- •1. Гражданская война на Дальнем Востоке в силу географических и политических причин имела свои характерные особенности. Назовите эти особенности.
- •2. Роль иностранной интервенции в Гражданской войне. Назовите цели и политические устремления иностранных держав на Дальнем Востоке.
- •3. Партизаны и атаманы Гражданской войны. Расскажите об одном из наиболее ярких представителей каждой из оппозиций.
- •4. В годы Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке город Хабаровск пережил восемь политических режимов. Осветите хронику перехода власти из рук в руки.
- •5. «Николаевск сожжен, ему никогда не подняться из пепла» - такую судьбу предрекали г. Николаевску-на-Амуре. О каких событиях идет речь?
- •7. Назовите авторов этих строк:
- •Кроссворд
5. «Николаевск сожжен, ему никогда не подняться из пепла» - такую судьбу предрекали г. Николаевску-на-Амуре. О каких событиях идет речь?
Японцы, разгромив революционные вооруженные силы в Приморье и Хабаровске, готовились с началом навигации направить канонерские лодки и крейсеры для занятия Николаевска. Кроме того, десант был высажен на Сахалине и в Де-Кастри. Город начал готовиться к обороне.
На северном фарватере лимана, красные затопили баржи, груженные камнями, около с. Софийского поставили подводные мины, а в устье Амгуни около Тырского утеса – батареи. Но, поняв, что город не удержать, 10 апреля 1920 года решили произвести эвакуацию в Керби (п. им Полины Осипенко) за полтысячи километров от Николаевска, в глубь тайги. 30 мая 1920 г. эвакуация города была завершена и в ночь на 1 июня Николаевск запылал…
Во время предварительного судебного заседания Я. Тряпицына председатель Воробьев задал по этому поводу Тряпицыну вопрос: «Почему и по чьему распоряжению сожжен город Николаевск»? На что тот ответил: «По распоряжению военревштаба и согласно телеграммы Янсона следующего содержания: «Вы должны во чтобы то ни стало удержать Николаевск, Этим вы оказываете неоценимую услугу советской России. В противном случае ответственность падет на вас».
Решение об уничтожении Николаевска было не скоропалительным, принятым в последние дни перед уходом из города, а вполне осознанным и целенаправленным.
Известно, что подготовка к этой акции началась с середины мая 1920 г., когда на заседании военревштаба Тряпицын настоял на уничтожении Николаевска, говоря, что «для иностранных государств будет очень показательно, если мы сожжем город и все население эвакуируем». Судьба старейшего в Приамурье города была решена. По заданию штаба составлялись списки городских построек, которые нужно было уничтожить в первую очередь. В деревянные дома, как жилые, так и служебные, завозились бидоны и банки с керосином. Причем под страхом расстрела жильцы должны были хранить их как зеницу ока. В те же дни (20—27 мая 1920 г.) в каменные здания города для их подрыва были доставлены артиллерийский порох, снаряды и фугасы, которые должны были ждать своего часа — своеобразного «часа ИКС». К моменту ухода из города (29 мая) Военрев штабом были созданы своего рода «зондеркоманды» — группы поджигателей и взрывников, которые 30 мая приступили к своему черному делу. Тряпицын не скрывал факт уничтожения старого города, и перед уходом в тайгу в своей радиограмме, посланной в полдень 1 июня, он оповестил об этом весь мир. Через 15 минут после отправки этой телеграммы в эфир николаевская радиостанция, одна из крупнейших на Дальнем Востоке, взлетела на воздух...
На первое января 1920 г. из 2107 построек в городе 1200 зданий были жилыми (1179 — деревянные, 17 — каменные и 4 полукаменные), принадлежавшими отдельным государственным ведомствам (морпорт, золотосплавка, радиостанция и т. д.), торговым и промышленным фирмам и, в основном, частным лицам.
На момент разрушения города (30 мая 1920 г.) в нем насчитывалось 1165 жилых домов. Из 1165 жилых построек разных типов 21 здание (каменные и полукаменные) было взорвано, сожжено 1109 деревянных, т. е. всего было уничтожено 1130 жилых домов, это почти 97% всего жилого фонда Николаевска.
Литературные источники:
Отрывок из книги «Годы и друзья старого Николаевска» Сборник очерков и новелл о Николаевске. В.И. Юзефов. 2005
6. Панорама «Волочаевская битва» Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, одна из трех существующих в России, внесена в архив панорам мира. О каком периоде гражданской войны на Дальнем Востоке рассказывают экспонаты панорамы?
Панорама «Волочаевская битва» - выдающееся произведение музейного искусства, внесенное в Международную энциклопедию музейных панорам и имеющее общероссийское культурно-историческое значение наряду с панорамами «Бородинская битва» в Москве, «Сталинградская битва» в Волгограде, и «Оборона Севастополя в 1854-1855 гг.» в Севастополе. Торжественное открытие панорамы состоялось 30 апреля 1975 года в специально построенной пристройке к историческому корпусу музея.
На панораме «Волочаевская битва» изображены события 12 февраля 1922 года — второй штурм сопки Июнь-Корань (в 55 км от Хабаровска, в селе Волочаевка-1) в ходе Волочаевского сражения, одного из важнейших этапов Гражданской войны на Дальнем Востоке.
9 февраля 1922 года В. К. Блюхер, главнокомандующий НРА, отдал приказ о штурме Волочаевки. Три дня и три ночи длилось героическое сражение. В ночь с 11на 12 февраля 1922 года был отремонтирован мост, подошел бронепоезд, подвезли артиллерию.
В 7.30 утра 12 февраля началось решающее наступление на Волочаевку. Боевые порядки наступающих частей Сводной бригады Я. З. Покуса - 5-го и 6-го стрелковых полков, Особого Амурского и 4-го кавалерийского полков вновь и вновь шли в атаку, прокладывая себе путь через проволочные заграждения. Командиры шашками рубили заграждения. Бойцы рвали проволоку - кто лопатами, кто руками, а кто - тяжестью своего тела.
Народоармейцы заняли пристанционную деревушку Волочаевка. На одном из домов - красный флаг. По укреплениям белых ведет огонь артиллерийская батарея Н. Н. Оглоблина. У подножия склона Июнь-Корань завязалась жаркая рукопашная схватка. Высоту атакуют бойцы 5-го и Особого Амурского полков. В руках командира 7-й роты 5-го полка Н. Е. Полынцева развевается красное знамя.
Забайкальская группа НРА под командованием Томина заняла деревни Верхнеспасское и Нижнеспасское и над белыми нависла угроза окружения.
Блиндаж-землянка, где находился командный пункт одного из полков генерала Молчанова, разрушен. Полевой госпиталь заполнен ранеными.
Бронепоезд № 8 под командованием И. А. Дробышевского атакует бронепоезд белых. В это же время обходная колонна НРА под командованием Гюльцгофа подожгла железнодорожный мост в 3 километрах от Волочаевки. Опасаясь тарана и видя, что железнодорожный мост в огне, белогвардейский бронепоезд отходит. Вдалеке видны эскадроны Троицкосавского кавалерийского полка. В траншеях засели каппелевцы и семеновцы. Большинство из них офицеры. Они дерутся яростно, но в окопах царит смятение.
В 11.30 части Народно-революционной армии заняли Волочаевский укрепрайон. Враг был сломлен. Белоповстанцы организовано, колоннами ушли из Волочаевки. Из-за большой усталости народоармейцы преследования белоповстанцев почти не вели. По дорогам растянулись колонны отступающей пехоты, вереницы санитарных повозок.
Хабаровск был взят Народно-революционной армией без боя 14 февраля. Белые, опасаясь окружения со стороны Забайкальской группы Томина, отступили в район Бикина и далее в нейтральную зону под защиту японских войск. Под Бикином и Васильевкой белоповстанцы еще раз потерпели серьезное поражение. К апрелю 1922 года, Хабаровский поход белоповстанцев был завершен. Благодаря решающей победе НРА под Волочаевкой уже к 25 октября 1922 года Российский Дальний Восток был освобожден от остатков белоповстанческой армии и японцев. Части НРА вступили во Владивосток. Остатки белой армии срочно эвакуировались. Гражданская война на Дальнем Востоке была завершена.
Невероятное мужество было проявлено обеими противодействующими сторонами. Потери составили 570 человек убитыми и более 1250 ранеными и обмороженными. Белоповстанцы потеряли около 1000 человек.
Литературные источники:
Материалы Хабаровского краеведческого музяя имени Н. И. Гродекова
http://www.museum.ru/xkm/5_6_1.htm
