпсихотическими) депрессиями.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось как открытое, неконтролируемое. В исследовании участвовали 30 больных в возрасте 18-65 лет c депрессивными состояниями, развившимися после психотического приступа, соответствующими определению «постшизофренические депрессии», согласно рубрике F24 МКБ-10. Исследование продолжалось 56 дней, состояние больных оценивалось в динамике с использованием клинического, клинико-психопатологического, психометрических методов (шкала Калгари, CGI, PANSS, шкала UKU для оценки побочных эффектов). Пациенты получали ципралекс в дозе 10-20 мг 1 раз в день утром в сочетании с антипсихотическими средствами, используемыми в ходе терапии практически в неизменной дозировке. Средний суммарный балл (ССБ), отражающий тяжесть депрессивного состояния по шкале Калгари, к началу терапии составлял 12 баллов, по пункту G6 (Депрессия) шкалы PANSS - 4,7 баллов, по шкале CGI-S состояние определялось уровнем 4,2 (ближе к «средней тяжести заболевания»). У 16 больных депрессивное состояние оценивалось как тревожное, у – 11 в депрессиях преобладали апатические, анэргические, астенические компоненты, у 3-х больных ведущим был аффект тоски. У 6 пациентов, наряду с депрессивной симптоматикой, имели место бредовые, резидуальные псевдогаллюцинаторные расстройства, в 10 наблюдениях – идеи самообвинения сверхценного характера, неврозоподобные образования (навязчивости).

Результаты исследования. По конечному результату положительный терапевтический эффект, заключающийся в редуцировании депрессивной симптоматики, отмечен у всех 29 больных, завершивших исследование. «Значительное улучшение» психического состояния по шкале Калгари наблюдалось у 96,3%; по шкале CGI-S - у 83,3%. К 56-ому дню терапии CCБ по шкале Калгари снизился с 12 до 1,9 баллов, редуцировался на 84,2%.; показатель G6 («Депрессия») по шкале PANSS – с 4,7 до 1,7 балла при редукции на 63,8%. Антидепрессивный эффект ципралекса развивался уже в первые две недели терапии, в наибольшей степени реализовался к 4 неделе, сохраняясь на дальнейших этапах лечения, наблюдался при всех выделенных типах депрессивных состояний. Антитревожное действие препарата с учетом динамики ССБ по пункту G2 («Тревога») шкалы PANSS проявлялось снижением его уровня с 3,4 до 1,3 баллов, при этом признаки тревоги были слабо выражены уже к 14-ому дню лечебного периода. В процессе терапии не наблюдалось обострения психотической симптоматики. Побочные эффекты препарата имели невысокую частоту, преимущественно слабую степень выраженности, не препятствовали проведению терапии.

Ключевые слова: постшизофреническая депрессия; ципралекс (эсциталопрам); терапевтическая эффективность; переносимость.

Введение. Известно, что депрессивная симптоматика является нередкой составляющей шизофренических психозов, при этом она наблюдается не только в синдромокомплексе острых психотических состояний, но и на иных этапах болезненного процесса.

Внимание исследователей издавна привлекают депрессивные состояния, развившиеся в постпсихотическом периоде.

Актуальность изучения данных состояний определятся рядом факторов: - прежде всего, частотой их наблюдения. Так, по мнению ряда исследователей, их распространенность cоставляет от 25-30% [13, 17] до 50-60% [16].

Второй важный аспект, привлекающий внимание к постпсихотическим депрессиям, обусловлен неясностью их нозологической сущности с преимущественной тенденцией рассматривать их как проявления шизофренического процесса, как самостоятельное заболевание, как результат нейролептической терапии и т.д. С учетом взглядов авторов на их происхождение и клиническую сущность, они описывались как «фармакогенная депрессия» [10], «вторичная депрессия» [11], «постпсихотические состояния регрессии» [14], «обнаруживаемая депрессия» [15], «постшизофреническая депрессия» [12], «постпсихотическая депрессия» [17] и т.д. К дальнейшем в классификации болезней в DSM-IV (1994 г.), понятие «постпсихотическая депрессия» была выделена рубрикой 311.4 в кластере расстройств настроения. В свою очередь, «постшизофреническая депрессия» в Международной классификации болезней (10-й пересмотр) – МКБ-10 определена рубрикой F.20.4 кластера F2.

К особенностям «постшизофренических депрессий» следует отнести высокую вероятность рецидива психотического эпизода в этом периоде и то дезадаптирующее влиянием, которое они оказывают на социально-трудовые функции пациента, а так же отчетливую суицидальную опасность этих состояний. Отсюда и следующий аспект, привлекающий внимание к «постшизофреническим депрессиям», - разработка терапевтического подхода к вышеуказанным состояниям, весьма важный и с учетом того, что, по данным отечественных авторов, около 30% больных с постпсихотическими депрессиями являются резистентными к традиционным методам психофармакотерапии [7].

До настоящего времени нет единого мнения в вопросах терапии постшизофренических депрессий, что обусловлено нередкой клинической сложностью состояния больных, в котором, помимо собственно депрессивной симптоматики, присутствуют психопатологические расстройства более глубоких регистров (бредового, галлюцинаторного и иных). В ходе изучения данной проблемы исследователями высказывались две основные точки зрения. Согласно одной из них – терапия постшизофренических (постпсихотических) депрессий может осуществляться лекарственными средствами антипсихотического ряда, в последние годы эта точка зрения подкрепляется выявлением у антипсихотиков нового поколения, по мнению ряда исследователей, собственно антидепрессивной активности. Согласно другой точке зрения при терапии постпсихотических депрессий необходимо использование, наряду с препаратами антипсихотической направленности, выполняющими стабилизирующую, поддерживающую роль, и антидепрессантов [1-3, 6-8]. По данным зарубежных источников, последнее сочетание применяется у 20-70% больных шизофренией [1].

Таким образом, одним из препаратов выбора при терапии постшизофренических депрессий является антидепрессант. Использование на ранних этапах терапевтического подхода к «постшизофреническим депрессиям» трициклических, четырехциклических антидепрессантов не дало ожидаемых клинических результатов. Появление антидепрессантов класса СИОЗС, СИОЗНС позволило в определенной степени оптимизировать подход к лечению постшизофренических (постпсихотических) депрессивных состояний (4 - 6, 8].

С 2004 года в России применяется ципралекс (эсциталопрам) – антидепрессант, производимый компанией Лундбек, характеризующийся мощным влиянием на обратный захват серотонина. Эсциталопраму присущ и несколько иной, чем у других серотонинергических антидепрессантов, механизм действия: он взаимодействует не только с первичным местом связывания белка-транспортера серотонина, но и с вторичным (аллостерическим) местом. Это приводит к более быстрой и стойкой блокаде обратного захвата серотонина за счет модулирующего влияния аллостерического связывания, что позволило говорить о выделении нового класса антидепрессантов – «аллостерических ингибиторов реаптейка серотонина» (АИРС).

В ходе клинического применения ципралекс (эсциталопрам) подтвердил наличие в своем действии собственно тимолептического, антитревожного, стимулирующего эффектов, терапевтическую активность в лечении депрессивных состояний разного типа и степени тяжести.

Целью настоящего исследования явилось изучение терапевтической эффективности и переносимости ципралекса (эсциталопрама) при лечении постшизофренических (постпсихотических) депрессий.