Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Н. Немченко - Словообразование.rtf
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.34 Mб
Скачать

Определение направления синхронической словообразовательной производности

Однокоренные слова, связанные отношениями синхронической словообразовательной производности, образуют словообразова­тельные пары. Один из членов словообразовательной пары являет­ся синхронически производным по отношению к другому, который выступает в качестве его производящего. Однако не всегда бывает ясно, какой из двух членов словообразовательной пары является синхронически производным, а какой—производящим. Это бывает в тех случаях, когда члены словообразовательной пары находят­ся в отношениях взаимной, двусторонней семантической мотивиро­ванности или когда в составе производного слова отсутствуют обычные для русского языка, аффиксальные словообразователь­ные средства. В подобных случаях при установлении отношений синхронической словообразовательной производности. между члена­ми словообразовательной пары необходимо определить направлен ние синхронической словообразовательной производности.

Направление синхронической словообразовательной производ­ности в словообразовательных парах устанавливается на основа-, нии формальных и семантических признаков слов, образующих эти пары. При определении направления синхронической производное-, ти следует исходить из общего положения о том, что производные слова в формально-семантическом отношении сложнее своих про­изводящих. «При синхронном анализе установить, какая основа (или, точнее, слово.— В. Н.) является производной, а какая про­изводящей,—это значит ответить на вопрос: какая из двух одно­коренных основ является более простой по форме и по смыслу; ( = производящей), а какая более сложной ( = производной)?» [37,. с. 7]. Синхронически производным считается тот член словообразо­вательной пары, который является более сложным по сравнению с другим членом пары в формальном и семантическом отношении или хотя бы в одном отношении —- формальном или семантическом [см. 37, с. 64]. '

Формальная сложность слова определяется количеством мор­фем, входящих в состав его лексической основы. Более сложным, в формальном отношении является член словообразовательной па­ры, лексическая основа которого содержит большее количество морфем, т. е. слово, которое является формально мотивированным, по отношению к другому однокоренному слову. Однокоренные ело-: ва, лексические основы которых имеют одинаковое количество мор­фем, считаются равными по своей формальной сложности.

Семантическая сложность слова зависит от количества семан­тических компонентов в его лексическом значении. Более сложным в семантическом отношении является слово, которое содержит не­которое дополнительное значение, отсутствующее у другого члена данной словообразовательной пары, т. е. слово, которое семанти­чески мотивируется другим членом пары, значение которого может, быть определено путем ссылки на значение последнего. Одноко­ренные слова — члены словообразовательной пары, находящиеся в отношениях взаимной, двусторонней семантической мотивирован-, ности, считаются одинаковыми по семантической сложности.

Итак, направление синхронической словообразовательной про­изводности в словообразовательной паре определяется характером формальных и семантических взаимоотношений между членами соответствующей пары, большей или меньшей формально-семанти­ческой сложностью того или другого члена пары. По данному при­знаку все словообразовательные пары слов современного русского, языка могут быть подразделены на четыре группы.

  1. Словообразовательные пары, члены которых различаются между собой и по формальной, и по семантической сложности, т. е. один из членов пары является более сложным по сравнению с дру­гим членом как в формальном, так и в семантическом отношении. Например: трактор и трактор-ист — ‘человек, работающий на трак-,

торе’, железо и желез-н-ый — ‘относящийся к железу, изготовлен­ный из железа’, синий и син-и-ть — ‘делать синим, красить в си­ний цвет’.

  1. Словообразовательные пары, члены которых различаются по своей формальной сложности, т. е. один из членов пары является более сложным в формальном отношении, при одинаковой семан­тической сложности. Например: атака—‘опредмечеиное действие, осуществляемое по значению глагола атаковать’, и атак-ова-тъ — ‘осуществлять атаку’, ремонт—‘действие, осуществляемое по зна­чению глагола ремонтировать’, и ремонт-ирова-ть — ‘производить ремонт’, зреть — ‘становиться зрелым’ и зре-л-ый— ‘испытавший действие, выраженное глаголом.зреть’, весёлый — ‘такой, которому весело’, и весел-о— ‘определенное состояние, характеризующееся признаком, выраженным прилагательным веселый’, лёгкий—‘та­кой, который легко делать, носить, решать и т. д.,’ и- легк-о — ‘со­стояние, связанное со значением прилагательного легкий’.

  2. Словообразовательные пары, члены которых характеризуют­ся одинаковой формальной сложностью, но различаются по своей семантической сложности, т. е. один из членов пары является бо­лее сложным, по сравнению с другим членом, в семантическом от­ношении. Например: ботаника и ботаник — ‘специалист по ботани­ке’, математика и математик — ‘специалист по математике’, золото и золотой — ‘относящийся к золоту, изготовленный из золота, по­хожий на золото и т. д.,’ синий и синь — ‘свойство'синего; синий цвет чего-либо’, проходить и прохожий — ‘такой, который проходит мимо’.

  3. Словообразовательные пары, члены которых обладают оди­наковой формальной и семантической сложностью. Например: on- пон-ент — ‘лицо, осуществляющее действие, обозначаемое глаголом оппонировать, тот, кто оппонирует’, и оппон-ирова-ть — ‘выступать в качестве оппонента, быть оппонентом’, роб-к-ий— ‘такой, который робеет’, и роб-е-ть— ‘быть робким, проявлять качество, выражае­мое прилагательным робкий’, за-крыть — ‘осуществить действие, противоположное тому, которое обозначается глаголом открыть’, и от-крыть — ‘осуществить, действие, противоположное тому, кото­рое называется глаголом закрыть’.

Особую разновидность словообразовательных пар представля­ют сложные слова разных способов словообразования с мотиви­рующими их словосочетаниями, например: железная дорога и же­лезнодорожный, ловить мышей и мышеловка, обходить пути и путеобходчик, волокно льна и льноволокно, диван и кровать и ди­ван-кровать, вечно зеленый и вечнозеленый, изменять вид и видоиз­менять. Члены таких пар по своей формальной сложности могут различаться между собой (железная дорога и железн-о-дорож- н-ый, ловить мышей и мыш-е-лов-к-а) или совпадать (волокно льна и льноволокно). В семантическом же отношении правый член этих пар во всех случаях является более сложным.

Первая из выделенных групп словообразовательных пар (трак­тор и тракторист, железо и железный, синий и синить) представ--ляет наиболее простые, «типичные» случаи русского словообразо­вания— словообразование при помощи аффиксов. В этой группе словообразовательных пар наиболее ярко выражено направление синхронической словообразовательной производности: синхрониче­ски производные слова являются более сложными и в формальном, и в семантическом-отношении. При этом большей формальной и семантической сложностью характеризуются правые члены пар — тракторист, железный, синить, которые и являются синхронически производными. Направление синхронической словообразовательной производности в этих примерах практически определяется по фор­мальной структуре соотносительных слов, на основании большей или меньшей формальной сложности членов пары, так как слово, более .сложное в формальном отношении по сравнению с другим членом словообразовательной пары, обычно является более слож­ным и в семантическом отношении. Синхронически производным в подобных случаях следует считать тот член словообразователь­ной пары, который характеризуется большей формальной слож­ностью, т. е. лексическая основа которого содержит большее коли­чество морфем [об этом см. 54, с. 82].

Подобным образом направление синхронической словообразова­тельной производности определяется и в словообразовательных па­рах, членами которых являются сложные слова и словосочетания, различающиеся между собой по формальной сложности (железная дорога и железнодорожный, ловить мышей и мышеловка, обходить пути к путеобходчик).

Вр второй группе словообразовательных пар (атака и атако­вать, ремонт и ремонтировать, зреть и зрелый, весёлый и весело, лёгкий и легко), при разной формальной сложности их членов и одинаковой их семантической сложности, цри наличии у одного из членов пары ярко выраженного, аффиксального словообразователь­ного средства и при взаимной семантической мотивированности обоих членов, основным и единственным показателем направления синхронической словообразовательной производности служат фор­мальные признаки соотносительных слов, большая или меньшая сложность слова в формальном отношении. В таких случаях син­хронически производными следует считать те слова пары, которые обладают большей формальной сложностью, т. е. основы которых содержат большее количество морфем. В приведенных примерах в качестве синхронически производных следует рассматривать вто­рые, правые члены — атаковать, ремонтировать, зрелый, весело, легко, которые при одинаковой семантической сложности, при ус­ловии взаимной семантической мотивированности, являются более сложными в формальном отношении: в составе лексических основ этих слов помимо корневых морфем выделяются еще служебные морфемы, словообразующие суффиксы -ова(ть)/-ирова(ть), -л(ый), -о. (Напомним, что морфема -о в составе наречий и слов катего­рии состояния типа весело, легко является словообразующим суф­фиксом, входящим в состав лексических основ подобных слов, а не окончанием, так как наречия и слова категории состояния не склоняются и, следовательно, окончаний не имеют.)

В третьей группе словообразовательных пар (ботаника и бота­ник, математика и математик, золото и золотой, синий и синь, про­ходить и прохожий), при одинаковой формальной сложности обо­их членов соответствующих пар и разной их семантической сложт ности, т. е: при отсутствии у соотносительных слов аффиксального словообразовательного средства и при односторонней семантиче­ской мотивированности членов пары, основным показателем на­правления синхронической словообразовательной производности служат отношения семантической мотивированности между члена­ми словообразовательной пары, определяющие большую или мень­шую семантическую сложность одного из членов пары. Синхронии чески производным в подобных случаях является тот член слово­образовательной пары, значение которого мотивируется значением другого члена пары, определяется посредством ссылки на него. В наших примерах синхронически производными5 также следует считать вторые, правые члены — ботаник, математик, золотой, синь, прохожий, так как при одинаковой фокальной сложности обоих членов пар последние являются-еемантически более слож­ными, мотивированными, их значения свободно объясняются через значения первых, левых членов, но не наоборот.

По тому же признаку направление синхронической словообра­зовательной производности определяется и в словообразователь­ных парах, представленных сложными словами и словосочетаният ми, совпадающими по своей формальной сложности, по количеству .морфем, входящих в состав лексических основ производных и про-: изводящих слов (волокно льна и льноволокно, диван и кровать и диван-кров'ать, вечно зеленый и вечнозелёный, изменять вид и виг доиз менять).

В четвертой группе словообразовательных пар, представлен­ных словами со связанными корнями (оппонент и оппонировать, робкий и робеть, закрыть и открыть), оба члена с точки зрения формально-семантических особенностей выступают как равноправ­ные. В современном языкознании и тот и другой член подобных пар рассматриваются либо, как синхронически производные (Г. О. Винокур, Е. А. Земская, М. В. Панов и др.), либо как не­производные (Н. А. Крылов, Г: А. Пастушенков и др.). В соответ­ствии с предложенным пониманием синхронической словообразова­тельной производности оба члена рассматриваемых словообразо­вательных пар должны квалифицироваться как синхронически производные.

Среди однокоренных производных слов, одинаковых по своей формальной и семантической сложности, иногда рассматриваются суффиксальные образования, обозначающие названия лиц по месту жительства или по принадлежности к определенной организации, например: комсомолец и комсомолка, ленинградец и ленинградка, эстонец и эстонка, японец и японка [см. 37, с. 65]. Признавая такие однокоренные слова одинаковыми по семантической сложности при

строго синхроническом подходе к анализируемым явлениям пра­вильнее было бы рассматривать их как параллельные образования от одного и того жр производящего, не связанные между собой от­ношениями синхронической словообразовательной производности. Однако есть некоторые основания считать, что члены подобных пар не являются одинаковыми по своей семантической сложности: вторые, правые члены этих пар (названия лиц женского-пЬла) представляются более сложными в семантическом отношении, так как они последовательно выражают, некоторое^ дополнительное лек- ' сическое значение—принадлежность обозначаемого 4ими лица к женскому полу, в то время как п'ервые, левые.члены этих пар (на-, звания лиц мужского пола) сражают соответствующее допол­нительное значение весьма непоследовательно. Это особенно ярко проявляется в формах мн. ч. существительных. Ср.: комсомольцы 20-х годов и все они комсомолки; в соревновании победили ленин­градцы и среди нас были ленинградки.. Различие в семантической сложности-прои^од-ных слов анализируемых пар подтверждается' и сложившейся-практикой определения их значений в толковых словарях. Ср. в Q^aape современного русского литературного язьь ка: комсомолец — члец;Доммунистического союза молодежи (т.^э» комсомола), комсомолка — женск;. к комсомолец; эстонцы (не эс- тонки!) — народ финно-угорской группы, составляющий население Эстонской ССР (т. е. Эстонии); представители этого,, народа .(име- • ются в виду не.только мужчины, но и женщины;) и т. д. Учитывая большую семантическую сложность существительных,,- обозна­чающих лиц женского;-пола, их следует рассматривать как синхро­нически производныё^от соотносительных с ними слов, обозначаю­щих лиц мужского пола. Аналогичные формально-семантичёские взаимоотношения характерны для некоторых пар корневых,, безаф- фиксных слов — названий лиц мужского и женского пола,- напри­мер: раб и раба:, супруг и супруга, синьор и синьора-. ,

Сказанное позволяет сформулировать ^общие правила/опреде­ления направления синхронической - словообразовательной произ­водности для всех возможных типов словообразовательных пар. Синхронически производным считается тот член-словообразова­тельной пары, который отвечает, следующим условиям: является более сложным (мотивированным) .как в формальном, так и в се­мантическом отношении, например: тракторист (ср. трактор), же­лезный (ср. железо), синить (ср. синий); является более сложным (мотивированным) в формальном отношении при равной семанти­ческой сложности (взаимной семантической мотивированности), например: атаковать (ср. атака), зрелый (ср. зреть), легко (ср. легкий); является более сложным (мотивированным) в семанти­ческом отношении при одинаковой формальной сложности, напри­мер: ботаник (ср. ботаника), золотой (ср. золото), синь (ср. си­ний). В словообразовательных парах, члены которых обладают одинаковой формальной и семантической сложностью, синхрониче­ски производными считаются оба члена, например: оппонент и оп­понировать, робкий и робеть, закрыть и открыть.Одним из важнейших вопросов словообразовательного анали­за производной лексики является вопрос о способах словообразо­вания производных слов. При изучении современного русского языка необходимо строго различать способы словообразования с диахронической и синхронической точек зрения.

Способы словообразования (как в диахроническом, так и в синхроническом плане) различаются между собой некоторыми осо­бенностями производящей базы и словообразующего форманта: ко­личеством слов или основ, входящих в состав производящей базы, и количеством и видом основных словообразовательных средств, представляющих словообразующий формант. Однако само слово­образовательное средство в диахроническом и синхроническом словообразовании следует понимать по-разному. С синхронической точки зрения под словообразовательными (деривационными) сред­ствами обычно понимаются известные материальные элементы производных слов. С точки зрения диахронической словообразова­тельные средства должны определяться с учетом различных про­цессов, сопровождающих образование новых слов. При этом к ос­новным словообразовательным средствам относятся такие, кото­рые могут выступать в качестве единственного средства при обра­зовании нового слова тем или иным способом. Все остальные словообразовательные средства рассматриваются как дополнитель­ные, или вспомогательные; они не могут выступать в качестве един­ственных при образовании производного слова, а лишь сопровож­дают те или иные из основных словообразовательных средств.

Таким образом, способы диахронического и синхронического словообразования — это совершенно разные, хотя и связанные друг с другом лингвистические понятия. «Понятие „способ словообра­зования'4 в синхронном и диахроническом словообразовании имеет разное содержание,— пишет Е. А. Земская. — В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с по­мощью какого средства (или каких средств) обра­зовано производное с л о в о; в синхронном словообразова­нии оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается дерива­ционное (словообразовательное) значение про­изводного слов а...» [37, с. 169].