Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РОССИЯ В 1917-1922 гг.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.8 Mб
Скачать

Приложение 2. Развитие культуры

Октябрьскую революцию русская интеллигенция встретила неоднозначно. Социокультурный раскол в русском обществе назревал уже в прошлые десятилетия. Революция и гражданская война лишь ускорили его. Часть деятелей культуры открыто осудила большевистский переворот, отказавшись от сотрудничества с новой властью, а затем эмигрировав из страны. Другая часть приветствовала новую власть, связывая с ней надежды на установление свободы, демократии, справедливости. Данная схема условна и подвижна, в силу неоднородности интеллигенции и смены политических настроений в обществе.

Концепция культурной политики большевиков складывалась по ходу развития. В качестве долговременной перспективы выдвигалась задача создания культуры нового типа – социалистической. Эта цель порождала многочисленные теоретические споры практиков культурного строительства, найдя отражение в концепции «двух культур» (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А.Богданов, А.В.Луначарский и др.). Отношение В.И.Ленина к «пролетарской культуре» не было неизменным. Не разделяя идеи представителей «Пролеткульта», внимательно относясь к культурному наследию, он оставался убежденным сторонником культурно-исторической миссии пролетариата. Исповедуемая большевиками теория классовой борьбы предполагала конфронтацию и в сфере культуры, подчинение культуры политике, превращение культуры в инструмент политической борьбы. Это необходимо иметь в виду, приступая к анализу политики в области культуры.

Цели и задачи культурной политики большевиков по своей масштабности укладывались в понятие «культурная революция» и подтверждались принципиальными установками Конституции РСФСР (1918) и Программы РКП(б) (1919). Линия партии в области культуры, в первую очередь, была направлена на решение двух задач: установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими об-раз мыслей и настроение в обществе (идеологизация культуры); подъем общекультурного уровня народа (ликвидация неграмотности в масштабах страны, последовательное приобщение населения к духовному богатству, выработан-ному человечеством, создание новой советской интеллигенции из рабочих и крестьян).

После революции вопросы управления культурой переда-вались наркомату по делам просвещения (нарком А.В.Луначарский). 25 отделов нового ведомства курировали просвещение, науку, культуру. Партийное руководство всеми сферами культуры осуществлялось через агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) -- Агитпроп (1920). Все прежние организации, находившиеся в оппозиции к новой власти, были распущены. Вместо них создавались новые, проводившие политику РКП(б) – общества «Долой неграмотность», «Союз безбожников» и др. Особняком в этом ряду стоял «Пролеткульт» - центр, координировавший деятельность творческих организаций пролетариата, созданный после февральской революции. «Пролеткульт» не признавал за политической партией права вмешательства в культурную жизнь.Одними из первых конкретных шагов новой власти стали декреты и распоряжения по охране культурного наследия – Декрет СНК о регистрации, приеме на учет и охране па-мятников искусства и старины (1918); Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи (1918); Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины; распоряжение о создании Комитета по охране художественных сокровищ (1918); и др. Параллельно с позитивными шагами советской власти по сохранению отечественного культурного наследия предпринимались шаги противоположного характера. После октября 1917 г. были закрыты все газеты и журналы, кроме лояльных к новой власти; распущены все общества и союзы, существовавшие до революции; началось массовое переименование улиц, площадей (в дальнейшем городов); повсеместно разрушались памятники, «символизировавшие» по мнению большевиков старый режим; разрушались и разграблялись дворянские усадьбы, уникальные библиотеки; повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола, сжигались иконы (только в Москве из 846 имевшихся храмов за годы советской власти 426 были разрушены, 340 – закрыты и обезображены).

Подобные трагические последствия «культурной революции» были обусловлены вполне объективными причинами. К октябрю 1917 г. реальная пропасть между культурой духовной элиты и широких масс населения была столь велика, что приобщение трудящихся к культурному наследию было невозможно без заинтересованного участия интеллигенции, однако старая отечественная интеллигенция доверием у новой власти не пользовалась. Ненависть низов к своим вчерашним эксплуататорам сознательно или бессознательно переносилась на культуру свергнутого класса. В условиях почти поголовной неграмотности массы не могли объективно оценить всей значимости доставшегося им культурного наследия. Нигилизм победителей по отношению к прошлой культуре становился нормой.

Последовавшие вслед за революцией преобразования внесли изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Революция выдвинула лозунг «искусство – народу». Исчезала прошлая замкнутость, искусство становилось все более зависимым от социального заказа, диктуемого властью. Те, кто отказывались творить по заказу, вынуждены были покинуть страну. По разным причинам и в разные годы за границей оказались замечательные русские таланты – И.А.Бунин, В.В.Набоков, А.И.Куприн, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Е.И.Замятин, И.С.Шмелев, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, И.Ф.Стравинский, М.Ф.Кшесинская, М.М.Фокин, Ф.И.Шаляпин и т.д. В тесной связи с вопросом об отношении к культурному наследию стоит вопрос о судьбах русской интеллигенции. Политика по отношению к ней не была неизменной и претерпевала коррекцию (не всегда взвешенную, вспомним лозунг «кто не с нами, тот против нас»). С первых дней советской власти возможности интеллигенции участвовать в политической жизни всячески ограничивались. В 1921 г. все вузы были поставлены под контроль партийных и государственных органов, не разделявшие коммунистических убеждений профессора увольнялись. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит; для контроля за репертуаром театров создан Главрепертком, национализированы театры и киноиндустрия. Осенью 1922 г. по инициативе Л.Д.Троцкого и В.И.Ленина из страны была выслана большая группа интеллигенции (около 200 человек – философы Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков; историк А.А.Кизеветтер, профессора экономисты, математики и др.). С каждым годом политика партии в области культуры все более ужесточалась, постепенно подготавливая переход к культурной политике сталинского тоталитарного режима.

Таким образом, первые шаги советской власти в области культуры нельзя оценить однозначно. В первое десятилетие советской власти были достигнуты весомые достижения в сфере образования (грамотность населения в 1930 г. достигла 62,6% против 33% в 1916 г.; введено всеобщее начальное образование на всей территории СССР; положено начало советской системе образования). В сложные 20-е годы не затихала научная жизнь, формировались авторитетные научные школы, возглавляемые выдающимися учеными – В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, К.А.Тимирязевым, В.М.Бехтеревым, Н.Е.Жуковским и др. Пафос разрушения старого мира и созидания нового стал мощным стимулом деятельности творческой интеллигенции (В.В.Маяковского, Н.А.Островского, В.Э.Мейерхольда, И.Д.Шадра, С.М.Эйзенштейна и др.). Позитивные итоги (сочетавшиеся с невосполнимыми потерями) стали возможны благодаря энтузиазму, подвижничеству и вере в светлые идеалы т.н. «старой интеллигенции», искренне служившей своей стране.

** Монархические партии прекратили существование в феврале 1917 г.

43