Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Киприан (Ященко), игум. Педагогика.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
7.18 Mб
Скачать

3. Проблемы современной педагогики. Основные подходы к воспитанию.

Долгое время практика воспитания детей находилась под влиянием довольно сухих мотивов педагогики Ветхого Завета и мало преображалась тем, что внесло в мир Евангелие. Это неизбежно исказило проблему воспитания ребенка, потому что оно, как говорит профессор прот. В. Зеньковский, «не дышало всей силой христианского понимания человеческой души»58.

В этом отношении Ян Амос Коменский впервые выступил с признанием в природе ребенка великих даров. В ребенке он усматривал природное влечение к свету, знанию, добру, а роль воспитания сводил только к помощи ребенку в процессе его созревания. Далее Ж.Ж. Руссо, смотря на свой идиллический взгляд на ребенка, возвращает педагогику к той любви, с которой смотрел на детей Новый Завет. Суровость как принцип в деле воспитания становится после Руссо непризнанием добра в душе ребенка. У Л.Н. Толстого эти взгляды доходят до полного анархизма. Он так умилялся природой ребенка, что снимал «всякие препятствия перед ребенком в его действиях»59. Отчасти с Л.Н. Толстым согласиться можно, поскольку и раньше, и довольно часто сейчас процесс воспитания строится без учета интересов ребенка. С этой точки зрения критическая часть «педагогического анархизма» Толстого, как отмечал протоиерей Василий Зеньковский, верна. Действительно, и мы говорили об этом, каждая человеческая душа «должна пройти свой путь», и внешне невозможно устранить того, что «растет изнутри». Исходя из подобных соображений, Л.Н. Толстой и предлагает предоставить ребенку абсолютную свободу. Однако при этом он отрицал не только возможность воспитания, но даже и право на него. Как пишет С.Ю. Дивногорцева, «с точки зрения православной педагогической мысли права на воспитание нельзя отрицать ни в коем случае. На воспитывающем лежит задача угадать логику внутреннего роста ребенка, помочь ему найти самого себя. И эту задачу должны, прежде всего, выполнять близкие ребенку люди – родители и воспитатели. Если они ничего не внесут в душу ребенка, то внесет улица, окружающая обстановка, которая не всегда бывает благоприятной»60.

Учения Руссо и Толстого положили начало развитию целого рода т. наз. «гуманистических» течений в педагогике и психологии. Так, немецкий педагог Линда создал «педагогику индивидуальности», настаивая на том, что человеку необходимо предоставить полный простор в развитии. Американский педагог Дьюи развил течение под названием педоцентризм, означающим, что педагогика все свои категории должна определять исходя из интересов и потребностей ребенка. Представители т. наз. гуманистической психологии А.Маслоу, К. Роджерс и др. рассматривали личность ученика как сложную индивидуальную ценность, которая обладает потребностью в самореализации своих возможностей.

Все эти и многие другие течения психолого-педагогической мысли привели к созданию и утверждению в сегодняшней практике образования теории, которая в настоящее время обозначается термином «личностно-ориентированное обучение». Несомненные достоинства здесь есть. Это внимание к внутреннему миру ребенка, к развитию его личности, что, несомненно, впадает в русло христианства. Кроме того, внимание к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка привели к мощному развитию и дальнейшему поиску новых, более эффективных методов, форм и средств обучения.

Однако еще протоиерей Василий Зеньковский отмечал, что «чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда успевает в этом»61. Действительно, преувеличение многих, пусть даже положительных черт, т. наз. гуманистической педагогики превращает их в недостатки. Православный взгляд на природу ребенка таков, что она считается поврежденной первородным грехом и требует сначала исцеления, а потом развития. Блаженный Августин по этому поводу говорил о том, что младенцы невинны лишь по своей телесной слабости, а не по душе. «Поэтому, - говорит С.Ю. Дивногорцева, - и нельзя полностью определять содержание, методы, формы воспитания, основываясь исключительно на потребностях ребенка. Кроме того, следование за интересами ребенка, а значит, постоянное развлечение его – игра, спонтанная деятельность и исключительно положительные эмоции – может со временем стать самоцелью, а приобретение знаний уйдет на второй план»62.

Итак, христианство стоит на позиции любви и уважения ребенка, но не принимает гуманистическую (антропоцентрическую) основу современной светской образовательной системы. Для православной педагогической мысли характерна христоцентрическая основа образования.