Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Восстание декабристов на Сенатской площади и мятеж Черниговского полка.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
259.07 Кб
Скачать

1.2 Северное и Южное общества в 1821 – 1825 годах: организационная структура и борьба за лидерство

В развитии декабризма переломными стали 1920-1921 годы. Восстание в 1919 году в Чугуевских военных поселениях, выступление в 1820 году гвардейского Семеновского полка против крепостнических порядков в армии и жестокая расправа с восставшими произвели глубокое впечатление на будущих декабристов. Об это они говорили на следствии и отмечали в своих мемуарах. Не случайно, современные исследователи пишут, что «Семеновская история стала хорошей школой для самых разных слоев российского общества. Будущие декабристы увидели в ней пока еще смутные контуры революционного пути, почувствовали поддержку среди широких кругов общества, взяли на заметку растерянность и страх властей перед лицом восставших солдат. Военная революция стала казаться им возможной и близкой» [31, с. 239].

В январе 1920 года разразилась революция в Испании, в июле того же года – в Неаполитанском королевстве, в августе – в Португалии, в марте 1821 года – в Пьемонте, летом 1821 года началось восстание в Греции. Все эти события способствовали кристаллизации и росту в рамках «Союза благоденствия» революционно настроенной группы его членов, которые не хотели теперь удовлетвориться пропагандистско-просветительской деятельностью по созданию «общественного мнения» и требовали более решительных действий. «Граждане! Тут не слабые меры нужны, но решительный и внезапный удар», – обращался к членам тайного общества В.Ф. Раевский [20, с. 109]. С другой стороны, эти же события настораживали и пугали умеренно настроенных, колеблющихся членов тайного общества, которые стали постепенно отходить от движения и покидать общество.

Собравшийся в январе 1821 года в Москве съезд руководителей «Союза благоденствия» принял решение: ввиду обострившихся разногласий в тайном обществе, объявить Союз распущенным. На самом деле это решение не означало прекращение деятельности тайного общества. Формально объявление о роспуске «Союза благоденствия» преследовало цель освободиться от ненадежных его членов, а также от П.И. Пестеля и его единомышленников. Достаточно умеренное по своим политическим взглядам руководство «Союза благоденствия» боялось усиливавшегося влияния П.И. Пестеля на дела общества. Вместе с тем, решение о роспуске «Союза благоденствия» должно было погасить подозрения правительства, которое уже успело получить донос о существовании тайного общества. Московский съезд также принял решение об образовании новой, более законспирированной организации, создание «управ» которой было поручено: в Москве – И.А. Фонвизину, в Петербурге – Н.И. Тургеневу, в Смоленске – И.Д. Якушкину и в Тульчине – И.Г. Бурцеву.

Однако ни один из названных четырех участников Московского съезда не создал такой «управы». Более того, на юге России декабристы во главе с П.И. Пестелем отказались признать постановление Московского съезда о роспуске тайного общества и приняли свое решение «общество продолжать». В марте 1821 года возникло Южное общество, которое рассматривало себя как продолжение «Союза благоденствия». В то же время в Петербурге по инициативе Н.М. Муравьева было положено начало Северному обществу, получившему свое окончательное организационное устройство в 1822 году.

Как пишут исследователи, Северное общество возникло стараниями Никиты Муравьева, уже перешедшего из стана союзников Пестеля в стан его идейных противников, Сергея Трубецкого, давнего неприятеля тульчинского лидера, и некоторых других активных участников первых тайных организаций. Общество это было создано во многом «в пику» Пестелю, хотя, как и южная организация, практически бездействовало» [30, с. 110]. Члены Северного общества делились на «убежденных» (полноправных» и «согласных» (неполноправных). Его составляли несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна – в Москве. Руководящим органом являлась «Верховная дума» из трех человек (первоначально – Н.М. Муравьев, Н.И. Тургенев и Е.П. Оболенский, позже – С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев). Северное общество по целям было умереннее Южного, но влиятельное радикальное крыло в лице К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, Е.П. Оболенского и И.И. Пущина разделяло положения «Русской правды» П.И. Пестеля.

Южное общество окончательно было сформировано решением съезда 1822 года и возглавлялось Коренной думой (председатель – П.И. Пестель, блюститель – А.П. Юшневский). В 1823 году оно было разделено на три управы – Тульчинскую во главе с П.И. Пестелем, Каменскую во главе с В.Л. Давыдовым и С.Г. Волконским и Васильковскую во главе с С.И. Муравьевым-Апостолом. Как пишут исследователи, «Васильковская управа – самая решительная из всех южных управ – занималась активной вербовкой сторонников и почти открытой пропагандой военной революции и цареубийства. При этом Муравьев мог вести опасные разговоры, вообще не опасаясь преследования местных властей: проведя кампанию 1814 года «при генерале от кавалерии Раевском», участвуя вместе с ним в боях за Париж, он был своим человеком в киевском доме генерала» [25, с. 123 – 124]. Обратим внимание на то, что Южное общество, которое действовало на достаточно обширной территории, было четко структурировано.

Кроме того, именно в этом обществе сложилась собственная иерархия, определявшая место каждого участника в составе организации. По показаниям П.И. Пестеля и А.П. Юшневского, во внутреннем устройстве общества выделились три группы членов – братья, мужья и бояре. Низшая степень – это брат, к числу которых относились только те, кто был принят в организацию. Мужами считались «те, которые из прежних уклонившихся членов были вновь приняты» [30, с. 76]. Высшая степень – бояре – «только те, которые, не признав разрушения общества, вновь соединились» [30, с. 76]. Как подчеркивал П.И. Пестель, присуждение состоявшему в обществе степени «боярина» – компетенция Коренной думы. Предполагалось, что обо всех планах общества могут знать только «бояре», они же имели право принимать новых членов, ставя об этом в известность только начальника управы. Остальные члены общества не могли принимать других людей без разрешения управы.

Новый этап в движении декабризма наступает в 1823 году: в это время составляются и меняются варианты конституционных декабристских проектов, разрабатываются конкретные планы вооруженного восстания, укрепляются связи между Северным и Южным обществами, развертывается агитационная работа среди солдат. Южное общество вошло в контакт с Польским патриотическим обществом, открыло и присоединило к себе Общество соединенных славян. Рос численный состав тайных обществ: в них вливаются новые силы – преимущественно военная молодежь, готовая к решительным действиям. В 1823 году в члены Северного общества был принят К.Ф. Рылеев, которому суждено было сыграть важную роль в восстании 14 декабря.

Таким образом, можно признать, что более структурно организованным было Южное общество, которое имело единого лидера – П.И. Пестеля и достаточно жестко действующую Коренную думу, а также делилась на три управы. Несмотря на наличие такого харизматичного лидера, как С.И. Муравьев-Апостол, в Южном обществе не подвергался сомнению авторитет П.И. Пестеля. Иначе обстояло дело в Северном обществе, которое было образовано во многом по инициативе Н.М. Муравьева, но, при этом, он не признавался единоличным лидером. Помимо него, на эту роль претендовал С.П. Трубецкой, а позднее – К.Ф. Рылеев.