Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Санников_20 веков_т1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.75 Mб
Скачать

1.2. Древний мир в преддверии христианства

Христианство появилось в геополитическом и культур­ном пространстве, которое получило название — греко-римский мир.

Афинский акрополь. Современный вид

Христианство появилось в тот момент истории человече­ства, который в Божественном Откровении описан терми­ном «полнота времен» (Еф. 1.10; Гал. 4.4). Тот, Кто управляет временем, подготовил исторические условия таким образом, что исключительно в определенное время и в определенном месте христианство могло возникнуть.

Даже на основе поверхностного анализа видимых и бес­спорных исторических обстоятельств невозможно не удив­ляться, как «идеально» они складывались. Большинство уче­ных, придерживающихся материалистических подходов к истории, утверждает, что обстоятельства с неизбежностью подтолкнули рождение христианства, и оно появилось вследствие этих обстоятельств. Но даже самая подготовлен­ная почва не даст всходов сама по себе, если не будет посея­но зерно, содержащее жизнь. Так и христианство зародилось не вследствие идеальной почвы, а потому что идеальная почва для него была подготовлена Садовником.

«Подготовка почвы» для христианства заключалась в фор­мировании иудейского, греческого и римского миров с их особым самосознанием и кульминацией их взаимопроник­новения в момент появления нового, христианского, мира.

1.2.1. ГРЕКО-РИМСКИЙ МИР

Христианство возникло в геополитическом и культурном пространстве, которое можно определить как классический греко-римский мир. Эта цивилизация стремилась к единству и унификации. Римляне были исполнены сознания, что они являются предначертанными свыше вершителями мировой истории.

1.2.1.1. Политическое и социокультурное устройство Римской империи

Понятие «Римский мир» (pax Romanum) в узком смысле слова носило скорее не культурный, а политический харак­тер и обозначало собственно римское государство. Его ключевые слова — «порядок», «власть», «приказ», «юридичес­кое право».

Основу римского общества составляла фамилия (лат. familia, греч. oikos — буквально «дом»). Это понятие включа­ло в себя не только семью, но и всех свободных и рабов, находящихся под властью главы фамилии. Сюда входили как слуги и рабы, так и свободные граждане, которым глава дома предоставлял жилье в своем имении. Все они счита­лись членами фамилии, хотя и пользовались разными пра­вами: например, рабы находились в полной собственности хозяина, но при этом они участвовали в домашних празд­никах, фамильных культах и других сферах деятельности семьи. Считалось, что, кроме обычной юридической власти, которой пользовался глава дома, членов фамилии связыва­ло некое священное чувство — pietas, которое дословно переводится как «благочестие», но фактически означает «фамильное достоин­ство», то есть священный долг по отношению к родителям, детям, господину, семейному божеству и т.д.

Ко времени появления христианства традиционные устои фамилии значитель­но расшатались, несмотря на усилия императора Октавиана Августа восстановить значение этого института. В высшем римском обществе он не достиг никаких успехов, более того, власть главы семьи по новым законам все более переходила к государству, например уже не муж, а суд карал неверную жену.

Развитое правовое сознание Римской империи и хорошо отлаженные механиз­мы его поддержания сыграли важную роль в возникновении и становлении хрис­тианства. Римляне считали свое право, основой которого послужили законы «Две­надцати таблиц», общим для всех народов. Сложное римское законодательство постоянно менялось и совершенствовалось на основе традиций и законов поко­ренных народов. Законы охватывали все области права: уголовное, гражданское, конституционное и процессуальное, хотя все эти термины и не использовались. Важную роль в законодательстве играл правовой статус римского гражданина. При этом принципиальное значение для христианства имела возможность его получения для чужеземцев. Таким образом, даже в отдаленных провинциях импе­рии можно было стать гражданином единого государства и пользоваться преиму­ществами этого положения.

В этническом и культурном отношении империя отличалась крайней неодно­родностью. Она объединяла множество рас и национальностей, политическое единство которых неизбежно вызывало взаимопроникновение экономических, культурных, религиозных, этических и других традиций. И хотя империя посто­янно нивелировала их отличия и учила примиряться и терпеливо приспосабливаться друг к другу, их единство оставалось непрочной и разнородной смесью «глины и железа». Стратегия римлян заключалась не в навязывании покоренным народам единого культурного или религиозного устройства, а только в подчине­нии их политической системе Рима, поэтому они легко соглашались с сохранени­ем местного самоуправления.

Римское государство распространило свою власть практически на все среди­земноморские цивилизации и занимало необъятную территорию от Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив) на Западе до реки Тигр на Востоке (Месопота­мия). На Севере его солдаты стояли в Британии, а границы в Европе проходили по рекам Рейн и Дунай, на Юге они доходили до Эфиопии и включали всю Северную Африку. На всех этих землях установилось военное и административное господ­ство Рима.

Абсолютной властью в империи на рубеже старой и новой эры обладал импе­ратор. Сенат и другие республиканские органы власти, не способные обеспечить порядок в империи, как правило, находились в полном подчинении императора, могущество которого основывалась на силе лично преданных ему легионов.

Профессиональная армия империи состояла из легионов, в которые набира­лись в основном римские граждане. Простой легионер мог дослужиться до звания центуриона, то есть командира сотни солдат, в то время как легион состоял из 6000 воинов. Время службы составляло 20 лет, в течение которых каждый солдат получал ежедневное жалованье, а при отставке — донативу (специальный подарок и надел земли).

Второй опорой империи служил разветвленный государственный аппарат, который включал как республиканские органы власти, так и новую имперскую бюрократию.

Для осуществления контроля над обширными территориями и для быстрой переброски войск прокладывалась разветвленная сеть дорог, которые начина­лись в центре Рима и расходились во все стороны света. Они строились «на века» — мостились несколькими слоями камня, гальки и гравия и были очень удобны для имперской почты, торговли и, главное, для частых и быстрых пе­ремещений римских легионов. Средиземное море также было весьма удобно для мореходства и торговли. Хорошие и довольно безопасные дороги, полити­ческая и юридическая стабильность сыграли огромную роль в быстром рас­пространении христианства.

Военные цели диктовали и возведение больших, хорошо организованных и укрепленных городов на вновь завоеванных землях, где часто селились ветераны армии.

Если римский мир на рубеже тысячелетий создал политическое единство циви­лизации, унифицированную систему управления и широко развитую сеть комму­никаций, то греческий мир во времена рождения христианства оплодотворил его духом познания, просвещения и философии.

Как известно, римляне завоевали греков политически, в то время как греки завоевали римлян своей культурой. Римляне как нация и вся Римская империя как государство находились под сильным влиянием греческой культуры, что стало результатом сознательной политики эллинизации, начатой еще Александ­ром Македонским (356-323 гг. до Р.Х.). Развитие богословия, формулировка дог­матов, отработка христианского мировоззрения происходили в категориях, выработанных греческой философией. Познавательная мощь греческого гения и его любомудрие позволили молодому христианству стать духовной силой, способной выработать свою теорию познания и удовлетворить самые возвы­шенные духовные запросы.

Греческий диалект — койне (общегреческий, народный язык), отличающийся от классического греческого, стал практически разговорным языком всей импе­рии. Даже Рим был на протяжении многих столетий городом, где разговаривали на двух языках: греческом и латинском. При этом следует иметь в виду, что на греческим и латыни (как официальном языке) говорили только в городах, в деревнях и мелких поселениях общались на родном наречии.

Итак, появлению христианства предшествовало формирование всемирной империи (римской) и всемирного языка (греческого). Оба эти фактора, как за­метил еще Ориген, указывали и должны были служить, по предначертанию Бо­жьему, единой всемирной религии, которой предстояло вскоре появиться.