Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.57 Mб
Скачать

«Человек, дерево, дом». Надя м. 6 лет. Цветной карандаш

Пример фризовой композиции на кромке листа. Явно выраженная непропорциональность изображенных объектов — большая фигурка девочки и маленькие до­мик и дерево.

Центральное место занимает фигурка девочки с воз­душным шариком. Изображение фигурки достаточно ди­намичное. Правая рука, поднятая вверх, держит шарик, ножки изображены в профиль. При всем минимуме изоб­разительных средств ее личико излучает радость и безза­ботность — красные губки со вздернутыми вверх уголка­ми, глазки-миндалинки с точками зрачков, смотрящими на зрителя, прическа с бантиком. Она одета в голубое плать­ице. Ножки раскрашены в фиолетовый цвет, обуви как будто бы нет, хотя носки украшены бантиками. Фигурка выделяется размером.

Дерево с заостренным стволом и причудливо изогну­тыми ветвями, направленными в разные стороны (поиск самоутверждения, контактов, чувствительность к окру­жающему) — неопределенной породы, без листьев.

Домик с двумя разными по конструкции окошечками и с закрытой дверью. Фасад домика раскрашен в желтый цвет. Крыша без выступающих над фасадом краев и тру­бой, слегка наклоненной, голубого цвета. Из трубы вер­тикальной полоской черного цвета поднимается дым (как объясняют психологи — чувство недостатка эмоциональ­ной теплоты дома).

В основании листа едва просматривается полоска чер­ного цвета — земля, а в верхней части листа полоска го­лубого неба. Рисунок раскрашен лишь частично, в отно­шении самих объектов.

Такой прием наблюдается и в истории мирового ис­кусства. Хорошо известны древнеегипетские изображения, на которых фараоны значительно крупнее, чем окружающие предметы. Известны и древнерусские иконные изображения, в которых фигура святого выде­ляется размером.

Если у дошкольников и первоклассников такие изображения выстраиваются совершенно спонтанно, и мы восхищаемся удачно найденным подходом ре­бенка в построении выразительности рисунка, то в более позднем возрасте подобные решения указыва­ют на явные недостатки в понимании пропорциональ­ных отношений. Выделение размером может играть существенную роль при вполне сознательном подхо­де в построении композиции, когда главный персо­наж или объект изображается через первый план.

Лучшие рисунки маленьких детей выразительны за счет утрирования в изображении главного персонажа (его преувеличения), расположенного в так называемой фризовой композиции. В дальнейшем выразительность рисунков выстраивается за счет выделения главного персонажа в соразмерных пропорциях, что, впрочем, отвечает принципам реалистического искусства. Ком­позиций, в которых сознательно использованы приемы выделения главного на первом или втором планах соот­ветствующим размером, в сравнении с другими объек­тами композиции, встречается очень мало, и без спе­циального руководства художника-педагога они у детей не развиваются.

Выделение ведущего композиционного элемента месторасположением имеет существенное значение в композициях детских рисунков. Это самый распрост­раненный прием — расположение в центре листа (так называемый сюжетно-композиционный центр), приня­тый в практике мирового искусства. Могут быть и незначительные отклонения от центра картинной плос­кости, например, в картине И.Е. Репина «Не ждали» ведущий объект картины — фигура входящего мужчи­ны — значительно смещен в левую часть и уравновешивается фигурой поднимающейся с кресла женщины.

Даже спонтанные изображения младших дошколь­ников, так называемые каракули, группируются в центральной части листа, поскольку движение карандаша здесь легче осуществляются. Начальные схематические изображения также размещены в основном в центре листа (Саша К., Настя А. «Человек, дерево, дом» [см. с. 96]). Более поздние «фризовые» композиции обычно начинаются с главного изображения, которое рас­полагается в средней части нижнего края листа или проведенной над ним полосы, а все последующие объекты подчиняются ему. Дальнейшие способы ком­позиционных построений, в которых все больше и больше заметна передача пространства, продолжают выстраиваться исходя из главного, первоначально обо­значенного объекта. И только к подростковому возра­сту, когда у школьников вырабатывается внутренний план действий, композиция может выстраиваться с вто­ростепенных объектов, предполагая последующее изоб­ражение главного объекта. Нормальное развитие ре­бенка почти всегда сопровождается ясно выраженным расположением ведущего объекта в рисунке («Астро­навты на Луне» [см. с. 51]).

Возможные пути формирования навыков выделе­ния главного элемента изображения местоположени­ем осуществляются постоянным анализом произведе­ний художников. Педагог должен обращать внимание детей на то, что главный объект изображения распо­лагается на самом видном месте картины и главным образом в ее центральной части.

Все практические действия детей в изобразительной деятельности должны начинаться с определения положения главного объекта. В работе с натуры, например, при изображении натюрморта, нужно указывать, что в нем имеется главный предмет, который должен зани­мать центральную часть пространства листа. В подростковом возрасте школьники должны выполнять малень­кие композиционные эскизы, в которых определяется выразительность будущего изображения.

Выделение ведущего элемента атрибутом хоть и не часто, но встречается как в детских работах, так и в произведениях художников. Хорошо известная карти­на Ю.М. Непринцева «Отдых после боя» представля­ет собой многофигурную композицию. Группы бойцов определенным образом расположены вокруг сидяще­го рассказчика — главного персонажа композиции, подтверждение чему служит наличие у него в руках яркого красного кисета. Дети спонтанно используют такие же приемы, когда изображают множество оди­наковых объектов. Например, при изображении лю­дей, главный герой облачается в яркие одежды, более красочно декорированные. При изображении подвод­ного царства, рыбка-героиня может быть украшена ко­роной и т. д.

Особое внимание к главному объекту изображения в детских рисунках выражается в стремлении наделить его характерными чертами, для чего он использует следующие приемы:

- детализация художественных образов;

- орнаментация художественных образов;

- типизация художественных образов.

Схематические изображения детей младшего до­школьного возраста с каждым годом все больше и боль­ше обретают черты реальности. В развитии ребенка становится важным качественный подход в изображе­нии образов. Ребенок старается все подробнее и по­дробнее изображать предметы, наполняя их различны­ми деталями. Если это человек, то насколько подробно изображено его лицо, насколько правильно и подроб­но нарисована его одежда, с какими подробностями нарисован дом и т. д. То есть содержательная напол­няемость образа. Это важный показатель нормального развития ребенка.

Психологи указывают на эти проявления в изоб­разительной деятельности, которые становятся осо­бенно очевидными к переходному периоду (9— 10 лет), когда у детей, по словам Сеченова, наступает период «детального видения». Социальный опыт ребенка к этому периоду становится настолько обширным, что он в состоянии обнаруживать все большие подробно­сти объектов окружающей действительности, более критически сравнивать свои изображения с этими объектами. Часто возникающая неудовлетворенность от своих рисунков приводит к тому, что называется угасанием интереса к изобразительной деятельности.

Динамика проявлений этого показателя изобрази­тельной деятельности детей заметная, положительная до 3 — 4 класса. Затем типичным явлением становится упрощенность и схематизм изображений, которые час­то сравниваются с работами первоклассников. Под­тверждается тот факт, что там, где с детьми мало зани­мались, т. е. не учили, вместе с угасанием интереса к изобразительной деятельности значительно ухудшает­ся и качество рисунков.

Формирование навыков воспроизведения как глав­ного объекта изображения, так и второстепенных во всем многообразии деталей осуществляется в процессе анализа объектов окружающей действительности, произведений художников. Особенно это наполняется кон­кретностью в процессе рисования с натуры, что вполне доступно уже для старших дошкольников и необходимо для детей младшего школьного возраста. В подростко­вый период в условиях профессионального руководства детьми, осуществляемого художником-педагогом, вста­ет задача привить учащимся способности обобщения в изображении объектов действительности, придать им художественную выразительность за счет выделения тех или иных признаков предметов.

Орнаментация в рисунках дошкольников и млад­ших школьников — тоже примечательная сторона их изобразительной деятельности. Нарисованное изобра­жение на последней стадии подвергается украшению. В сюжетных композициях появляется орнамент (узор) на одежде, домике и т. д. Даже в рисунках, выполнен­ных с натуры (натюрморт), дети спрашивают учителя: «А можно украсить кувшин?» Так проявляется своеоб­разная спонтанная потребность к украшению (Укра­шения в рисунках [см. с. 72]). Затем она пропадает, и ребенку становится неловко от наивных действий, ко­торые он совершал ранее.

Хорошо это или плохо? То, что ребенок пытается привнести некий эстетический элемент в свой рису­нок, — хорошо. То, что эти наивные проявления с воз­растом исчезают, — тоже хорошо. Плохо то, что вместе с ними часто исчезает и интерес к красоте окружающе­го мира.

Нет художественных образов вне типизации. В этом особая сторона искусства и изобразительной деятельности детей в частности, которая целиком и полностью подчинена спонтанным проявлениям ребенка. То, что мы называет типизацией, то есть придание изобра­жениям наиболее характерных выразительных черт, Для детей часто всего лишь случайное стечение об­стоятельств. Если художнику нужно иметь громадный опыт в наблюдении окружающей действительности, уметь выделить, обобщить, утрировать и т. д., ребенок пользуется минимумом жизненного опыта. Он изоб­ражает то, что составляет для него существенный интерес, и подобное изображение может быть весьма необычным, оригинальным. Этот выбор хорошо сти­мулируется эмоционально поставленной задачей на выполнение рисунка, чем часто пользуются опытные учителя.

Опускаем техническую сторону исполнения. Выра­зительность рисунков старших дошкольников и учени­ков 1 — 2 классов часто значительно превосходит рисун­ки более старших детей по этому параметру, хотя в них больше наивности. На этом примере хорошо просле­живаются признаки так называемого «угасания» ин­тереса к изобразительной деятельности. Связано это с тем, что учителям, да и взрослым доставляет удоволь­ствие наивная выразительность детских рисунков. И они не замечают, что дети взрослеют, что им гораздо труднее сделать свой выбор в объектах рисования, и они продолжают рисовать по прежним схемам, кото­рые их уже не устраивают.

Типизация в рисунках детей — проявление их творческих способностей. Развивать ее в отдельно взятом показателе невозможно. Этому должно быть подчинено общее становление ребенка во всех аспек­тах педагогического процесса: обучения, развития и воспитания.

Художественно-образное решение детских рисун­ков, так же как произведений искусства, определяется взаимосвязью художественно-образных элементов композиции. Мы предлагаем рассмотреть рисунки по следующим параметрам:

- количество образно изображенных объектов;

- передача смысловых связей;

- передача движения;

- колористическое решение композиции;

- симметрия — асимметрия;

- ритм;

- целостность.

У маленьких детей закономерности проявлений в рисунках связаны в определенной мере с наличием количества образно изображенных объектов.

Наблюдения за изобразительной деятельностью маленьких детей (дошкольников и младших школьни­ков) и анализ продуктов их творчества показывают, что наличие в рисунках разнообразия изображаемых объектов является принципиально важным показате­лем индивидуальных проявлений, показателем нор­мального развития ребенка. Ребенок изображает то, что он знает, что ему запомнилось, и чем шире диапа­зон образов памяти, тем шире его возможности в изоб­разительной деятельности. Воспроизводя эти образы в рисунках, дети закрепляют свои знания, пока еще очень незначительные, об окружающей действитель­ности. Поэтому, даже анализируя результаты рисуноч­ного теста «Человек, дерево, дом», мы обнаруживаем много интереснейших добавлений или, наоборот, ви­дим минимум образов.

Здесь прослеживается заметная положительная динамика вплоть до 3 — 4 класса, затем наблюдается спад. Например, в задании «Нарисуй лес» высокий уровень рисунков подтверждается наличием изобра­жений различных пород деревьев (ель, береза, дуб), кустарников, различных цветов, людей, животных, птиц и т. д. Низкий уровень характеризуется изображением минимального количества объектов. Чем больше ребе­нок знает, тем больше он старается изобразить. В кон­це концов, простое перечисление (повествование) пе­рестает удовлетворять юного художника, и он начинает искать необычные комбинации смысловых связей, ко­торые вполне могут обходиться минимумом представ­ленных образов (Люба Г. «Лето»; Лида П. «Клоун»).

«Лето». Люба Г. 8 лет

Пример композиции, решенной большим разно­образием художественных образов. Плановое решение в изображении травы, гри­бов, деревьев и др.

Пример композиции, ре­шенной в ярко выраженном теплом колорите (см. цвет, вклейку рис. 31). Неполное заполнение листа цветом.

Пример фризовой ком­позиции. Изображение пла­нов в живописном решении утеряно.

«Клоун»

Работы Лиды П. 2 кл. 8 лет. «Человек, дерево, дом»

(см. цвет, вклейку рис. 32, 32а)