Языковая личность
Актуализировавшийся в последнее время коммуникативно-прагматический подход к изучению языка предполагает его изучение в связи с деятельностью человека в самом широком понимании этого слова. Интерес к этой проблеме вызван еще и тем, что преобладавший системно-структурный подход к изучению языка принес свои плоды в плане изучения языка, объективного представления о его состоянии.
Высокий уровень языковедческих исследований позволяет представить язык как систему в структурном, историческом, психологическом плане. Однако изученные свойства языка, являясь объектом изучения лингвистов, не существуют самостоятельно, сами по себе, объединяющим их фактором является человек, языковая личность. Именно она, в различных ипостасях и аспектах изучения, становится центром внимания лингвистов. Так, современные исследования все больше затрагивают проблему языковой личности и системы языка, языковой личности и текста, языковой личности и овладения иностранным языком и многие другие.
Языковая личность в ее модусах и отношениях изучается лингвокогнитивным, лингвопрагматическим, лингвокультурологическим и другими современными направлениями языкознания. Это понятие изучается и в исследованиях по психолингвистике (психология языка и речи), по лингводидактике (обучение языку), по языку художественной литературы.
Современная лингводидактика рассматривает языковую личность как одно из важнейших понятий в теории обучения языку. В общих чертах в лингводидактических работах языковая личность определяется как многоуровневый и разнообразный набор языковых умений, готовностей к реализации речевых актов в соответствии с видами речевой деятельности и уровнями языка.
Предпринимая попытку дать представление о языковой личности, безусловно, следует обратиться к пониманию личности в психологии. В трактовке понятия «личность» психологи в первую очередь рассматривают эмоциональную сферу человека.
Однако для нас еще важна и интеллектуальная составляющая личности, поскольку мыслительные процессы напрямую связаны с языком. Вариантов личности может существовать бесконечное множество, тем не менее необходимо выделить некие общие, основополагающие элементы, характерные для всех членов общества.
Психологи выделяют две важные составляющие личности – это жизненная доминанта и ситуационная доминанта. При рассмотрении языковой личности, как правило, выделяют два уровня: структурно-языковой (семантический) и лингвокогнитивный. Не менее существенным является уровень мотивов и целей языковой личности. Языковую личность можно охарактеризовать с позиций лингвистической концептологии и теории дискурса.
Языковое сознание опредмечивается в речевой деятельности, т.е. в процессах говорения (письма) и понимания по Л.В. Щербе. Речевая деятельность осуществляется индивидуумом и обусловлена его социопсихофизиологической организацией. Речевая деятельность и речевая организация человека тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, могут быть противопоставлены как явление и сущность, и в этом смысле троякая модель языковых явлений (речевая деятельность – языковая система – языковой материал) .
В.И. Карасик отмечает, что в речевой организации человека можно выделить пять аспектов:
1) языковая способность как органическая возможность научиться вести речевое общение (сюда входят психические и соматические особенности человека);
2) коммуникативная потребность, т.е. адресность, направленность на коммуникативные условия, на участников общения, языковой коллектив, носителей культуры;
3) коммуникативная компетенция как выработанное умение осуществлять общение в его различных регистрах для оптимального достижения цели, компетенцией человек овладевает, в то время как способности можно лишь развить;
4) языковое сознаниекак активное вербальное «отражение во внутреннем мире внешнего мира» (Лурия, 1998: 24);
5) речевое поведение как осознанная и неосознанная система поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека.
Важнейшим компонентом речевой организации человека является языковое сознание. В.В. Красных (1998) противопоставляет два принципиально различных типа ментальных образований: знания и представления.
Знания трактуются как относительно стабильные, объективные и коллективные информационные единицы, представления – как относительно лабильные, субъективные и индивидуальные сущности, включающие собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними коннотации и оценки.
Говоря о языковой личности, нельзя не упомянуть о речевом паспорте говорящего и о языковом стиле человека. Речевой паспорт – это совокупность тех коммуникативных особенностей личности, которые и делают эту личность уникальной (или, по меньшей мере, узнаваемой).
Стиль человека (если терминологически противопоставить его речевому паспорту) можно было бы трактовать как выбор говорящим тех или иных средств общения, поскольку стиль предполагает выбор. Речевой паспорт – это аспект коммуникативного поведения, а этот стиль – аспект коммуникативной компетенции. Компетенция также включает языковое чутье, т.е. «систему бессознательных оценок, отображающих системность языка в речи и общественные языковые идеалы» (Костомаров, 1994: 22), и языковой вкус – систему установок человека в отношении языка и речи на этом языке.
