- •Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте Введение
- •1. Теоретические и методологические аспекты проблемы в работах зарубежных и отечественных ученых
- •1.1 Суицид: общие понятия, этапы и характерные черты личности суицидента
- •1.2 Основные концепции и подходы в современной суицидологии
- •1.3 Мотивы, причины, поводы суицидального поведения
- •2. Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
- •2.1 Психологические особенности подросткового возраста
- •2.2 Особенности проявлений суицидального поведения в подростковом возрасте
- •2.3 Организация исследования, краткая характеристика применяемых методик
- •3. Экспериментальные исследования клинико-психологических особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте и психокоррекция суицидального поведения
- •3.1 Результаты исследования клинико-психологических особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте
- •3.2 Психокоррекционная программа по профилактике суицидального поведения подростков
- •Рекомендации по предотвращению суицида у подростков
2.3 Организация исследования, краткая характеристика применяемых методик
Исследование проводилось на базе СОШ №60 г. Чебоксары под руководством школьного и классных руководителей 8, 9 классов.
В исследовании приняли участие 60 учащихся. Возраст учеников от – 13 до 15 лет. Все они добровольно по единой программе проходили психологическое обследование во время после занятий в школе.
После беседы с классными руководителями, школьным психологом и психодиагностики, всем учащимся было предложено пройти курс психопрофилактики суицидального поведения.
Им было предложено пройти диагностику до и после, пройденного курса психопрофилактики.
I этап. Подготовительный. Обсуждение темы исследования с научным руководителем. Выбор эмпирической базы исследования. Выбор методов и методик для проведения исследования. Получение разрешения от руководства СОШ №60 г. Чебоксары на проведение исследования.
II этап. Диагностический. В исследовании применялись следующие методы: беседа, опрос, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности. Использовались следующие методики:
1. Методика диагностики суицидального поведения Любан-Плоцца Б.
2. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллер
3. Методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии Zigmond A.S. и Snaith R.P
4. Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера–Ханина
5. Методика «Шкала депрессии Э. Бека»
III этап. Психокоррекционный. На данном этапе была составлена и проведена психокоррекционная программа по профилактике суицидального поведения среди подростков.
Методика диагностики суицидального поведения Любан-Плоцца Б.
Цель: оценка степени суицидального риска, локализация терапевтических мишений и контроль клинической динамики.
Описание: опросник содержит 16 вопросов определяющих характер суицидального поведения. К ним относятся вопросы о самоубийстве, о способах лишения себя жизни, о суицидальных намерениях, о безнадежности ситуации об общенни с родными и друзьями, об увлечениях, о мировззрении и др. [38, 153–154].
Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллер
Цель: изучение акцентуаций характера у подростков
Мы рассматривали:
– Меланхолический тип акцентуации выражается в медлительности реакций, которые отличаются силой и глубиной. Легко уязвим и с трудом переживает нанесенные обиды, замыкается в себе, погружается в собственные переживания и избегает социальных контактов. Тяготеет к пессимизму, а подавленное состояние является нормой. Люди с данным видом акцентуации мнительны и боязливы.
– Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.
– При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз – гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1–2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.
– Эмоционально-лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.
– Неврастенический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Неврастенические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них наблюдаются внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы.
– Люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. В подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.
– Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Они демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надѐжность. У них ровное настроение без резких перемен.
– Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаѐт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы, немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут проявлять склонность к употреблению алкоголя, что никогда не сопровождается ощущением эйфории.
– В основе паранойяльной акцентуации лежит завышенная оценка своей личности – своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда глубокое убеждение, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят – всегда истина, на что претендуют – безусловно, имеют право. Именно эта основа служит для возникновения сверхценных идей. Сверхценные идеи отличаются от бредовых тем, что воспринимаются непосредственным окружением, во всяком случае, его частью, как вполне реальные или возможные и допустимые.
– Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплескиванием гнева и агрессии.
– У людей с истерическим типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суициду (парасуициду). Для них характерны упорство, инициативность, коммуникатив-ность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу.
– Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал – остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.
– Конформный тип характеризуется конформностью к окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей [78; 51].
Методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии Zigmond A.S. и Snaith R.P (адаптирована – Яхиным К.К., Менделевичем Д.М).
Цель выявление и оценка тяжести депрессии и тревоги.
Госпитальная шкала тревоги и депрессии содержит 14 пунктов, обслуживающих две подшкалы: тревога и депрессия.
Состояние тревоги проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких в общении с людьми проявляется в том, что человек ведёт себя неуверенно.
Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, суждении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.
Каждому пункту соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики. Бланк шкалы выдается для самостоятельного заполнения испытуемому [24, 314–316].
Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера–Ханина
Цель: дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность – СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность – ЛТ). Мы рассматривали:
Тревожность – это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Это устойчивое персональное качество, характеризующееся двумя показателями – личностной и ситуационной тревожностью.
Личностная тревожность – индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» (самооценке, уровню притязаний, отношению к самому себе и т.п.).
Ситуационная тревожность – внутреннее, устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено, переговорами с официальными лицами, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного пола или возраста и т.п.) [11, 267].
Методика «Шкала депрессии Э. Бека»
«Цель: определение уровня депрессии.
Мы рассматривали наиболее релевантные и значимые симптомы депрессии: грусть, пессимизм, чувство провала, неудовлетворенность, вина, чувство кары, неприязнь к себе, самообвинения, суицидальные мысли, периоды плача, раздражительность, уход от контактов с другими, нерешительность, искаженный образ тела, застой в работе, нарушение сна, быстрая утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, озабоченность соматическими симптомами и утрата либидо. Которые ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии [40, 228–233].
Таким образом, для проведения исследования нами были выбраны методики, исследующие суицидальное поведение; степень суицидального риска, локализацию терапевтических мишеней и контроль клинической динамики; аутоидентификацию акцентуаций характера; выявление и оценки тяжести депрессии и тревоги; уровень тревожности; определение уровня депрессии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод по 2 главе:
Подростковый кризис является самым острым и длительным и это связано с сочетанным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов.
Подростковый суицид имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями. Его психологический смысл – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Так же существует определенная связь между суицидальным поведением и акцентуациями характера. По данным Е.А. Личко при демонстративном суицидальном поведении большая часть подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы, меньшая – эпилептоидный и эпилептоидно-истероидный и незначительная часть – другие типы акцентуаций характера. В то же время суицидальные попытки в большинстве случаев совершались лицами с сенситивным и циклоидным типами акцентуаций.
