Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Санников_20 веков_т1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.75 Mб
Скачать

2.5.4. Осужденные мыслители (Арий, Несторий, Пелагий)

Неистовая ревность и непримиримость, часто доходящие до абсурда, которые были характерны для античного и средневекового сознания во всех сферах жизни, особенно ярко проявились в эпоху воцарившегося христианства по отношению ко всякой форме инакомыслия в среде служителей церкви. Многие из тех, кого официально осудили Соборы или императоры, пали жертвами скорее церковно-политических, чем богословских, разногласий. Во всяком случае, богословские позиции даже тех, кого история заклеймила определением «ересиарх», не вполне ясны. Ситуация осложняется тем, что, как правило, их оригинальные сочинения были уничтожены.

Кроме того, многие из них выступали за очищение христианства от ложных языческих понятий, терминов и доктрин, но они не были услышаны христианским сообществом и отвергнуты как еретики. В послеконстантиновском христианстве таковых насчитывалось немало. Поэтому, говоря об официально осужденных мыслителях, не стоит увлекаться оскорбительными оценочными понятиями и прозвищами. Как все люди, они подлежат суду Божьему. Но для истории очень важно проанализировать их богословские взгляды, даже если эти взгляды не вполне принадлежат им. Серьезный подход к истории богословия поможет избежать многих ошибок и искажений в личном богопознании.

Арий (ум. 336) сознательно или несознательно стал причиной самого сильного спора в истории античного христианства.

Он, очевидно, был уроженцем Ливии, получившим образование в Антиохийс-кой школе у знаменитого мученика — Лукиана. В Александрии он появился во времена гонения императора Галерия и благодаря своей ревности и преданности христианству вскоре стал уважаемым пресвитером одной из городских церквей Александрии. По некоторым источникам, в 311 (или 313) году он являлся одним из кандидатов на епископскую кафедру в Александрии, но великодушно отказался от нее в пользу Александра.

Арий был не молод и пользовался хорошей репутацией как образованный, способный и благочестивый проповедник Внешне он был высокий, аскетического вида, серьезный, приятный в общении, с мятущейся поэтической душой. Он стал кумиром своих прихожан, особенно дьяконисс и девственниц, представлявших сильную и многочисленную организацию, а также пользовался поддержкой многих епископов.

Арий учил, что Божество не только «нетварно», но и «нерожденно». Это учение соответствовало оригеновской идее единого Бога, абсолютно чуждого творению. Естественно, что Арий был против всякого единосущия, ибо у Творца не может быть никакого единосущия с кем бы то ни было. Из этого следовало, что Сын является творением (хотя и высшим), и «было время, когда Его не было».

Это учение подверглось осуждению на I Вселенском Соборе в городе Никее в 325 году, а сам Арий отправился в ссылку, но, как известно, арианство распространилось очень широко, и вскоре император Константин начал поддерживать ари-ан. Арию разрешили вернуться в Александрию, однако он уже достиг глубокой старости, не перенес волнения и скоропостижно скончался до того, как совершился акт его введения в церковь.

Арианство не умерло со смертью Ария. Наоборот, оно расширялось и возвращалось в империю с окраин через варваров и гонимых епископов. Возможно, из-за того, что власти предприняли строгие меры к тому, чтобы устранить арианство, оно расширилось настолько, что привело к ужасным братоубийственным войнам, разделившим весь христианский мир, по крайней мере, на 100 лет.

Нестория (ок. 375 - 451) считают родоначальником несторианства, движения, оппозиционного официальной греко-римской ортодоксии, но сам Несторий был бы весьма удивлен, если бы узнал об этом. Историки до сих пор не могут ясно сформулировать, в чем же состояла ересь Нестория, так как в постановлении III Вселенского Собора, осудившего Нестория, об этом ничего не сказано.

По преданию, предки Нестория переселились в Самасаду Сирийскую из Персии язычниками и там обратились в христианство. Несторий родился в конце IV столетия, учился в Германикее (совр. Турция), а позже — в Афинах. Потом, переехав в один из монастырей вблизи Антиохии, он продолжил обучение у Феодора Мопсуэтского. Говорят, что Несторий был настолько яркой, деятельной личностью, что Феодор, напутствуя Нестория по случаю вызова в Константинополь, требовал от него сдержанности и умеренности, говоря: «Никогда еще женщина не рождала столь ревностного сына».

Несторий, которого рукоположили пресвитером в Антиохии, где он нес служение настоятелем монастыря, отличался строгостью жизни и был отличным проповедником. Император Феодосии II повторил историю избрания Иоанна Златоуста и пригласил на вакантную должность Константинопольского архиепископа (патриарха) Нестория из Антиохии. Народ восторженно приветствовал выбор императора. И действительно, даже по замечанию нерасположенного к нему историка Сократа, Несторий имел хороший голос и отличный дар слова, у него было суровое лицо со светлыми и глубокими глазами, величественная осанка, благородство и высокая нравственность. Однако неумеренная ревностность искреннего провинциала, приехавшего в столицу, вскоре настроила против него, как и против Иоанна Златоуста, множество врагов. Несторий начал активную борьбу с еретиками и даже представить себе не мог, что его самого причислят к еретикам.

Внешним поводом для гонений на него стало его настойчивое желание вернуть раннехристианское употребление имени «Дева Мария», которую к этому времени стали называть «Богородица». Такое наименование, идущее от Александра Александрийского, Григория Богослова и других, стало привычным для языческого мышления государственного христианства, так как языческая логика требует существования женского божества наряду с мужским.

Как уже указывалось, Александрийскому архиепископу Кириллу удалось хитростью осудить Нестория на III Вселенском Соборе, и Несторий, хотя и мог сражаться и защищать себя, имея много друзей, добровольно ушел с патриаршего поста, а позже был сослан в свой монастырь в Антиохию. Вообще в нем больше проявлялся монах-аскет, чем церковно-политический деятель. Находясь в ссылке, он не раз демонстрировал готовность ради мира пойти на все: «Мое страстное желание, — писал он уже перед смертью, — да будет благословен Господь небес и земли! А Несторий пусть останется анафемой. Господу угодно, чтобы люди примирились с Ним, проклиная меня. Я не отказался бы зачеркнуть то, что я говорил, если бы я был уверен, что это нужно и что люди через это обратятся к Богу». Но александрийцы делали все, чтобы «загонять» старика, отправляя его из одного места ссылки в другое, пока он на одном из переездов не скончался, упав с лошади. Это случилось в 451 году, в год Халкидонского Собора, который покончил с кирилловским богословием и на который, как считается, хотели пригласить и самого Нестория.

После Нестория, к сожалению, не осталось почти никаких работ, так как по приказу Феодосия II все его работы сжигались. Однако найденная в начале XX века в библиотеке несторианского патриарха в Турции книга Гераклида Дамасского на сирийском языке признана сегодня как подлинный труд Нестория, писавшего под этим псевдонимом в египетской ссылке.

Пелагий (ок. 360 - ок. 420) стал известен благодаря спору о свободе человеческой воли, природе человеческого естества и его отношению к греху и благодати. Его главным оппонентом стал Августин.

Пелагий был британцем, вероятно, уроженцем Истландии. Не будучи членом определенной монашеской общины, он оставался монахом, аскетом-одиночкой. В конце IV века он поселился в Риме, где сдружился с Павлином, Целестием и другими аскетами, славившимися своей посвященностью Богу. Его негодование вызвали господствующие в Риме беспечность и небрежность в религиозно-нравственной жизни христиан, а также то, что это объяснялось немощью человеческой природы, не зависящей от человеческой воли.

После нападения Аллариха на Рим Пелагий с Целестием отправились в Африку, а позже Пелагий поселился в Палестине, ожидая, что здесь он найдет больше единомышленников. Но именно там между ним и бл. Иеронимом возникли серьезные разногласия, и в 415 году Пелагия обвинили в ереси. Однако, представив свое исповедание веры на соборе в Иерусалиме, он был оправдан, а позже это оправдание подтвердил другой собор, собранный Кесарийским архиепископом в Диасполе (Лидде). После этого его неоднократно то осуждали, то оправдывали римские папы и поместные соборы. Но в спор вступил авторитетный Августин, который, заручившись поддержкой африканских епископов, привлек к спору гражданскую власть, и на Пелагия и его единомышленников начались серьезные гонения.

О последних годах жизни самого Пелагия известно очень мало. Вероятно, он умер в преклонном возрасте около 420 года. Он нигде не пропагандировал свои взгляды публично, но его друзья — Целестий, Юлиан и другие — действовали более решительно, настаивая на свободе человеческой воли и ответственности человека за свои поступки. При этом под свободной волей Пелагий понимал абсолютную возможность выбора между добром и злом, а его противник — Бл. Августин — учил, что истинная свобода есть любовь к добру, а не способность выбора добра или зла, ибо в последнем случае Бог не свободен, так как Он не может выбрать зло в силу Своей природы.

Несмотря на гонения, пелагиане никогда не основывали собственных общин и не шли на раскол церкви, но книги самого Пелагия, как еретические, подверглись уничтожению. Случайно сохранились только два сочинения, включенные по ошибке в кодексы его врага — бл. Иеронима. Это — толкование посланий Павла и письмо-наставление Димитрию.