- •Глава I
- •1. Подготовка и начало военной интервенции
- •Глава II
- •28 Августа 1918 г. На станции Урульга Забайкальской Железной дороги состоялась конференция руководящих
- •III Всесибирской подпольной конференции большевиков, состоявшейся в Омске в марте 1919 г. На этой конференции присутствовали представители дальневосточных партийных организаций.
- •1919 Г. Партизаны вновь заняли Богдать и к началу 1920 г. Расширили район своих боевых операций от реки Аргуни до линии Амурской железной дороги.
- •1. Выступление японской военщины 4—5 апреля 1920 и и начало второго этапа интервенции
- •1920 Г. Японцы сожгли их живыми в топке паровоза на станции Муравьево-Амурская (сейчас станция Лазо).
- •8 Апреля 1920 г. Военный комиссар Амурской области с. Серышев с первым отрядом прибыл под Хабаровск и приступил к организации обороны.
- •2. Русские вооруженные силы независимо от того, к каким политическим партиям или группировкам они принадлежат, не должны располагаться одновременно с японскими войсками в пределах следующих районов:
- •13 Августа 1920 г. Цк ркп (б) принял постановление, в котором были изложены пути и методы борьбы за сохранение русского Дальнего Востока от посягательств империалистических держав в условиях «буфера».
- •1921 Г., указывалось на необходимость всемерного укрепления партийных организаций. Вот содержание этого обращения: «Укрепляйте партию».
- •3. Поражение ставленников американо-японских империалистов на выборах в Учредительное собрание двр
- •1. Выступление империалистов и белогвардейцев против двр и Советской России весной 1921 г.
- •2. Организация и использование бандитизма японскими и американскими империалистами
- •3. Грабеж и эксплуатация оккупированных районов американскими и японскими империалистами
- •1. Первый период работы Дайренской конференции
- •2. Эвакуация войск из Сибири должна быть осуществлена по заключению соглашения по принципиальным вопросам Дайренской конференции» [285].
- •2. Новое наступление белогвардейцев на двр в конце 1921 г. И его разгром
- •7 Января 1922 г. В Благовещенске при начальнике тыла был создан Совет партизанских формирований Приамурского военного округа, который возглавил партизанское движение в области *.
- •4. Срыв дайренских нереговоров Японией
- •3. Внутренние причины ослабления империалистической экспансии Янопин в 1921—1922 гг.
- •24 Ноября 1922 г. Сша вынуждены были отозвать свой крейсер «Сакраменто» из Владивостокской гавани и снять отряд своих войск с Русского острова 2.
- •8 «Далекая окраина», 4 января 1919 г.
- •8 См. «Голос Приморья», 17 мая 1918 г.
- •17 Июня по 28 июня 1918 г.», стр. 18.
- •8 Цгадв, ф. Р-50, оп. 3, д. 68, л. 101.
- •1 Цгадв, ф. Р-77, on. 1, д. 45, л. 78.
- •8 «Отчет Приморского губернского исполнительного комитета губернскому съезду Советов. Два года Советской власти», Владивосток 1925, стр. 243.
- •8 В декабре 1921 г. Японцы передали белогвардейцам 16 800 винтовок, 35 пулеметов, 250 пулеметных лент, 80 тыс. Патронов, 4 шестидюймовых орудия и т. Д. (цгадв, ф. 103, on. 1, д. 15, л. 26).
Глава II
ГЕРОИЧЕСКАЯ БОРЬБА РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН ПРОТИВ ИНТЕРВЕНТОВ И БЕЛОГВАРДЕЙЦЕВ. ПОРАЖЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ НА СОВЕТСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Трудящимся Дальнего Востока с первых дней установления Советской власти пришлось вести упорную повседневную борьбу за сохранение власти Советов. Силы контрреволюции, получая активную поддержку из-за границы, сделали несколько попыток свержения Советской власти на Дальнем Востоке еще до развертывания интервенции.
В январе 1918 г. в Забайкалье вторгся белогвардейский отряд атамана Семенова. В марте 1918 г. в Благовещенске подняли антисоветский мятеж около 5 тыс. белогвардейцев во главе с атаманом Гамовым. В восстании приняли участие японцы, проживавшие в Амурской области, причем вооруженным отрядом японцев - резидентов руководил полковник японской армии, засланный в Благовещенок под видом торговца. Однако благодаря энергичным действиям дальневосточных большевистских организаций отряды Красной гвардии, революционные рабочие и матросы Амурской речной флотилии подавили контрреволюционное восстание в недельный срок. Разгромленные мятежники бежали на территорию Китая в город Сахалян *.
В апреле 1918 г., после того как японцы высадили свои войска во Владивостоке, в наступление на Читу перешли банды атамана Семенова» В Приморье в мае 1918 г. начали наступление в районе станций Пограничная и Гродеково с территории Маньчжурии белогвардейские отряды Калмыкова и Орлова. Над Советской Россией на Дальнем Востоке нависла серьезная опасность.
В сообщении Советского правительства от 5 апреля 1918 г. о японском выступлении во Владивостоке трудящиеся призывались к самоотверженной борьбе против интервентов и белогвардейцев. «С Востока идет новое страшное испытание. ...Отпор японскому вторжению, беспощадная борьба с их агентами и пособниками внутри страны есть вопрос жизни и смерти для Советской республики, для трудовых масс всей России» *.
ЦИК Советов Сибири (Центросибирь) [113], находившийся в Иркутске, в связи с высадкой японского десанта
5 апреля принял воззвание к трудящимся Сибири, призывая их на борьбу с интервенцией. Решением Центро- сибири вся Сибирь объявлялась на военном положении. Всем уездным и губернским Советам Сибири было предложено создать военно-революционные штабы и вооруженные силы для борьбы против империалистов и белогвардейцев [114].
По решению Центросибири в городах Западной и Восточной Сибири формировались красногвардейские отряды и направлялись в Забайкалье для борьбы против семеновцев. В конце апреля 1918 г. из Омска и Благовещенска и других городов Сибири и Дальнего Востока на помощь Забайкальскому фронту прибыли хорошо вооруженные отряды численностью до 5 тыс. бойцов.
Под руководством большевистской организации Забайкалья создавались революционные отряды из казаков и крестьян. В середине апреля 1918 г. сформировался первый повстанческий кавалерийский полк из беднейшей части казачества и крестьян.
В начале мая 1918 г. Забайкальский областной исполнительный комитет принял решение объявить город Читу и часть линии Забайкальской и Амурской железных дорог на осадном положении и передать всю власть в Забайкальской области Военно-революционному штабу Забайкалья, Наделив его чрезвычайными полномочиями[115].
Военно-революционный штаб Забайкалья[116] принял постановление об обязательной мобилизации в Красную Армию пяти призывных возрастов, что дало возможность значительно усилить боевую мощь революционных войск. Рабочие читинских железнодорожных мастерских оборудовали бронепоезд. Выступили на фронт отряды, сформированные в Чите из членов Совета и советских работников, и отряды Красной Гвардии. Рабочие Черновских копей и железнодорожники послали на борьбу с Семеновым значительное число красногвардейцев.
Были приняты энергичные меры для укрепления дисциплины революционных войск и повышения их боеспособности. Командующим Забайкальским фронтом был назначен Сергей Лазо. Под его командованием красногвардейцы с середины мая по конец июля 1918 г. нанесли несколько крупных поражений семеновским бандам. Семеновские части бежали в Маньчжурию, где при помощи Японии стали готовиться к новым нападениям.
В Приморье, на Гродековском фронте, отряды Красной Гвардии, посланные из Владивостока, Сучана и Хабаровска, разбили белогвардейские банды Калмыкова и Орлова. Благодаря этой победе была временно устранена угроза белогвардейского нападения на Никольск-Уссурийский и Владивосток с линии КВЖД.
Но к этому времени, как отмечалось, империалисты Антанты подготовил и антисоветский мятеж чехословацкого корпуса. Белочехословаки, поддержанные белогвардейцами и кулацко-эсеровскими мятежниками, захватили линию Сибирской железной дороги и тем самым обеспечили дальнейшее развертывание интервенции. На линиях Амурской и большей части Уссурийской железной дороги чехословацких войск не было, так как их эшелоны направлялись во Владивосток по КВЖД.
Под руководством Дальневосточного краевого комитета партии большевиков партийные и советские организации Дальнего Востока деятельно готовились к отпору интервентам. Особое внимание уделялось Красной Армии к Красной Гвардии. 9 июня 1918 г. Дальсовнарком [117] дал распоряжение об объявлении территории бывшего Приамурского военного округа на военном положении и мобилизации революционных сил. «Вся железнодорожная, уездная и городская милиция поступает в распоряжение районных военных комиссариатов. Поручается Советам на местах немедленно организовать Красную Гвардию; в городах и деревнях организовать повсеместно вербовку волонтеров из среды трудящихся в возрасте от 18 лет»[118]. Хабаровская партийная организация приняла решение о мобилизации всех коммунистов для борьбы с врагами.
В городах большевистские организации создавали боевые партийные дружины, проходившие военное обучение. Во второй половине июня 1918 г. состоявшееся в Благовещенске пленарное заседание членов Совета Амурской Автономной Социалистической Республики [119] постановило по предложению большевиков: «Признать необходимым немедленное обязательное обучение военному делу всех трудящихся города и деревни, организацию их в боевые и тактические отряды, и по первому кличу Совета все отряды обязаны встать под красные знамена Советской республики, чтобы дать достойный отпор наемникам буржуазии, пытающимся отнять завоевания рабочих и крестьян» [120].
Партийные и советские организации Дальнего Востока не успели осуществить все мероприятия, намеченные для укрепления обороноспособности. 29 июня 1918 г. командование чехословацких войск при поддержке интервентов совершило контрреволюционный переворот во Владивостоке [121]. 8 июля 1918 г. Чехословакии заняли Никольск- Уссурийский.
Красногвардейские и красноармейские отряды, отступившие из Владивостока и Никольска-Уссурийского, создали Уссурийский фронт. Этот фронт преградил интервентам путь на Хабаровск и в Амурскую область. Местные большевистские организации напрягали все силы для укрепления Уссурийского фронта. В Хабаровске и других городах и на золотых приисках Амура из рабочих добровольцев создавались отряды Красной Гвардии и спешно отправлялись на фронт. Цементирующим ядром этих отрядов являлись коммунисты. 30 июня 1918 г. хабаровская партийная организация РКП(б) объявила себя мобилизованной и, сформировав партийный вооруженный отряд, призвала трудящихся Хабаровска готовиться к боям против захватчиков На рабочих и профсоюзных собраниях Хабаровска, Владивостока и других городов Дальнего Востока намечались конкретные меры для увеличения вооруженных сил Советов.
Из членов парши были созданы агитационные группы, которые направлялись в деревню для проведения разъяснительной работы и организации отрядов Красной Гвардии. Бедняцкие массы крестьянства и большая часть середняков поддержали рабочих и активно выступили на защиту Советской власти. В Амурской области в начале июля 1918 г. в Красную Гвардию записалось более
3 тыс. крестьян-добровольцев. Дальневосточные организации большевиков и Дальневосточный краевой штаб Красной Армии повели большую работу по укреплению Уссурийского фронта. Спешно были оборудованы бронепоезда, укомплектованные моряками Амурской речной флотилии. Бойцы Уссурийского фронта, общая численность которых составляла 12 тыс. человек, не только приостановили наступление интервентов и белогвардейцев в районе станции Уссури, но 1 августа сами перешли в наступление и начали продвигаться к Владивостоку[122]. В ответ на это империалисты бросили на Уссурийский фронт, кроме чехословаков, крупные части японских и американских войск. Лишь после упорных боев превосходящим силам интервентов удалось 4 сентября 1918 г. занять город Хабаровск.
В Забайкалье обстановка для Советской власти также сложилась тяжелая. Центросибирь под нажимом чехословаков. И июля 1918 г. завершила эвакуацию советских организаций и войск из Иркутска и переехала в Верхне- удинск. В Забайкалье, кроме чехословаков, вновь вступили из Маньчжурии поддержанные японцами белогвардейские части атамана Семенова. 20 августа чехословаки заняли Верхнеудинск, а 26 августа советские войска вынуждены были отступить из Читы. Кольцо контрреволюции сжималось. Активную поддержку интервентам оказали меньшевики и эсеры, которые активизировали борьбу против большевиков в Советах и среди населения, особенно сельского. Меньшевики и эсеры использовали то обстоятельство, что Советская власть за короткий период своего существования не успела показать сибирским крестьянам своих преимуществ. Революционный союз рабочих и крестьян в Сибири и 'на Дальнем Востоке еще не успел укрепиться. В. И. Ленин в ноябре 1919 г. говорил: «Мы не могли дать крестьянам в Сибири того, что дала им революция в России. В Сибири крестьянство не получило помещичьей земли, потому что там ее не было, и лотому им легче было поверить белогвардейцам» К
Подобное положение привело к тому, что основная масса крестьян-середняков Сибири и Дальнего Востока колебалась и выжидала. Используя это, белогвардейцы, меньшевики и эсеры поднимали на борьбу против Советской власти кулачество и казачью верхушку и стремились совместно с анархистами дезорганизовать усилия большевиков, направленные на организацию отпора интервентам. Советы Дальнего Востока в этот период не обладали достаточным количеством вооруженных сил для того, чтобы в открытых боях разгромить силы контрреволюции. Необходимо было изменить метод борьбы. Собравшийся 25 августа 1918 г. V чрезвычайный краевой съезд Советов Дальнего Востока признал необходимым готовиться к «партизанской системе ведения войны»[123].
