Драматургия а.П. Чехова
Первым драматургическим опытом Чехова была несохранившаяся, написанная еще в гимназии, пьеса «Безотцовщина». Это свидетельствовало о глубоком интересе Чехова к драматургии. Она притягивала писателя, но, стремясь создать собственную драматургическую манеру, Чехов испытывает неудачи и поражения. Его пьесы долгое время не понимали, потому что они отличались от классической драмы. Успех в постановке его пьес начался с тесных отношений с труппой МХАТа, со знакомства со К.С. Станиславским и Немировичем-Данченко. Именно они поняли новые художественные принципы драматургии Чехова. Первой известной пьесой стала «Пьеса без названия», которую в литературоведении условно называют «Платонов», по имени главного героя. Материалы этой пьесы легли в основу драмы «Иванов» (1888). Уже в этом произведении стали формироваться основные принципы драматургии Чехова.
В пьесах Чехова отсутствует явно выраженное фабульное движение, т. е. в них нет динамических событий.
Чехов разрушает сквозное действие. С его исчезновением сюжетные линии отдельных героев децентрализуются. Но драма собирает на основе внутреннего единства. Судьба героев при внешнем различии перекликаются в общеоркестровом звучании. Из множества голосов рождается общее настроение – полифонизм драмы.
В чеховских пьесах нет явно выраженного конфликта, интриги. Нет стремительного развития действия как резкого обозначения конфликта. Объективные и субъективные характеристики героев не совпадают. Например, Лопахин и Раневская из «Вишневого сада» нежно относятся друг к другу. Однако именно Лопахин становится хозяином сада, т. е. социальные характеристики героев вступают в конфликт с их человеческими качествами, и, в конечном счете, человеческие отношения между людьми.
С исчезновением сквозного действия устраняется моногеройность. Нет главных и второстепенных персонажей. Все равноправны.
Чехов вводит новый способ раскрытия драматического характера. Если в классической драме герой проявляется в достижении цели, то у Чехова – в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Т. е., основные события происходят не на уровне поступков, а в сознании героев: отражаются нюансы их внутренней жизни. В связи с этим драматические произведения Чехова называют пьесами настроения. В них фиксируются драматическое течение жизни, отдельного человека, разобщенность людей. Возникает «подводное течение» - подтекст. На сцене происходит повседневная жизнь, наиболее важные события вынесены за сцену.
Эпичность пьес Ч-ва, т. е. по форме – это драмы, по настроению – повести или романы. В драме внутренний мир героя раскрывается через поступки и речь. А у Чехова – мало поступков, остается только речь.
Чехов расширяет художественное пространство за счет введения внесценических персонажей.
Многие образы получают символическое звучание (чайка в одноименной пьесе, образ леса «В дяде Ване», образ сада в «Вишневом саде»). Именно символика чеховских пьес переводит события из разряда обыденных, повседневных в разряд важных, онтологических.
Пейзажи, паузы, ремарки становятся средством эмоционального воздействия на читателя и зрителя.
