Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МБОУ СОШ № 44 г.Хабаровск.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
57.89 Кб
Скачать

3. Партизаны и атаманы Гражданской войны. Расскажите об одном из наиболее ярких представителей каждой из оппозиций.

В снежной Сибири,

В степях Забайкалья,

В сопках приморских,

В амурских лесах

Вечно живое имя героя,

Имя Лазо –

Вожака партизан.

Лазо Сергей Георгиевич (23.02.1894 - май 1920) - герой гражданской войны, советский военачальник, Член Коммунистической партии с 1918 года. Сергея Лазо не случайно иногда называют Дон Кихотом революции. Он отказался от своего происхождения, от всего, что ему внушалось с детства, воевал и погиб двадцати шести лет отроду за тридевять земель от родного дома – и все за идеалы. Только идеалы могли заставить дворянина, офицера Императорской армии, получившего хорошее образование, устремиться в пучину революционной деятельности.

Сергей Георгиевич Лазо родился в 1894 году в Бессарабии, в дворянской семье молдавского происхождения. Учился в Петербургском технологическом институте, в Московском университете. С ранних лет отличался крайним максимализмом и стремлением к справедливости, поэтому совсем неудивительно, что в студенческие годы был участником деятельности революционных кружков, которых в университетской среде было предостаточно. В июле 1916 года Сергей Лазо был мобилизован в Императорскую армию, а в декабре того же года прапорщик Лазо был назначен в 15-й Сибирский запасный стрелковый полк, который стоял в Красноярске. Здесь, в Красноярске, Лазо сблизился с политическими ссыльными, вступил в партию социалистов-революционеров (эсеров) и принялся вместе со своими товарищами по партии вести пропаганду против войны среди солдат. В марте 1917 года до Красноярска дошло известие о февральской революции в Петербурге. Солдаты 4-ой роты стрелкового полка на общем собрании приняли решение отстранить от исполнения обязанностей подпоручика Смирнова, который заявил о верности присяге, и избрать своим командиром прапорщика Лазо. В июне Красноярский совет послал Сергея Лазо делегатом в Петроград на I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. На съезде на Лазо произвела огромное впечатление речь Ленина, идеи, которые были озвучены вождем мирового пролетариата в этом выступлении, показались ему еще более радикальными, а, стало быть, еще более привлекательными для него, чем идеи эсеров. Сергей Лазо примкнул к большевикам.

В конце 1917 года в Иркутске, Омске, других сибирских городах была установлена Советская власть, причем, Лазо принимал в этом самое непосредственное участие. Однако, уже осенью 1918 года советская власть в Сибири пала и была установлена диктатура Верховного правителя адмирала Колчака. Партия большевиков уходит в подполье. Сергей Лазо становится членом подпольного Дальневосточного областного комитета РКП (б), командует партизанским отрядом Приморья. Отряд Лазо, как и большинство партизанских отрядов времен гражданской войны был очень колоритным. Состоял он, по большей части, из беднейшего пролетариата, то есть, из самой, что ни есть голытьбы, а так же из уголовников из читинской тюрьмы, которых освободили большевики с условием, что братва пойдет воевать за мировую революцию. Кроме того, в отряде служили две женщины-комиссарши. Одна из них, бывшая гимназистка, дочка губернатора Забайкалья, убежденная анархистка. Она общалась с уголовниками исключительно «по фене» и лихо управлялась с огромным маузером. Вторая – Ольга Грабенко -- была украинской красавицей и настоящей большевичкой. С ней-то у Лазо и случился роман, который завершился браком. Медовый месяц молодые провели, пытаясь выбраться из окружения. Таковы превратности гражданской войны.

В 1920 году правительство Колчака пало. Партизаны решили, что наступил подходящий момент для свержения во Владивостоке колчаковского наместника генерала Розанова. И Лазо приступил к реализации замысла. 31 января 1920 года партизаны, которых насчитывалось несколько сотен, захватили город, в первую очередь заняв вокзал, почту и телеграф. Розанов бежал из Владивостока. Однако, Лазо по какой-то причине не принял во внимание тот факт, что Владивосток был занят японскими интервентами. До поры до времени они с самурайской выдержкой наблюдали за событиями, однако, известный Николаевский инцидент, в ходе которого партизаны и анархисты сожгли город Николаевск и уничтожили находившийся в нем японский гарнизон, побудил их к действиям. Лазо был арестован прямо в здании колчаковской контрразведки. Вместе с ним были арестованы два других активных участника подполья Сибирцев и Луцкий. Несколько дней их содержали там же, в здании контрразведки. Затем куда-то перевезли. Ольга Лазо искала мужа, но в японском штабе ей не сообщили, где он находится.

Хрестоматийная версия гласит, что японцы передали Лазо, а так же Сибирцева и Луцкого белоказакам, а те, после пыток, сожгли Лазо живым в паровозной топке, а его сподвижников сперва расстреляли, а затем тоже сожгли. Об этом вроде бы поведал некий безымянный машинист, который видел, как японцы передали казакам три мешка, в которых бились люди, и было это то ли на станции Ружино, то ли на Муравьево-Амурской (ныне станция Лазо). Однако, поверить в это трудно по двум причинам. Во-первых, зачем бы японцам отдавать арестованных казакам, да еще и тащить их в такую даль из Владивостока? Во-вторых, отверстие паровозной топки было не настолько большим, чтобы затолкать туда человека. Думается, к счастью для Лазо, такая страшная смерть – это не более, чем легенда. Еще в 1920 году итальянский журналист Клемпаско, сотрудник «Джапан Кроникл» передал сообщение о том, что Лазо был расстрелян на мысе Эгершельд во Владивостоке, а труп его сожжен. Поскольку Клемпаско, и это задокументированный факт, был не только журналистом, но и сотрудником разведки, общался с японскими офицерами, эти сведения обладают высокой степенью достоверности.

Имя этого Лазо носят поселки в Хабаровском и Приморском краях и в Якутии. Еще недавно и в Молдавии был поселок Лазо, но сейчас ему вернули прежнее имя Сынжерея. В Перовском районе Москвы и Красногвардейском районе Петербурга есть улицы Лазо.

Григорий Михайлович Семенов (13.09.1890-30.08.1946) – один из возглавителей Белой борьбы на Дальнем Востоке. Родился в Забайкалье в казачьей офицерской семье (бабушка с материнской стороны была бурятка). Получив домашнее образование, в 1911 г. окончил казачье военное училище в Оренбурге в чине хорунжего с назначением на службу на границе с Монголией. Как владеющий местными языками (бурятским, монгольским, калмыцким) был послан в Монголию для производства маршрутной съемки. По окончании этой работы был оставлен в казачьей сотне, охранявшей российское консульство в Урге. Там Семенов близко сошелся с видными монгольскими деятелями. У Семенова учился военному делу кандидат в военные министры Монголии. По просьбе монголов, Семенов перевел на монгольский язык Устав казачьей строевой службы. С отделением Монголии от Китая, в декабре 1911 г. с взводом казаков взял под охрану китайского резидента, которому угрожала расправа от монгольской толпы, доставил его в российское консульство. В то же время Семенов лично разоружил китайский гарнизон Урги, чтобы не вызвать кровопролития между китайцами и монголами.

Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях в Польше, Восточной Пруссии, на Карпатах, в Румынии, Бессарабии, на Кавказе, в Персии, прославившись дерзкими атаками и рейдами, спасавшими положение и обеспечившими общий успех русских войск. Он был награждён орденом св. Георгия 4-й степени (за то, что отбил захваченное неприятелем знамя своего полка и обоз Уссурийской бригады) и Георгиевским оружием.

Командиром полка, в котором служил Семенов, был барон П.Н. Врангель, который в своих воспоминаниях дал своему подчиненному Семенову такую характеристику (быть может, что-то уже домысливая задним числом):

«Семёнов, природный забайкальский казак, плотный коренастый брюнет, с несколько бурятским типом лица, ко времени принятия мною полка, состоял полковым адъютантом и в этой должности прослужил при мне месяца четыре, после чего был назначен командиром сотни. Бойкий, толковый, с характерной казацкой смёткой, отличный строевик, храбрый, особенно на глазах начальства, он умел быть весьма популярным среди казаков и офицеров. Отрицательными свойствами его были значительная склонность к интриге и неразборчивость в средствах для достижения цели. Неглупому и ловкому Семенову не хватало ни образования (он кончил с трудом военное училище), ни широкого кругозора и я никогда не мог понять каким образом мог он выдвинуться впоследствии на первый план гражданской войны…».

Причиной выдвижения Семенова в гражданской войне на Дальнем Востоке была его храбрость, настойчивая наступательная инициативность, практичность, знание местных языков, обширные политические связи и уж потом "неразборчивость в средствах".

Осенью 1920 г., потерпев жестокое поражение от красных из армии ДВР, Семенов, бросив остатки своей армии, бежал из Читы на аэроплане. Из Маньчжурии он неоднократно пытался затем собрать какие-то силы, но казаки ему уже не верили как беглецу. В Японии он пытался вытребовать золото Колчака, а в 1932 году даже предпринимал попытки вернуться в политику. В августе 1945 г., потеряв всякую надежду на «возвращение в строй, сдался советским войскам и через год был казнён через повешение.

Сбылись пророчества его друга Богдо-гэгэна, якобы сказанные тогда ещё хорунжему в 1913 г.: «Ты, Гриша, не умрёшь обычной смертью. Тебя минует пуля, не коснется сабля, стрела и копье пролетят мимо. Ты сам позовёшь себе смерть». Так и получилось: он не имел ни одного ранения за всю боевую жизнь, но он сам вышел навстречу убийцам. В своих мемуарах, написанных в 1936 г., он гордится лишь одним моментом своей жизни: тем, что «20 лет от роду мне пришлось встать на путь политической деятельности, вмешавшись в создание истории страны великого Чингисхана…». Как и барон Унгерн, атаман Семёнов всю жизнь искал себя, пожелав устроить порядок силой оружия, убийствами и страхом.

Литературные источники:

  1. Сергей Лазо. Воспоминания и док-ты. Сб., М., 1938;

  2. Лазо О. A., Народный герой С. Лазо, Иркутск, 1957;

  3. Губельман М., Лазо. 1894-1920, М., 1956.

  4. Курас Л.В. 1997. Всероссийская фашистская партия: Харбин – 30-е годы. – Вопросы социально-политической истории (XVII–XX века). Бахрушинские чтения 1997 года. Новосибирск.

  5. Курас Л.В. 2002. Атаман Семенов и Японская военная миссия. – Сибирь: ХХ век.Кемерово. Вып. 4.