Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Санников_20 веков_т1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.75 Mб
Скачать

1.4.4. Духовная война с христианством

Христианство доконстантиновского периода развивалось не только в напряжении от постоянных физических гонений, но и в непрерывной духовной борьбе. Причем служители церкви и раннехристианские богословы гораздо больше внимания уделяли формированию стойкости в духовной битве, чем укреплению мужества в перенесении физических страданий. Все письма к церквам известных отцов церкви наполнены пасторской заботой о духовном состоянии рядовых членов. Это исходило из веры в евангельский приоритет духовного над материальным и в ведущую, определяющую роль духовных факторов, а также из опыта жизни, который неоспоримо свидетельствовал, что победу одерживает только тот, кто имеет высокий, твердый и несгибаемый дух, непоколебимую духовную позицию.

Духовная война в первые три века шла в двух направлениях — внутренний фронт, то есть борьба с ересями и уклонениями в самом христианстве, и внешний фронт, то есть ответ на нападки язычества.

1.4.4.1. Полемика с язычеством

Язычество выступило на борьбу с христианством не только с помощью государственной власти, но и посредством духовного оружия.

Во-первых, это проявилось в клеветнических слухах и обвинениях, которые распространялись не только среди простого народа, но и в высших сословиях. Чаще всего злые языки приписывали христианам занятия магией и волшебством или поклонение ослиной голове. Видя «поцелуи мира», которыми завершались христианские собрания, язычники обвиняли их в сексуальных извращениях, групповом разврате и инцесте. Слыша во время евхаристии слова: «Сие есть Тело Мое, Сие есть Кровь Моя», — они обвиняли христиан в ритуальных убийства своих детей и каннибализме. Окружающие часто повторяли подобные слухи, даже не пытаясь выяснить истину.

Во-вторых, духовная борьба язычества с христианством облеклась в форму полемики литературных сочинений. Это определялось тем, что христиане опирались на книги Священного Писания и своих наставников, а образованные христиане сами писали сочинения в свою защиту.

Языческие сочинения против христиан были направлены, с одной стороны, против христианских воззрений, с целью опорочить и извратить их, а с другой — они пытались философски обосновать языческое идолопоклонство, древние обычаи и обряды.

Наиболее известное полемическое философское произведение, направленное против христианства, принадлежит языческому философу-эпикурейцу, представлявшему себя платоником, Цельсу («Слово истины», ок. 178 г.). Известны также сочинения неоплатоника Порфирия (ум. 304), написавшего 15 книг «Против христиан» и сочинение «Правдивое слово христианам», и одного из самых влиятельных людей провинции Вифинии и вдохновителя антихристианского гонения — Иерокла (ок. 303).

Однако эти книги погибли в эпоху воцарившегося христианства, отчасти из-за преднамеренного уничтожения, а отчасти — вследствие их игнорирования позднейшими христианскими писателями. Таким образом, современная историческая наука не располагает ни одной достоверной языческой рукописью полемического характера. Однако из опровергающих их христианских трудов можно восстановить первоначальный текст. Так, по сочинению Оригена «Против Цельса» был почти полностью восстановлен оригинальный текст самого Цельса.

Цельс приводит иудейскую хулительную легенду о безнравственном рождении Иисуса (от римского солдата Пантера); доказывает несовместимость Ветхого Завета с Новым; считает христианские догмы о воскресении мертвых и всеобщем суде чудовищным восточным умопомешательством; обвиняет христианство в заимствовании учения у египтян, у Платона и так далее. Библейские чудеса он объясняет магией, а Христа представляет как волшебника и обманщика. Причем все это написано в духе весьма непристойного издевательства и иронической колкости, граничащей с богохульством.

Несмотря на слабость и поверхностный характер исторической части сочинения Цельса, его философские возражения против христианства оказались настолько полными и серьезными, что последующие противники христианства, вплоть до Вольтера и атеистов XX века, не смогли добавить к ним что-либо существенно новое.