Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.57 Mб
Скачать

«Зима». Петя т. 8 лет. Акварель

Нижний ярус расположен на кромке листа и включа­ет изображение синего снега и двух берез с опущенными ветвями и характерными черными точками на стволах.

Второй ярус расположен в верней части листа. На по­лосе синего цвета можно видеть две елочки, березу, два дерева справа непонятной породы и домик. Домик изоб­ражен как бы в двух проекциях — торцевая и боковая стены желтого цвета и красного цвета крыша.

Объединяет эти два яруса диагональ голубой полосы (реч­ки или дороги) с растущими по краям кустарниками.

Характерным признаком двух- и более ярусных компози­ций является соблюдение мас­штабности в изображении объек­тов. Березы на нижнем ярусе явно отличаются размером от березки на втором ярусе.

Двух- и более ярусные композиции никогда полно­стью не заполняются цветом.

Пример сочетания двухъярусной и плановой компо­зиции. Домик сознательно изображен загораживающим второй ярус. На нижнем ярусе пространственно изобра­жены цветы и растения. Хорошо заметны масштабные отличия объектов нижнего и верхнего ярусов. Незапол­ненное цветом пространство между нижним и верхним ярусом, характерное для подобных композиций, состав­ляет определенную выразительность изображения.

«Царевна-лягушка». Фломастер

Пример сочетания ярусной ком­позиции с развернуто-плановой. Ля­гушка на болоте изображена как бы сверху. Изображение цветов и дере­вьев составляют два яруса.

Ярко выраженный пример ритми­ческих построений — цветы, деревья.

«Лес». «Осень»

Развернуто-плановая композиция с наличием в центральной части диаго­нали дороги. Работа, нача­тая в цвете с изображения деревьев, в дальнейшем привела к большим труд­ностям в изображении земли, что закончилось возникновением многочисленных пробелов. Количество художественных образов крайне ограничено. Изображение дерева однообразно повторяется по всей поверхности листа.

«Осень». Лена ш. 8 лет. Акварель

Фризовая композиция. Неполное заполнения листа цветом. Пример, когда ребенок рисует кистью, при этом наблюдается определенная выразительность цветового решения, соответствующего краскам осени.

Многоярусные композиции появляются в изобра­зительной деятельности наиболее способных детей и совершенно исчезают по мере освоения более слож­ных композиционных построений.

В зависимости от поставленных перед ребенком задач на выполнение того или иного задания могут появляться как фризовые, так и развернуто-плановые композиции [ЛенаГ. «Лес»; ЛенаШ. «Осень»). Особен­но это очевидным становится, когда ребенок пытается показать на рисунке большие пространства или дей­ствия, которые еще не укладываются в единую систе­му перспективных построений. Особенно примеча­тельны задания, связанные с изображением леса или батальной сцены — сражения, когда нужно изобразить воинов так, чтобы они не загораживали друг друга и в то же время производили впечатление многофигурной композиции. Там, где есть необходимость показать мно­жество объектов, например лес, появляются разверну­то-плановые композиции, а там, где решается конкрет­ный сюжет, — фризовые композиции.

Развернуто-плановые композиции характерны для рисунков старших дошкольников и младших школьни­ков. Наиболее распространенный тип таких рисун­ков — это совмещение вида сверху с фронтальным изображением. Ребенок заполняет почти весь лист изоб­ражениями — деревьями, цветами, людьми и т. д. Когда дело доходит до раскрашивания, обнаруживается, что нет места для неба и солнышка. И тогда эти изображе­ния «врезаются» в ранее обозначенный рисунок. От­личительной стороной таких композиций является фронтальное изображение объектов на фоне поверх­ности земли, которая пронизывается диагональю изоб­ражений реки или дороги.

Здесь просматривается также спонтанная по­требность ребенка отразить в рисунке пространствен­ные построения. Основания нижних изображений представляются более близкими, чем основания верх­них. Однако удаленность предметов не поддерживает­ся в изображении изменением их масштаба.

Композиционные изображения подобного рода в условиях отсутствия надлежащего обучения почти повсеместно встречаются у старших дошкольников и постепенно исчезают к 4 — 5 классу.

Так называемый «Египетский вариант» представ­ляет собой как бы изображение-чертеж. Пример по­добного композиционно-пространственного построе­ния восходит к Древнему Египту. Этот удивительный прием изображения описывается как в искусствовед­ческой литературе (М.В. Алпатов, 1940), так и в психо­логической (Н.Н. Волков, 1950; Р. Арнхейм, 1974).

В таких композициях с определенной очевидностью можно наблюдать изображение плоскости земли — вид сверху, в сочетании с фронтальными изображениями отдельных объектов (дома, люди, деревья), но так, что каждое из этих изображений привязывается к своей системе координат. Такие рисунки, не очень часто, можно видеть у старших дошкольников и младших школьников при отсутствии педагогического руковод­ства. Они по-своему могут говорить о наличии способ­ностей в передаче пространства. Характерным элемен­том таких композиций обычно бывает дорога (или река), пруд, вдоль (или вокруг) которых ребенок вы­страивает свои изображения. Эти изображения, как своеобразный рассыпавшийся карточный домик, свои­ми основаниями привязаны к тому или иному участку дороги (пруда и т. д.).

Здесь наблюдается попытка ребенка дать наиболь­шую пространственную информацию в своем рисун­ке. Поскольку у таких детей еще очень слабо развита система зрительных фиксаций объектов окружающей действительности, их восприятие крайне фрагментар­но. Они как бы фиксируют свое положение в тот или иной момент действия, не умея еще связать их в опре­деленную систему.

Наиболее примечательным моментом в построении таких композиций является вращение листа бумаги в соответствии с необходимой привязкой того или иного изображения, так, что оно всегда расположено прямо перед взглядом ребенка. Даже в тех случаях, когда лист закреплен на мольберте, ребенок поворотом головы и всего туловища пытается найти соответствие фронталь­ного изображения обозначенному плану местности.

А.В. Бакушинский такие рисунки называл геомет-рально-плановыми. В своей книге «Художественное творчество и воспитание» он приводит целый ряд при­меров пространственного построения композиции «Хоровод» у детей разного возраста и у взрослых. Самые ранние рисунки на эту тему действительно представляют геометрально-плановое построение, но с возрастом и в условиях обучения они трансформируются во впол­не реалистические. В ранневозрастных рисунках каж­дая фигура человека изображена фронтально, схематич­но и занимает свободное место по внешней стороне круга. В дальнейшем появляются профильные изобра­жения фигур людей и элементы загораживания.

Древние египтяне вполне осознанно шли по пути большей пространственной ясности, и внешний схе­матизм их композиций обладает удивительной художе­ственной выразительностью.

Примеры таких композиций встречаются в детском творчестве достаточно редко, их присутствие именно в этом возрасте показывают очевидные способности де­тей в поисках пространственных построений. В педагогической работе подобные построения могут быть «спро­воцированы» таким заданием, как «Нарисуй улицу» или «Нарисуй хоровод». Незнание перспективных постро­ений и способа загораживания старшими дошкольника­ми и младшими школьниками приводит к необходимос­ти поворачивать лист бумаги и делать соответствующие изображения то с одной стороны, то с другой.

Эти примеры композиционных построений в свое время дали основания сравнивать развитие пространственных решений так, как это происходило в исто­рическом развитии. Единичные изображения сродни рисункам первобытного человека, фризовые соответ­ствуют искусству Древнего Египта.

В обычной, чаще всего не связанной с педагогиче­ской работой изобразительной деятельности такие построения достаточно редко появляются, и то у наиболее способных детей, и совершенно исчезают по мере накопления ими знаний и определенного жизненного опы­та (сочетание фронтального и планового изображения).

Изображение производства кирпичей в Древнем Египте (фрагмент)

Традиционные представления древних египтян о пе­редаче пространства можно видеть на этом рисунке. Изображения людей «первого плана» выполнены на ос­новании нижнего края формата композиции, люди, расположенные дальше, изображены выше. Известно, что египтяне не изображали горизонтальных поверхностей в общепринятых перспективных построениях. В данном случае изображен водоем прямоугольной формы с рас­тущими на его берегах деревьями. Два человека, явно вы­деленные размером, набирают глину. Изображение водо­ема — своеобразный чертеж, дающий полную информацию о данном объекте.

Искусствоведы конца XIX в. обратили внимание на яв­ное сходство в построении пространства древними египтянами и детьми, что, в частности, явилось основанием для построения так называемой биогенетической концепции развития ребенка в изобразительной деятельности. По этой концепции следовало, что ребенок в изобразительной дея­тельности как бы проходит те же этапы, которое прошло человечество за время своего существования.

Представленный рисунок (см. в цвет, вклейке рис. 13) — великолепный образец детского творчества. Главные персонажи композиции нарисованы на первом плане, выделены соответствующим размером и ярким цве­товым решением одежды. Центральная, фронтально рас­положенная группа людей, немного смещенная влево, урав­новешивается профильной фигурой женщины с коляской, изображенной справа. Все фигуры по-своему динамич­ны: девочка с приподнятыми руками, шагающая фигура отца, мама, держащая в руках сумочку. В правой фигуре очень тонко передано положение ног — сапожок правой ноги чуть выше левого, а его носок закрывается левым. Одежда людей — пальто, головные уборы, обувь — очень индивидуальна и очень подробно декорирована. По-раз­ному изображены окна домов. Рисунок по-детски повест­вовательно передает облик зимней городской улицы с сугробами и падающим снегом, горящими фонарями, над­писями на зданиях.

Композиция имеет ярусное построение: фигуры рас­положены как бы на одной линии, чуть приподнятой от основания листа; вторым, четко обозначенным ярусом изображены дома в верхней части листа. Для ярусных композиций типичным является соблюдение определен­ного масштаба изображений первого и второго ярусов.

Необычным элементом композиции является изобра­жение, расположенное между ярусами: фасад здания с надписью «Ясли № 26» и небольшого прямоугольной фор­мы палисадника с играющими детьми и воспитательницей. Одни детишки играют в снежки, кто-то лепит снежную бабу, кто-то упал, а воспитательница выразительно стоит подбоченившись. Типичный прием, которым пользовались древнеегипетские художники.

Один малозаметный элемент указывает на вполне со­знательное использование приема загораживания — го­лова крайней правой фигуры чуть загораживает изобра­жение здания яслей.

В то же время в рисунке и много наивного, явно упу­щенного в руководстве учителя. Все здания изображены плоско, одними фасадами. Изображения крыш сливают­ся с фасадами, а не выступают над ними. Перед зданием на первом плане вообще не оставлено никакого простран­ства. Изображение коляски также решено плоскостно. Цветовое решение композиции частично — изображения зданий, неба остались без цвета. Отчасти это связано с использованием фломастеров, которыми достаточно труд­но заполнить весь лист бумаги цветом.

Важным фактором, способствующим построению дан­ной композиции, является образная установка учителя на выполнение задания. «Шум улицы» — тема непривычная, никогда не звучавшая для детей. Ее образное звучание вы­зывает множество ассоциаций, активизирующих творче­скую деятельность учащихся. Стоит заметить, что в клас­се совершенно не было похожих рисунков.

Загораживание в пространственных построениях рисунков — очень важный элемент целостной органи­зации композиции. В рисунках дошкольников этот при­ем в силу их психологического развития почти не встре­чается. В рисунках младших школьников он сначала появляется как случайный элемент. Рисунки этих детей все больше и больше наполняются содержанием и, со­ответственно, различными изображениями, которые часто не планировались заранее. Развитие сюжета в процессе рисования часто приводит детей к изображе­ниям, которые как бы накладываются одно на другое. От этих первоначально случайных построений и в силу накопления жизненных наблюдений осуществляется переход к сознательным изображениям, где одни пред­меты загораживают другие. Например, дерево, расту­щее перед домом, или человек стоящий перед машиной и т. д. (Катя К. «Человек, дерево, дом» [см. с. 100]).

Опытные учителя придают этому приему важное значение и целенаправленными действиями помогают детям сформировать такие понятия, как впереди — позади, ближе — дальше. Сформировать эти понятия возможно уже у дошкольников, когда в игровой форме им предлагают нарисовать сюжетные композиции, требующие размещения одних предметов позади и впереди других.