Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Н. Немченко - Словообразование.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.34 Mб
Скачать

Морфемы современного русского языка (общая характеристика)

Морфемы, характеризуются рядом общих признаков, по кото­рым отличаются от других языковых единиц — звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. От звуков и слогов морфемы отлича­ются своей значимостью, наличием грамматических или словооб­разовательных значений. От слов, словосочетаний и предложений они отличаются большей отвлеченностью значений, нечленимостью на более мелкие значимые части, неспособностью выступать в ка­честве предложений или их частей.

В то же время морфемы обладают целым рядом различитель­ных признаков, с учетом- которых осуществляется их классифика­ция. Морфемы современного русского языка различаются прежде

всего по своему значению, по роли в строении слова (по этому признаку различаются корневые и служебные морфемы). Служеб­ные морфемы в свою очередь различаются по месту, занимаемому ими в слове по отношению к другим морфемам (префиксальные, суффиксальные, постфиксальныё и флексийные морфемы), по на­значению, по выполняемой функции (словообразующие, формооб­разующие и словоизменительные морфемы) и по другим при­знакам. '

Корневые и служебные морфемы

Изучение морфем обычно начинается с разграничения, противо­поставления морфем корневых и служебных 3.

Корневая морфема является основной, стержневой частью сло­ва. Она выражает основное лексическое значение слова. Все ос­тальные, служебные морфемы лишь видоизменяют, конкретизиру­ют значение корня, т. е. выражают различные грамматические или словообразовательные значения слова. «Корневые морфемы имеют в качестве означаемого элемент (кусочек) действительности, сле­довательно, их значение реально-вещественное. Аффиксальные морфемы ни с каким элементом действительности непосредственно не соотносятся» [33, с. 39], они «используются лишь как модифика­торы значения разных слов» [53, с. 235], т. е. выражают логико­грамматические значения.

Корень как основная часть слова является морфемой, обяза­тельной для каждого слова, в то время как служебные морфемы вовсе не обязательны в составе слова, они являются факультатив­ными его элементами. В современном русском языке без служеб­ных морфем употребляется большинство неизменяемых (несклоняе­мых и неспрягаемых) слов, включая слова служебных частей речи, а без корней слова не существуют.

С точки зрения данного признака корневой морфемы известный интерес представляют такие слова, как, например: вынуть, предок. На первый взгляд может показаться, что у этих слов нет корней и они состоят из одних служебных морфем — префиксов и суффиксов. Однако с точки зрения современных языковых отношений оба эти слова членятся на корневые и служебные морфемы. Глагол вынуть ранее выступал в виде вынятъ и состоял из префикса вын-, корня ~я,~ и суффикса -ть. Впоследствии звукосочетание -яя- изменилось в -ну- в результате аналогического воздействия слов на -нуть: дви­нуть, крикнуть, прыгнуть. В современном русском языке в составе слова вынуть выделяется корень вын- (ср.: выну, вынешь, вынь). В слове предок в качестве корневой морфемы выступает предлог пред, который является носителем основной идеи слова, выражает ^го основное лексическое значение, а отрезок -о/с представляет со­бой словообразующий суффикс (ср. аналогичное производное по­томок, мотивированное наречием потом).

Корневые морфемы, в отличие от морфем служебных, повто­ряются в составе всех родственных слов, образующих словообразо­вательное гнездо, и всех грамматических форм родственных слов, относящихся к числу грамматически изменяемых. Ср., например: стол, стол-а, стол-у, стол-ом, стол-ы, стол-ов, стол-ам, стол-ик, стол-овый, на-столь-ный, стол-оваться. Не могут повторяться кор­ни лишь таких одноморфемных слов, которые грамматически не изменяются (не склоняются и не спрягаются) и не образуют новых •слов, т. е. корни, не способные сочетаться с какими бы то ни было •служебными морфемами, например: алоэ, ателье, атташе, бра, ден­ди, жюри, кашне, леди, рагу, рантье, шимпанзе, весьма, ничком, ■ведь, вот, пусть, ага, ого, увы, если, но, однако, разве, возле, во­преки, для, кроме и др.

При рассмотрении данного признака корневых морфем особой оговорки тре­буют так называемые супплетивные грамматические формы отдельных слов, на­пример: человеклюди, ребенокдети, маленькийменьше, плохойхуже, хорошо •— лучше, братьвзять, говоритьсказать, кластьположить, яменямынас, тывы. По сложившейся традиции подобные единицы при­нято рассматривать как разные грамматические формы одного и того же слова. Очевидно, такой традиционный взгляд на супплетивизм в образовании граммати­ческих форм нуждается в пересмотре. G точки зрения общепринятого понимания •слова как языковой единицы, обладающей единством формы (материальной струк­туры) и содержания (значения), вряд ли может быть оправданным отнесение подобных словоформ к одному слову, к одной лексеме. С этой точки зрения правильнее было бы рассматривать их как разные слова с тождественным лекси­ческим значением, используемые для обозначения разных грамматических кате­горий.

Одним из ярких отличительных признаков корневой морфемы является незакрепленное место корня в слове. Один и тот же ко­рень может занимать разное место в слове по отношению к дру­гим морфемам: он может находиться в начале слова, в положении перед служебными морфемами, в конце слова, после служебных морфем, и в середине слова, между служебными морфемами (ср.: .сед-ой, про-седь, по-сед-еть). Служебные же морфемы разных ви­дов занимают в слове строго определенное место по отношению к корню и другим морфемам.

Подавляющее большинство корневых морфем в современном русском языке способно употребляться в' свободном виде, вне со­четания с другими морфемами, т. е. представляет собой свободные морфемы. Служебные же морфемы вне сочетания с корнем упот­ребляться не могут. В отличие от корневых морфем они как бы «припаяны», «привязаны» к корням, т. е. всегда выступают как связанные морфемы.

В случае отрыва служебной, аффиксальной морфемы от корня и самостоя­тельного ее употребления в речи (например, использование суффикса -изм- в обоб*щенном значении, вместо существительных с данным суффиксом) она уже не яв­ляется служебной морфемой, а выступает как самостоятельное слово, имя сущест­вительное, представленное соответствующей корневой морфемой [подробнее об: этом см. 34, с. 16—17]. . * .

Кроме свободных корневых морфем в современном русском язы­ке имеется также некоторое количество связанных корней. Свя­занными корнями называются такие, которые в современном языке не встречаются в свободном виде, всегда употребляются только в сочетании со служебными, аффиксальными морфемами — суффиксами или префиксами.

К связанным относятся прежде всего корни таких слов, кото­рые находятся в отношениях взаимной семантической мотивиро­ванности, т. е. корни разных однокоренных слов, каждое из кото­рых может быть объяснено путем ссылки на другое однокоренное: слово, например: оппонентоппонировать, яблоняяблоко. Ср.: оппонент — ‘человек, который оппонирует’, оппонировать — ‘быть оппонентом, выступать в .качестве оппонентаябло­ня— ‘дерево, на котором растут яблоки\ яблоко — ‘плод яб­лони'. .

Сюда относятся также некоторые пары родственных слов с ан- тонимичными аффиксами, которые тоже связаны отношениями вза­имной семантической мотивированности, например: закрытьот­крыть, привыкнутьотвыкнуть, присутствоватьотсутствовать. Ср.: закрыть — ‘осуществить действие, противоположное тому, ко­торое обозначено глаголом открыть\ открыть — ‘осуществить действие, противоположное тому, которое обозначено глаголом з а- кр ы т ь/ и т. д. . ~

Связанными считаются также корни некоторых родственных слов, между которыми отношения семантической мотивированнос­ти отсутствуют (разумеется, при условии, если такие корни не употребляются вне сочетания с аффиксальными морфемами), на­пример: ввергнутьсвергнутьотвергнуть, снятьотнятьразнять и др.

К этой группе слов со связанными корнями примыкает целый ряд пар родственных слов с синонимичными аффиксами, напри­мер : запастиприпасти, исследоватьобследовать, отлогийпологий'[см. 32, с. 212—213].

В работах по словообразованию к числу связанных корневых морфем нередко относятся корни родственных слов, связанных от­ношениями односторонней семантической мотивированности, напри­мер: белкабеличий, бочкабочар, улицапереулок. В дан­ных парах слов вторые (правые) члены семантически мотивиру­ются первыми (левыми) членами. Ср.: беличий—‘относящийся к белке1; бочар — ‘человек, занимающийся изготовлением б о ч е к’\ переулок — ‘небольшая улица, являющаяся обычно поперечным; соединением двух других улиц’. Что же касается первых (левых) членов приведенных пар слов, то они не являются семантически, мотивированными, -их значения не могут быть объяснены путем, ссылки на другие однокорецные слова, Это значит, что входящие в их состав омонимичные суффиксам звуки или звукосочетания (-к- в составе слова белка, -к- в слове бочка, -иц~ в слове ули­ца) не выражают никаких значений и, таким образом, не являют­ся морфемами. Отсюда следует, что отрезки соответствующих слов бел-, бонул- не являются связанными корнями, а представляют собой усеченные варианты обычных, свободных корней белкбочк улиц-, которые сохраняются в полном (не усеченном) виде в со­ставе производящих, немотивированных существительных белка, бочка, улица.

Учитывая основные, важнейшие признаки корневой морфемы, ее можно определить следующим образом: корень — это стержне­вая, центральная морфема слова, обязательная для каждой лекси­ческой единицы, повторяющаяся во всех родственных словах и их грамматических формах и выражающая основное лексическое зна­чение слова.

Служебная морфема может быть'определена как морфема фа­культативная (необязательная в составе слова), видоизменяющая, конкретизирующая значение корня, т. е. выражающая различные грамматические и словообразовательные значения слова.