Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Боевой учебник - редактура Марины Брижатовой.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
20.05 Mб
Скачать

СЕМЁНОВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ

Пособие по генеалогии

ТРЕТЬЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Автор книги не наложил на нее каких—либо авторских прав и разрешает бесплатное использование, перевод, коммерческое и некоммерческое издание и переиздание без всякого на то согласования. Но, мне было бы приятно, если бы на меня сослались.

Оглавление

Оглавление 2

Вступление 3

Зачем это надо? 3

Фиксация 7

Акцент 10

Семейный фотоальбом 11

Вся правда о родственниках 14

Генеалогические деревья 15

Время и государство, как с ними работать 19

Три кита государства 22

Базы в Интернете и коллективный разум 28

Это важное слово «сословие» 32

Генеалогия групп и национальностей 41

Краеведение. Как с ним работать 46

Работа на местности. Крестьянский дом 50

Как сделать из профайлов книгу? 53

Об авторе 54

Рекомендации для дальнейшего чтения 55

Вступление

Написать

Зачем это надо?

Я всегда следую правилу — если ты услышал в жизни новое слово, всегда узнавай, как оно возникло. Это универсальное правило. Например, я познакомился с девушкой и ее зовут, скажем, Катя, то есть Екатерина. Так вот, я узнаю все про происхождение этого имени, кто были первые Екатерины, из какого языка пришло это слово, и как оно пишется по-гречески (потому что оно греческое). Не раз в сложный момент это знание меня выручало.

Ну, так вот, генеалогия γενεαλογία — родословная, от γενεά (genea) — «семья» и λόγος (logos) — «слово, знание». На всех европейских языках будет почти так же: genealogy по-английски, la Généalogie по-французски, и только немцы, большие, надо сказать, выдумщики в области словосложения, называют ее по своему — наряду с Genealogie есть и чисто немецкое слово — die Ahnenforschung, то есть исследование предков, также как у нас, есть слово «родоведение».

Очевидно, что слово генеалогия созвучно слову «гений». Проверим версию о том, что у них общее происхождение. Гений, в древнеримской мифологии «дух, существо места», которое определяет характер того, кто в этом месте родился, появился, Но это древнеримская мифологии, а, ведь, римляне говорили на латыни, поэтому гипотеза о связи этих двух слов притянута за уши. Причем здесь древнегреческий? Это, кстати, первый урок, по методу исследования истории семьи, – делаем предположение, проверяем, смело признаем ошибки или радуемся удаче и продвигаемся на шаг дальше.

Греческое γενεά означает не просто семья, а, скорее, происхождение. В древности (да и сейчас это важно) то, откуда человек (географически), и из какой семьи, имело первостепенное значение. Интересно, что от этого слова произошло и generation — поколение. Действительно, античные авторы считали, что происхождение человека — это не только место и семья, но и время, в которое он родился! Кстати, тут они расходились: одни говорили, что одно поколение отделено от другого семью годами, другие — тридцатью (!) Я, скорее, соглашусь с первыми.

Латинское geni и древнегреческое γενεά, конечно, связаны, через своего общего предка — индоевропейский язык. Но скорее как однофамильцы, чем как близкие родственники. Корень «ген» вообще означает все, что связано с рождением. Отсюда Геннадий, генетика, Genetiv (то есть родительный падеж в немецком языке).

А теперь перейдем к важному вопросу. А надо ли оно нам? В мире по этому поводу творится полный разброс мнений.

В частности, известный писатель—мистик Карлос Кастанеда в своей серии книг про индейского шамана Дона Хуана прямо говорил, что генеалогия... вредна. По мнению Кастанеды, генеалогия, как и другие попытки определить и зафиксировать свое я с помощью дневников, фотографий, и, добавим, блогов, статусов и постов в соцсетях, это всего лишь разные способы «надеть себе ведро на голову», то есть поместить себя в клетку и лишить возможности дальнейшего развития.

Конечно, нам вообще свойственно к кому-то «прилепляться» и говорить «я как он, я как Курт Кобейн», «я как мой прадед»… Но по мнению Кастанеды все еще хуже, – влияет на потомка не конкретный предок, а то, что о нем сам потомок думает. То есть это настоящая ловушка, построенная для себя своими руками.

Но Бог с ним, с Кастанедой, он был мистик и, вообще, про него мало что известно, учитывая, что в полном соответствии со своим учением, он прямо запрещал себя фиксировать: на лекциях не было фотоаппаратов, диктофонов и т. д.

Один из наиболее интересных, и буквально, стоящих на грани нормальности (как, собственно, и Кастанеда), авторов, которые настаивают на важности генеалогии, это Анн Анселин Шутценбергер.

Анн Анселин пишет на французском и очень популярна во Франции. Я встречал как абсолютных фанатов этой женщины, (родившейся в 1919 году в Москве и живущей до сих пор!) так и врагов, которые считают, что она — сумасшедшая. Может, конечно, это и так, но Анн Анселин имеет блестящее образование, общалась, в ходе своей длинной жизни, со звездами интеллектуального мира XX века!

Ну так вот, Анн Анселин утверждает в своих книгах «Психогенеалогия» и «Синдром предков», что изучать генеалогию не просто интересно, а жизненно важно. Как она считает, на многие наши поступки подсознательно влияют ошибки, системы отношений, которые построили наши предки. Разобраться в некоторых личных проблемах, по ее мнению, можно только покопавшись в истории семьи.

И в заключение знакомства с генеалогией как таковой, несколько слов о ее современном состоянии на практике.

В генеалогии российской есть такие области, как например ДНК—генеалогия, военный поиск, поиск ныне живущих, генеалогический поиск в пределах только одной национальности или географической области, исключительно архивная работа и др. узкие сферы специализации. Часто бывает, что исследователь истории семьи занимается всем понемногу, но есть и те, кто остается в пределах отдельной отрасли всю свое рабочее время.

На Западе, где коммерческая генеалогия появилась намного раньше, уже общеизвестны несколько подвидов профессии:

 

Military genealogist

Военный генеалог, человек, который занимается установлением военной биографии предков на коммерческой основе. Впервые именно я, Семенов Виталий, стал использовать это выражение в русском языке. Необходимость в этом возникла в связи с тем, что за исконно русским словом «поисковик» укрепилась окраска общественно—полезного, но бесплатного поиска.

Действительно, поисковики, как движение, возникли в конце 1970—х годов, они начали работу по поиску останков наших солдат, погибших в годы ВОВ, связывались, когда это было возможно, с родственниками. Все это на общественных началах, то есть бесплатно, за свои деньги.

Поисковики есть и сейчас и их много. Работы у них полно, но в наше время возникла необходимость в платных специалистах, которые, используя свой опыт, могут прояснить судьбу Вашего предка в годы ВОВ.

 

Heir Locates, Heir Claim Specialist

Целая линейка названий специалиста, который занимается поиском наследников человека, не оставившего завещание, как правило, за процент от наследства. В странах бывшего СССР, как правило, ищут наследников русских (еврейских, украинских) эмигрантов, умерших за рубежом.

Эти заказы — настоящий детектив. Раньше, в советское время, если кто—то умирал за рубежом и предполагалось, что этот человек мог оставить наследников в СССР такие данные отправлялись в единственную организацию «Инюрколлегию». Реально были случаи, когда советские граждане получали крупное наследство.

Сейчас сведения о лицах, родственники которых разыскиваются, печатаются открыто в газетах в специальных рубриках. За этой информацией охотятся специальные агентства и «наследственные генеалоги». Принцип очень простой: кто первый нашел искомого родственника и подписал с ним контракт о его вхождении в наследство, тот и получил процент.

Интересно, что сами генеалоги часто не знают сумму наследства и, потратив, скажем, во Франции несколько тысяч евро на поиск родственника, после всех выплат получают... несколько сот евро. Забавно! Но риск есть риск, а выигрыш может быть велик.

Genealogy Investigator, Genealogy Detective

Человек, который помимо поиска в архивах, занимается опросом ныне живущих, берет интервью, лазает по кладбищам и т.д. Русские генеалоги очень часто по умолчанию делают это «впристежку» к обычным расследованиям, и даже не знают, что на Западе такая работа проходит отдельной строчкой.

Действительно, достаточно странно выделять отдельно «детективов—генеалогов» и просто «генеалогов». Генеалог по умолчанию должен уметь и к человеку подход найти, и по развалинам полазить, и старинное кладбище обследовать. А еще знать языки, а еще разбираться в палеографии (то есть уметь читать старинные шрифты), да и много чего еще...

Широкого употребления этого термина на Западе я не видел, однако.

DNAGenealogist

Профессиональная спецификация, которая еще не утряслась даже в английской языке, не говоря уже о русском. Человек, который позволяет Вам профессионально прочитать те данные, которые Вы получили, после того, как решили сделать ДНК—исследование. Часто может подсказать, какой именно анализ вам лучше сделать.

Да, это очень многообещающая отрасль! Действительно, ДНК—генеалогия развивается просто семимильными шагами. Пока, впрочем, нельзя просто полизать ватную палочку (точнее, провести ей по внутренней стороне щеки) и получить генеалогическое древо. ДНК—генеалогия может сегодня:

а) доказать родство (если два человека сверяют свои ДНК).

б) показать к какой группе ДНК—маркеров относится человек.

Это не дает конкретики по времени, впрочем – вполне возможно, что предок, по которому можно сказать об отношении к другой национальности, чем ожидалось, жил... 400 лет назад. А то и больше. Конечно, интересно, но даст ли это тебе что—то конкретное... вряд ли.

FamilyHistorian

Такой специалист нанимается богатыми семьями не только для проведения генеалогического исследования, но и для приведения в порядок семейного архива, библиотеки, а также поиска и реставрации захоронений, домов, всего, что связано с историей фамилии. Эта работа занимает минимум 5 лет.

 

Психогенеалог

В чистом виде не встречается, потому что всегда работает «в пристяжке» с психоаналитиком, сторонником метода Анн Анселин Шутценбергер, о которой я писал выше.