- •Оценка избранных сортов груши 2011 г
- •Раздел 1
- •Раздел 2.
- •Зимостойкость
- •2.2. Урожайность
- •2.3. Устойчивость к парше
- •2.5. Вкус плодов
- •2.6. Относительная лежкость плодов
- •2.7. Уровень применимости в подмосковье
- •Раздел 3. Перечен избранных сортов груши, 2011 г
- •Вставка – примечание 7. (см. С.53 помологии)
- •Раздел 2 сорта груши встисп
- •Раздел 3 сорта груши тхса
- •Раздел 4 параметры сортов груши в подмосковье по сусову в. И. Новости от Сусова в. И. (тхса)
- •Параметры груши – зимостойкость и вкус плодов – по данным Сусова в. И.
- •Раздел 5 сорта груши коллекции ботанического сада мгу
- •Раздел 6 некоторые суждения по грушам
- •6.1. Выписка из материалов научной конференции во внииспк
- •Раздел 7
- •Закон Бертолле
Раздел 6 некоторые суждения по грушам
6.1. Выписка из материалов научной конференции во внииспк
Груша. Создание сортов груши с комплексной устойчивостью к болезням имеет первостепенное значение. В условиях ЦР и ЦЧР России наиболее вредоносными болезнями являются парша, буроватость и септориоз.
Специалистами орловского ВНИИСПК (Седов, Долматов, 1997) изучалась возможность создания зимостойких в условиях средней полосы России высокоустойчивых к болезням сортов груши на разной генетической основе. (см. доклад на научной конференции, довольно сложный и чисто научный материал/ /).
….
Анализ степени поражения сеянцев груши паршой показал преимущества отдаленной гибридизации с сортами и гибридами, производными от груши уссурийской и груши Бретшнейдера (к которому относится потомство северо-корейского сорта Вансан).
Очень перспективны потомки груши уссурийской – гибриды второго и третьего поколений. В качестве комплексных доноров устойчивости к парше, буроватости и септориозу могут выступать такие сорта и формы груши, как Загадка, С. Яковлева 111, С.Яковлева 104, Северянка, отборные сеянцы - 4 номера (С. Яковлева 111хЛюбимица Клаппа) и 10-57-103, 10-62-71 (С. Яковлева 111 х Елена). Они представляют значительный интерес в селекции, т. к. к тому же обладают высокой зимостойкостью и скороплодностью, дают крупноплодное потомство. При их использовании в скрещиваниях уже возможен отбор достаточно высокого процента сеянцев с необходимым сочетанием хозяйственно-ценных признаков на требуемом уровне. Из 16 сортов груши, полученных во СНИИСПК, 10 создано в участием производных груши уссурийской: Есенинская, Лира, Марсианка, Муратовская, Нерусса, Память Паршина, Румянпая, Русановская, Среднерусская, Тютчевская, выделен целый ряд комплексных доноров, отборных и элитных форм.
6.2. Некоторые суждения о современных сортах груши ВНИИСПК и ТХСА
Заметим, что большинство сортов груши ТХСА, выведенных С. Т. Чижовым в 50-е годы, которые, по-сути впервые, дали путевку в жизнь этой замечательной плодовой культуре в Подмосковье - теперь уже знаменитые Лада, Чижовская, Память Жегалова, Москвичка, Отрадненская – это тоже производные уссурийской груши во втором-третьем поколении, скрещенные с южными вкусными, но недостаточно зимостойкими для условий московского региона. Например, первые три сорта – это сестры по родителям, отличающиеся сроком созревания, от летнего до позднеосеннего - гибриды со знаменитой Лесной красавицей сорта Ольга, производного от уссурийских «лукашевок» – по имени первого их селекционера.
В принципе, и большинство других современных сортов (последних десятилетий) ТХСА создавались под московский климат, и потому вполне пригодны к нему, в среднем, для всего региона (во всяком случае в кроне выдерживают свободно практически все). К сожалению (для садоводов более северных и восточных зон, относительно места выведения), многие орловские сорта – точнее большинство, по моим предварительным данным и мнению многих московских садоводов – не дотягивают по зимостойкости до уровня этих груш Чижова, необходимого для надежного выращивания в Подмосковье - что не удивительно, т. к. выводились «под свою зону» селекционерами Орла от других, более нежных, родителей, пригодных для выращивания в зоне их выведения. Даже в своей зоне самими селекционерами они рекомендуются плодовых хозяйствам для выращивания в кроне более зимостойких сортов.
Однако это ни в коем случае не умоляет ни достоинств этих сортов груши, ни достижения этой самой крупной и научно-организованной садоводческой школы страны - ВНИИСПК, т. к. главная направленность селекционных школ страны должна все же быть в сторону получения максимальной продуктивности промышленных садов в основных зонах возделывания этих культур, при максимальном качестве плодов – с целью удовлетворения нужд населения страны в плодовой продукции и обеспечения ее продовольственной независимости – а не сторону предельного повышения зимостойкости и экологической выносливости плодовых деревьев ради расширения ареалов их возделывания. Последнее – всего лишь вспомогательное направление развития садоводства страны в целом – его «северо-континентальное» «адаптивное» направление – и оно должно в основном быть уделом местных (зональных) садоводческих школ различных регионов (что, в принципе, и происходит).
Сорта же орловского ВНИИСПК, особенно последние, новые – все в целом замечательные по плодам, и вполне выносливые для своей зоны, при том, что обладают очень высокой интенсивностью, на пределе естественно-природных возможностей по почвам и климату. В них хорошо сбалансированы и выровнены основные параметры, что обеспечивает им максимальный общий показатель «качества» сорта.
Поблагодарим же специалистов этой «школы Седова» (как между собой многие ее называют), от ведущих научных сотрудников до рядовых работников – за тот значительный вклад, который они внесли в развитие садоводства России, особенно в последние два десятилетия, тяжелейших для сельского хозяйства страны лет, и ту огромную работу, которую практически на голом энтузиазме совершили и продолжают совершать, спасая горской энтузиастов (всего-то несколько десятков человек всех научных сотрудников – у нас только в космическом отделении оборонного НИИ их - вместе с ИТР-ами - было в два раза больше!) садоводство и плодоводство страны от полного разрушения и уничтожения (вместе с несколькими другими научно-селекционными школами страны, поменьше). Этот вклад соизмерим с гражданским подвигом сотрудников ленинградского биологического института, которые сумели сохранить и спасти знаменитую коллекцию зерновых, собранную Н.И.Вавиловым, оставаясь в осажденном Ленинграде, не тронув ни единого зернышка, хотя 28 сотрудников института погибли от голода.
PS. Уже после печати данного материала получил две ценнейший посылки садоводческой литературы из Мичуринска (ВНИИГиСПР и Орла – ВНИИСПК), в частности, очень поучительные по жизни и трогательные книги о деятельности обоих научных центров, их истории и людях, работающих в них, написанные директорами институтов Савельевым Н. И., Строевым Е. С. и научным руководителем ВНИИСПК Седовым Е. Н. /10/, /7/, / 6 /.
Сколько любви к земле русской и садам на ней заложено в приведенных изречениях и произведениях русских классиков А. П. Чехова («Черный монах», мой любимый его рассказ, чего стоит), И. Бунина («Орловские яблоки») и других авторов, и сколько этой любви у работников этих институтов, посвятивших свои жизни великому делу ее украшения и облагораживания, преобразования северной трудной природы. Совсем по иному представился образ народного интеллигента И.В. Мичурина, культурнейшего представителя мелкопоместных дворян, прозорливого и волевого организатора российского и советского садоводства и создателя практической генетики, на два-три десятилетия опередившего Вавилова, (с которым его счастливо перекрестили дороги судьбы, и который его высоко ценил и уважал, успев в чине председателя ВАСХНИЛ, в 1935 году, накануне разгрома генетики и воцарения «лысенковщины», в 80-ти летний юбилей Мичурина, наградить его высокой правительственной наградой - за несколько месяцев до смерти)
[А я-то, признаюсь, к стыду своему, позор на мою седую голову, по серости своей представлял до этого Мичурина неграмотным крестьянином самоучкой, «перепортившим ряд сортов», не оцененных по достоинству или утраченных, (как понаслышке узнал от некоторых «знатоков», будь они неладны), действовавшим только методом «тыка», наугад. А он был выдающимся наблюдателем и экспериментатором, чутко реагировавшим на все новое и прогрессивное. Чего, например, стоит его быстрое признание и научное исследование карликовых высокоинтенсивных форм плодовых растений – это революционный переход садоводства на качественный путь развития с количественного интенсивного, (когда стремились выращивать наиболее долговечные и громадные деревья, как это делалось в монастырских садах и как это до сих пор предлагают делать некоторые ревнители старых традиций, вроде уважаемого В, И, Сусова, а до него Анзина, его учителя - с чем я всегда спорил, в том числе и с Сусовым). У нас в стране до сих пор – через 70-80 лет, мало кто – из любителей – его, интенсивное направление в садоводстве - признает, а особенно сам разводит карликовые сады (в Центральном регионе их менее одного процента!)].
Прочитайте эти книги, в первую очередь автобиографическую книгу Е. Н. Седова, «Сад моей жизни», которая меня потрясла - не считая практической полезности по части истории, географии и состояния садоводства России, не пожалеете – Вы поймете, какими должны быть подлинные патриоты России, каков был советский социализм, растивший и выдвигавший таких людей, особенно в сравнении с нынешним временем, фундаментальную роль крестьянина (работника на земле) во все времена в образовании народа и его культуры.
