Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АМЕРИКАНСКАЯ И ЯПОНСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НА СОВЕТСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И ЕЕ РАЗГРОМ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
226.45 Кб
Скачать

1. Выступление японской военщины 4—5 апреля 1920 и и начало второго этапа интервенции

Рабочие и крестьяне Дальнего Востока, возглавляемые большевиками, продолжали вести героическую борьбу против интервентов, за освобождение края и восстановление Советской власти на территории всего Дальнего Востока. 21 февраля 1920 г. Центральное бюро профсоюзов Благовещенска приняло решение объявить бойкот японским интервентам и представителям японского капитала. Членам профсоюза предлагалось прекратить работу на японских предприятиях и в учреждениях и воздержаться от каких бы то ни было сношений с японцами

Борьба трудящихся масс против интервентов и белогвардейцев находила свое наиболее яркое выражение в усиливавшемся партизанском движении в Забайкалье, на Амуре и в других районах русского Дальнего Востока.

Однако ухудшение международного положения Советской России в связи с подготовкой третьего похода Антанты, неоднократные заявления представителей японского правительства о его стремлении воспрепятствовать установлению Советской власти в дальневосточных областях России заставили, как указывалось ранее, партию большевиков временно отказаться от провозглашения Советской власти на Дальнем Востоке и принять все меры для предотвращения вооруженного столкновения с Японией.

После 31 января 1920 во Владивостоке было сформировано коалиционное областное земское правитель-

ство. Руководящую роль в правительстве играли большевики. Во главе финансово-экономического совета стоял большевик П. Никифоров. Он же являлся и заместителем главы правительства. Большевики С. Лазо, В. Сибирцев и А. Луцкий фактически руководили военным советом земского правительства. Влияние Коммунистической партии в массах намного выросло. 8 марта 1920 г. во Владивостоке проходили выборы в городскую думу; во время выборов большевики получили 10 813 голосов из 12 428, или 87% голосов. Опираясь на рабочих и партизанские отряды, приморская большевистская организация через земскую управу проводила в жизнь революционные мероприятия. Была национализирована внешняя торговля, на предприятиях установлен рабочий контроль.

Империалисты поняли, что им не удастся превратить земское правительство в свою послушную марионетку и что большевики ни на минуту не прекратят борьбы за освобождение края. Тогда японское правительство стало готовить разгром революционных организаций трудящихся. Об этом свидетельствовал ряд фактов. В январе

1920 г. в газете «Джапан тайме энд Мэйл» (орган японских милитаристов) появилась статья, перепечатанная затем газетой «Норт чайна стандарт». В этой статье говорилось о скором военном столкновении в Сибири, которое будет «оборонительным наступлением на Восточную Сибирь», что Англия и Франция хотя и желают «покончить с анархией в России, но физически не в состоянии этого сделать. Япония может нанести удар» *.

Выступление японских империалистов в Приморье было одним из звеньев третьего похода Антанты и было согласовано с общими планами борьбы империалистов против Советской России. Агентура империалистов тщательно следила за действиями земского правительства во Владивостоке. В ответ на запрос государственного департамента генеральный консул США в Иркутске Гаррис, находившийся в это время во Владивостоке, сообщал 28 февраля 1920 г.:

«Имеются всяческие указания на то, что управление земства во Владивостоке и другие так называемые социалистические революционные правительства, которые возникли в Сибири между большевистским фронтом и

Владивостоком, скоро потеряют свою автономию и непосредственно перейдут под управление Москвы. Ни одно из этих правительств не является в настоящее время антибольшевистским, но являются, по моему суждению, просто ожидающими ухода всех иностранных войск из Сибири, чтобы немедленно присоединиться к большевикам» [148].

Для улучшения своего стратегического положения японское командование, боявшееся ударов революционных войск и красных партизан, в феврале 1920 г. начало эвакуировать свои войска из Амурской области и концентрировать их в северной части Приморья, в районе Хабаровска и его окрестностях.

В 1920 г. на Дальнем Востоке находилось 11 японских пехотных дивизий численностью около 175 тыс. человек из числа 21 дивизии, которые Япония имела в то время; кроме того, сюда были направлены крупные военные корабли и морская пехота [149].

Во Владивостоке насчитывалось около 10 тыс. японских солдат и офицеров; кроме того, на рейде Владивостокской гавани стоял японский броненосец «Хидзен» и несколько мелких военных судов. Японские войска были хорошо вооружены, имели значительное количество артиллерии. В Хабаровске в конце марта было 9500 человек японской пехоты и около 500 человек кавалерии[150]. Значительные японские гарнизоны были в Шкотово, Раздольном, Никольске-Уссурийском, Спасске и в ряде других пунктов.

Войска интервентов захватили ряд важнейших пунктов Владивостокского крепостного района, укрепили занятые стратегические позиции, казармы и подступы к ним. Были намечены сборные пункты для невоенного японского населения. Подданным Японии, проживавшим в Хабаровске без военных целей, было дано указание выехать из Хабаровска до 16 марта 1920 г.[151]

Подготовив силы для вооруженного выступления в Приморье, японское командование организовало ряд провокаций, изыскивая предлог для выступления. Наиболее крупной провокацией японских империалистов явились события 12—15 марта 1920 г. в Николаевске-на- Амуре, когда японские войска напали на партизан, вступивших в город 29 февраля 1920 г. и подписавших мир с японским командованием. Несмотря на неожиданность нападения, партизаны в четырехдневном бою разбили японцев. Остатки японского гарнизона — около 130 человек — сдались в плен. Японские империалисты намеренно извратили характер событий в Николаевске-на-Амуре и использовали их для обработки общественного мнения своей страны.

Советское правительство неоднократно предлагало японскому правительству начать переговоры о мире, но оно оставляло эти предложения без ответа. Сосредоточив войска в важнейших населенных центрах Приморья, японская военщина все более и более наглела. Провокации участились. 31 марта 1920 г. была опубликована декларация, в которой заявлялось, что Япония «не в состоянии немедленно убрать войска» из Сибири, а сможет это осуществить, «как только политические условия в территориях, примыкающих к нашей стране, уладятся, как только будет устранена угроза Маньчжурии и Корее, будет обеспечена сохранность жизней и имущества японских граждан...» [152] Это заявление означало продление оккупации на неопределенное время. В начале апреля

1920 г. японский посол в США информировал государственный департамент о том, что «политическое положение, создающееся сейчас в Восточной Сибири», не дает Японии возможности отозвать свои войска [153]. Это было сделано с целью предупредить США о новой военной провокации японского империализма. Для того чтобы отвлечь внимание от подготовлявшегося вооруженного выступления, японское командование предъявило 2 апреля временному правительству приморской областной земской управы ряд требований, в частности требование обеспечить пребывание японских войск «в смысле предоставления им всех необходимых для такого пребывания средств, т. е.

расквартирования, продовольствия, путей сообщения, корреспонденции и т. п.» [154]

Эти требования носили весьма стеснительный характер. Но революционные власти во избежание вооруженного конфликта согласились их рассмотреть.

Для этого была образована смешанная русско-японская комиссия, которая после двухдневных заседаний пришла к полному соглашению: были приняты почти полностью все шесть японских условий. Заседания комиссии окончились 4 апреля. Японцы стремились создать впечатление, что конфликт полностью разрешен мирным путем, и тем усыпить бдительность русских революционных властей накануне выступления.

Хорошо вооруженные японские войска в Приморье в

5 раз превышали силы русских. Все русские военные склады оружия и снаряжения находились под японской военной охраной. Большевики Дальнего Востока приняли все меры к тому, чтобы не дать японскому командованию повода для вооруженного выступления.

В ночь с 4-го на 5-е или рано утром 5 апреля японские войска во Владивостоке, Хабаровске, Никольске-Ус- сурийском, Спасске, Шкотово, Лосьете, Раздольном и ряде других городов и сел без всякого предупреждения напали на революционные войска и мирных жителей. Выполняя приказ не оказывать сопротивления, революционные войска под обстрелом японцев отступили. Часть войск была вынуждена сложить оружие. Но в ряде пунктов революционные войска дали отпор. По японским официальным сведениям, во время боев в Хабаровске 5 апреля японские войска потеряли убитыми 5 офицеров и 77 солдат и ранеными — 7 офицеров и 177 солдат[155].

В Спасске бои продолжались до 12 апреля. Японцы потеряли там 500 человек убитыми и ранеными.

По всему Приморью свирепствовала японская военщина. Оккупанты врывались в военные и правительственные учреждения, в частные дома и квартиры, обыскивали, грабили и убивали[156].

Японские интервенты стремились в первую очередь уничтожить руководителей большевистских организаций, разгромить профсоюзы, терроризировать народ. Они проводили массовые аресты и расстрелы, арестованных подвергали пыткам и издевательствам. В Хабаровске было убито и ранено более 2500 человек, в Шкотове — убито 300 и ранено более 100 человек К )В ночь на 5 апреля были арестованы члены военного совета —С. Лазо, В. Сибирцев, А. Луцкий. Их не удалось спасти. В конце мая