Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Санников_20 веков_т1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.75 Mб
Скачать

2.7. Церковное устройство

Внутрицерковная жизнь IV-VI веков характеризуется несколькими процессами.

Во-первых, единая империя требовала единого богословия и вела к единому богослужению. Мировоззрение этой эпохи, начавшее строить единый микрокосмос, объективно вынуждало провести унификацию не только взглядов, но и формы. И как это ни парадоксально, процесс приведения внешних форм к единообразию не опережал процесса приведения к единству идей и взглядов, что существенно отличало античное христианство от Средневековья, где форма довлела над содержанием. Но в античный период, параллельно с требованием одинаковости мышления, активно шел процесс стандартизации богослужебной жизни и закрепления ее форм в юридических решениях.

Во-вторых, в этот период из-за появления в церкви большого числа невозрожденных людей, которым желали «помочь» адаптироваться в христианстве, допускались старые народные обычаи и обряды, которые христиане старались осмыслить по-новому и наполнить новым содержанием. Такой подход заложил основу разделения теории и практики христианства. В теории христианство оставалось верным себе и Евангелию, но на практике использовало языческий подход к церковной жизни, ранние признаки которого прослеживались еще в период гонений.

В-третьих, христианство стало верой и церковью великого императора и невольно оказалось в центре общественной жизни. Это с неизбежностью заставило ввести в богослужебную практику элементы величия, роскоши и торжественности. Так, IV век не мог не стать временем качественного изменения формы богослужения и ритуализации христианства.

2.7.1. Клир и миряне

К моменту провозглашения христианства легальной религией разделение церкви на клир и мирян наблюдалось почти повсеместно. Последний громкий протест против этого раздался из уст Тертуллиана, который настаивал на евангельском всеобщем священстве. С IV века этот принцип был предан забвению на многие века.

В те времена для избрания на служение от кандидата требовалась известная степень образованности. Как правило, она включала элементарную грамотность, хотя не все епископы умели писать. Кроме того, требовалась высокая нравственность, которая к V веку чаще всего воспринималась как половое воздержание. Особенно последовательно это требование соблюдалось на Западе, где уже с Эльвирского собора (306 г.) предписывалось всем клирикам вести безбрачную жизнь. Хотя I Вселенский Собор отклонил это условие, все же решения многих поместных соборов и декреты папы римского сделали его обязательным для западной части империи.

На Востоке целибат не привился, многие епископы состояли в браке. Например, Григорий Богослов родился, когда его отец уже нес епископское служение. Однако влияние Запада и тот факт, что в избрании епископов предпочтение отдавалось монашествующим, привели к тому, что к VI веку епископат стал неженатым, и это было законодательно закреплено Юстинианом.

Прямым результатом целибата стала нравственная испорченность клира. Законные связи стали подменяться незаконными. При этом нравственная жизнь клира в тех церквах, где допускался брак духовенства (например, Медиоланская), оказывалась значительно чище.

В этот период стало резко ограничиваться участие мирян в выборе служителей. Возможно, отстранение мирян от выборов было связано с большим количеством прихожан, с их низким духовным уровнем, с высокой активностью ариан и другими факторами. Лаодикийский собор постановил: «Да не будет позволено сборищу народа избирать имеющего производиться в священство» (13 канон), а позже Юстиниановские новеллы (123 и 137) указывают, что от имени мирян в выборе епископа должен принимать участие император.

К IV веку двухступенчатая иерархия стала активно замещаться трехступенчатой. Уже в 325 году в канонах I Вселенского Собора (правило 18) ясно просматривается разделение на епископов, пресвитеров и дьяконов, а к середине V века установилась строгая иерархия подчинения и распределения обязанностей.

Епископ, который ранее управлял церквами одного города, постепенно принял под свой контроль близлежащие сельские церкви своего региона. Так формировалась епархия. Пресвитер имел постоянное служение в одной церкви, а дьякон служил помощником пресвитера или епископа. Основным элементом церковной структуры в этот период окончательно стал епископ, управляющий своим уделом — «парикией», или «епархией», хотя в доконстантиновский период основным элементом церковной структуры являлась поместная церковь, община, собирающаяся в одном помещении, которая управлялась пресвитерами или епископами.

В IV-V веках после избрания епископа, которое проводилось собранием епископов, живущих поблизости, совершалась хиротония (возложение рук). Пресвитеры и дьяконы, как правило, назначались епископом, который чувствовал себя полновластным хозяином в своей епархии: без него не могло приниматься ни одно решение в управлении церквами. С IV Вселенского Собора епископу стали также подчиняться монахи его епархии.

В связи с быстрым ростом церквей и большим количеством имущества, принадлежащим церкви (землей, поместьями и так далее), потребовалось большее количество дополнительных церковных работников. Кроме уже появившихся ранее иподьяконов (младших дьяконов), протодьяконов, или архидьяконов (старших диаконов), протопресвитеров и архиепископов (протопопов, то есть старших пресвитеров), в этот период появились экономы (управляющие хозяйством), нотарии (секретари) и другие. Все они назначались епископом и находились в его полном распоряжении. Роль епископа, как распорядителя всего имущества, росла, и уважение к нему подчеркивалось почтительными титулами «боголюбезнейший и святейший».

Для попечения над женщинами, находящимися в церкви, епископы назначали дьяконисс, из которых одна считалась старшей. В некоторых местах они причислялись к клиру и рукополагались (как правило, на Востоке), в других местах считались мирянами, но от церковного управления они полностью отстранялись, хотя в ранней церкви женщины играли важную руководящую роль.