Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Санников_20 веков_т1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.75 Mб
Скачать

1.6.3.1. Иустин Философ и его апологии

Иустин, несомненно, является самым известным апологетом II века. Он родился, скорее всего, в самом начале II века в Галилее, недалеко от того места, где Иисус беседовал с сама-рянкой у колодца Иакова. Неаполь (позже — Наблус), построенный на месте древнего Сихема, был заселен во времена Иустина не иудеями, а греческими и в большей степени латинскими колонистами, от которых происходили родители Иустина.

Его отец, богатый и образованный человек, дал сыну хорошее образование, и уже в раннем возрасте Иустин проявлял незаурядные способности в поэзии, истории и риторике. Наряду с этим он обнаруживал сильную склонность к философии, которую в те времена понимали не как общие рассуждения или метафизические спекуляции, а как поиски мудрости и истины, приближающие к Богу. В родном Неаполе он брал уроки философии сначала у стоиков, потом у последователей школы Аристотеля, но вскоре перешел к ученикам Платона. Платонизм надолго увлек будущего апологета, и хотя он не нашел в нем ответа на мучившие его вопросы о смысле жизни, именно Иустин привнес учение Платона в христианство.

В Малой Азии ему не раз довелось присутствовать на казнях христиан, и их поведение и исповедание заставили его глубоко задуматься над ценностью убеждений, дающих такую силу их обладателям. Пребывая в состоянии поиска истины, Иустин встретил на пустынном берегу моря кроткого старца с почтенной наружностью, который в беседе с молодым философом развеял его иллюзии в отношении того, что можно достичь Бога через классическую философию.

«Ведет ли философия к счастливой жизни? — спросил старец Иустина. — Философия, поистине, есть величайшее и драгоценнейшее в очах Божьих стяжание, она одна приводит нас к Богу и делает нас угодными Ему... Знание о Боге отлично от знания музыки, арифметики, астрономии, медицины: все это приобретается через опытное изучение или логическое мышление, но знание Бога доступно только через непосредственное Его созерцание или через свидетельство тех, кто достиг такого созерцания...

Еще древнее нас и Платона пророки, руководимые Духом Божьим. Писания их существуют и поныне, и кто верит им, познает начало и конец вещей, то есть то, что должно знать философу. Прошедшие и настоящие события вынуждают верить словам их. Молись, чтобы Бог отверз тебе очи!» Больше Иустин не видел старца.

«Внезапно, — писал он позднее, — возгорелся во мне огонь, и объяла меня любовь к пророкам и к тем людям, которые суть друзья Христовы».

Так описывает Иустин свое обращение примерно в 130-133 годах в «Диалоге с Трифоном Иудеем».

Будучи философом, Иустин пользовался особыми правами и по законам того времени имел право свободного жительства и гражданства в любом городе, включая Рим. Он носил особую одежду — короткий плащ — и мог свободно распространять свои убеждения. Поэтому после обращения Иустин не изменил своего образа жизни и внешности философа, что давало ему возможность беседовать с народом и благовествовать Евангелие.

Философская мантия свидетельствовала, что он, став христианином, не отказался от любви к мудрости, но, напротив, в христианстве нашел новую высшую мудрость. Христианство не сузило, а расширило его взгляды и представления.

Иустин странствовал с Востока на Запад без постоянного места жительства и организовал свою философскую школу сначала в Ефесе, а затем, около 150 года, в Риме. Его школа располагалась в довольно известном месте Рима, близ Тимотинс-кой бани, у некоего Мартина. У него было довольно много учеников, среди которых — известный Татиан, позже обвиненный в ереси. Иустин много писал, а также произносил речи в защиту христианства в публичных местах и смело вступал в дискуссии с языческими философами, не стесняясь обзывать их обжорами и лжецами. С одним из таких философов-циников, Кресцентом, Иустин вступил в публичный спор о христианстве, из которого вышел победителем. Ход диспута был занесен в протокол, так как Иустин хотел, чтобы император прочитал отчет об этом споре, но Кресцент использовал этот протокол для доноса и обвинения Иустина в исповедании христианства.

Акты суда над Иустином (ок. 165 г.) сохранились, и из них явствует, что судил философа префект Юний Рустик, обучавший молодого императора Марка Аврелия стоической морали. Исход такого процесса был предрешен, и Иустин понимал это.

«Послушай, ты, который думаешь, что нашел истинную философию: если по всему телу будут бить тебя бичами, а потом обезглавят: уверен ли ты, что взойдешь на Небо? — спросил Иустина префект, — Да, — отвечал Иустин, — надеюсь получить обещанное Им (Христом), если претерплю то, о чем ты говоришь... И не только думаю, но совершенно уверен в том так, что и сомнению нет места».

Пусть так и будет, решил Рустик, и Иустина приговорили к истязанию и смерти. Мученичество с ним претерпели еще шестеро его учеников, сопровождавших своего наставника на суд.

По свидетельству Евсевия, Иустин «оставил нам очень много полезнейших памятников ума образованного и ревностно занимавшегося предметами божественными», но из них сохранились только I и II Апологии и «Диалог с Трифоном Иудеем».

В первой апологии, написанной императору Антонину Благочестивому в 50-х годах II века, Иустин опровергает обвинения против христиан (главы 4-12), упреки христиан в атеизме и неблагочестии и доказывает божественность Иисуса Христа на основании ветхозаветных пророчеств, а затем дает ясное представление о богослужении христиан и приводит разумные основания для принятия христианства (главы 13-68).

Во второй, краткой апологии (15 глав), обращенной к римскому сенату, Иустин протестует против того, что христиан преследуют только за вероисповедание. Он считает, что наказывать следует исключительно за преступления, и кратко объясняет, почему христиане не кончают жизнь самоубийством, чтобы скорее соединиться со своим Богом, и почему Бог, их Защитник, позволяет их убивать.

В «Диалоге» Иустин воссоздает свой спор, который произошел с иудейским философом 20 лет назад в Ефесе, и защищает христианство от нападок иудаизма.

В богословии Иустина явно прослеживается влияние платонической философии, особенно в представлении о Боге и о теофании во времена Ветхого Завета. Он часто употребляет понятие Логоса как Бога и показывает явление Иисуса как другой божественной ипостаси. Много внимания уделяет Иустин антропологии, представляя человека «как разумное животное, состоящее из души и тела». Очень интересна экклезиология апологета, сильно напоминающая современную протестантскую традицию. И хотя язык этих произведений грубоват, не очень логичен и мало последователен, а иногда и довольно резок, все же эти творения сыграли серьезную роль в представлении христианства языческому миру.