Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Санников_20 веков_т1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.75 Mб
Скачать

1.5.4.2. Нравственность

Церковь первых веков отличалась высокой нравственностью, святость являлось нормой ее жизни. Апологеты II века, признавая недостатки христиан, все же указывали на резкую противоположность между ними и язычниками.

Следует отметить одно весьма существенное различие между христианством и язычеством того времени. Религия в античном мире не связывалась с этикой и нравственностью. В сознании современного человека религия всегда связана с учением об определенных нормах поведения, однако для языческого общества подобный взгляд был абсолютно чужд. Религия представляла собой систему поклонения богам, а нравственность определялась патриархальной традицией или государственными законами независимо от поклонения. Языческие божества и их жрецы не предъявляли никаких требований к нравственному поведению своих приверженцев. Данная сфера вообще не затрагивалась религиозными деятелями, и они бы искренне удивились, если бы им сказали, что обязанностью религии является формирование определенной нравственности в обществе. Более того, рассказы о поведении богов, или, точнее, об их «похождениях», изобиловали безнравственными, противоестественными поступками, а этика их поведения не обсуждалась. В этом отношении иудаизм резко отличался от любой другой религиозной системы, а тем более резко отличалось христианство, в котором нравственные принципы были неразрывно связаны с богопоклонением.

Именно поэтому христианство достигало успеха, ибо религиозность не была оторвана от реальной жизни, а проявлялась в делах.

Более всего язычников поражала деятельная любовь христиан. Каждая церковь содержала многочисленных вдов, сирот, больных; облегчала удел заключенных и, где возможно, содействовала их освобождению; посылала щедрую помощь в районы эпидемий, бедствий; производила сборы с целью выкупа пленных и т.д. Система одобрительных писем, которая существовала в то время и заключалась в том, что христианин, отправляющийся в чужую местность, брал рекомендацию к пресвитерам и епископам того региона, позволяла любому христианину войти в поместную церковь в другой провинции и пользоваться ее дарами. Хотя такая добродетельность, безусловно, приводила к появлению недостойных прозелитов, ждущих только материальной помощи, она служила убедительным свидетельством христианской любви.

Церковные кассы пополнялись из добровольных пожертвований. На Востоке церкви придерживались практики сбора десятины, но на Западе десятина встречалась очень редко. Большое значение христиане придавали милостыне, а взимание процентов при ссуде не одобрялось церковью.

В своем поведении христиане стремились избегать острых чувственных наслаждений. Посещение языческих театров, бои гладиаторов и зверей и подобные им развлечения были запрещены. Считалось позволительным удовлетворять только самые необходимые потребности. Радикальные христианские группы в I—II веках порицали ношение украшений, драгоценностей, серег, подведение глаз и бровей, окрашивание волос и стрижку бороды. Даже украшение гробниц венками часто считалось греховным, так как венки обычно плелись в честь языческих божеств.

С увеличением числа христиан, особенно в III веке, постепенно начали меняться дух и настроения церковного общества. Если в I и, частично, во II веке практически все христианство жило ожиданием близкого пришествия Христа и представлением о скором наступлении Его тысячелетнего царства (хилиазм), то уже к III веку это учение ярко проявлялось только в монтанизме и в других ригористических группах.

С изменением духовной ориентации перед христианством встал вопрос: оставаться горсткой «совершенных» и «чистых», отгородиться и отмести все, что не соответствует этому идеалу, или принять в себя массу окружающих людей, стремящихся к христианству, но еще не готовых к нему, и вступить таким образом на путь их медленного воспитания? Так христианство оказалось на перепутье: остаться вне мира или принять мир в себя как объект тяжелого и длительного труда? Этот выбор, пожалуй, оказался самым серьезным вопросом, стоящим перед ранним и гонимым христианством.

Монтанизм и многочисленные схизмы, кафары (чистые) и другие радикальные группировки отделились от своих общин, пытаясь остаться в святости и отделенном монашестве. Тем самым они выразили свой категорический отказ от мира и его соблазнов и желание как бы «спрятать голову в песок», не заключать с миром никаких сделок. Но ход истории неумолим, и магистральное направление развития христианства стало иным.

Одним из ответов Церкви на проникновение в нее мирского духа стало постепенное разделение на духовенство (клириков) и мирян. При этом к духовенству стали предъявляться гораздо более высокие нравственные требования, чем к остальным христианам. Климент пишет: «Мирской человек связан постановлением для народа». Фактически, клирики, принимая на себя роль священников Бога Небесного, стали представлять богоизбранное общество, которым поначалу представляли все христианство. Церковь же из общества спасенных к III веку стала превращаться в общество спасаемых.