Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АМЕРИКАНСКАЯ И ЯПОНСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НА СОВЕТСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И ЕЕ РАЗГРОМ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
226.45 Кб
Скачать

2. Организация и использование бандитизма японскими и американскими империалистами

В борьбе против Советской России и ДВР японские и американские империалисты широко использовали бандитизм. Длинная пограничная линия с Китаем, обилие пустынных и малодоступных районов с крайне редким населением — все это облегчало деятельность белобандитов на Дальнем Востоке. Деятельность белобандитских отрядов против ДВР началась еще в 1920 г., но особенно она усилилась летом 1921 г. в связи с наступлением Унгерна и контрреволюционным переворотом в Приморье.

Активно действовали уголовные банды так называемых хунхузов, которых поддерживали японские интервенты. Перед хунхузами японское командование ставило задачу разорять крестьянство и этим вызывать недовольство крестьян против существующей власти, которая якобы не могла оградить крестьян от набегов бандитов. Разбойничьи нападения хунхузов нужны были японскому командованию также для того, чтобы оправдывать пребывание японских войск в Приморье необходимостью поддержания порядка.

Нападения хунхузов наносили большой ущерб крестьянскому хозяйству и жителям приисковых поселков. 28 декабря 1920 г. отряд хунхузов численностью более 200 человек напал на село Благословенное, Амурской области. Заняв село, хунхузы хозяйничали в нем четыре дня. Они расстреляли пять жителей села, из них одну женщину, сожгли 23 жилых помещения, увели 217 лучших лошадей, зарезали 17 коров и забрали у жителей все наиболее ценные вещи [223].

Отряд хунхузов был хорошо вооружен. Под давлением отряда НРА хунхузы отступили на территорию Китая. В 1921 г. село Благословенное подверглось вторичному опустошительному нападению хунхузов. После этого жители села решили обнести село земляным валом и колючей проволокой, соорудить бойницы и т. д.[224]

Японцы использовали в своих интересах отряды хунхузов и в Китае, в полосе отчуждения КВЖД.

В марте 1921 г. китайская газета «И-шибао» сообщала, что «с июня 1920 г. в пограничных районах японцы организовали 27 рот хунхузов, снабдив их 2 тыс. винтовками, 300 револьверами и 8 пулеметами. Лидер этих хунхузов Чиншан, произведенный японцами в майоры, согласился действовать под руководством японского командования против большевиков и корейцев» [225].

Представитель США в межсоюзном железнодорожном комитете Смит следующим образом определил цели, которые преследовало японское командование, организовывая нападение на КВЖД: «В Маньчжурии хунхузниче- ские отряды японцы создали и вооружили для нападения на железную дорогу. Цель преследовалась та, что вот Уссурийскую железную дорогу охраняют японцы и нападений не бывает, а поэтому и КВЖД дайте под нашу охрану. Но мы знали, чего они добиваются, и, конечно, не обратились к «им за помощью» К

В апреле 1922 г. китайский консул во Владивостоке передал японскому консулу официальный, основанный на документальных материалах протест против формирования японцами в полосе отчуждения КВЖД отрядов хунхузов, предназначенных для нападения на эту дорогу» [226].

К 1922 г. значительно большую опасность, чем нападения хунхузов, приобрел политический бандитизм, организации которого стали уделять много внимания японские и американские империалисты и русские белогвардейцы.

Постановлением меркуловского «правительства» от 28 мая 1922 г. за №315 генерал-майор Забайкальского казачьего войска И. Ф. Шильников был уполномочен организовать белоповстанческое движение в районе Забайкалья. Ему предоставлялось право призывать в войска русских белогвардейцев, находившихся на территории Китая, а также население Забайкалья. Шильникову были присвоены права командующего войсками округа. «Правительство» Забайкальского казачьего войска, находившееся в Маньчжурии, было подчинено Шильникову[227]. Необходимо отметить, что постановление меркуловского «правительства» лишь оформляло полномочия Шильни- кова по руководству белобандитским движением.

Еще в 1921 г. Шильников совместно с генералом Бакшеевым [228] организовал и направил в Забайкалье несколько белобандитских отрядов. Штаб Шильникова действовал на станции Маньчжурия под видом организации Красного креста. При нем имелось четыре отдела: оперативный, вербовочный, снабжения и контрразведки. Организацию и руководство белобандитским движением в районе среднего течения Амура возглавлял генерал Сычев, штаб-квартира которого была в городе Сахаляне. Формированием белых банд на станции Хайлар занимался генерал Мациевский 1.

Руководители белобандитского движения получали помощь от японскою командования и Чжан Цзо-лина и были связаны с монархическими организациями в Харбине и Шанхае. Организация монархистов на Дальнем Востоке, именовавшая себя «Восточной монархической организацией», поддерживала связи с центрами монархических организаций в Европе. Агенты монархических организаций вели учет и вербовку бывших военнослужащих колчаковской и семеновской армий. В большинстве случаев отряды белобандитов формировались в полосе отчуждения КВЖД или на территории Маньчжурии. Обычно численность бандитского отряда колебалась от

20 до 100 человек. Сформированный белобандитский отряд небольшими партиями, по 5—7 человек, переправлялся на русскую территорию. Иногда белобандиты переходили через границу поодиночке под видом рабочих, торговцев и т. д. Прорвавшись на территорию ДВР, белобандиты продолжали поддерживать связь с заграницей, откуда получали денежные средства, вооружение, а также директивы. Некоторые из них вели контрреволюционную работу среди населения и в частях Народнореволюционной армии.

По замыслам империалистов и белогвардейских генералов, прибывшие на русскую территорию белобандитские отряды должны были явиться вооруженными ячейками, организующими вокруг себя все контрреволюционные элементы.

Зачастую белобандиты вступали в тесный контакт с эсерами. Вместе с последними они вербовали сторонников среди кулачества и зажиточных казаков. Вдоль Амура весной 1922 г. действовало восемь отрядов. Белобандиты подобно хунхузам грабили, убивали, разоряли крестьянское хозяйство, уводили лошадей, организовывали крушения поездов и т. д. Они беспощадно расправлялись с попавшими в их руки коммунистами, сельскими активистами, бойцами и командирами НРА. В августе

1922 г. в трех верстах от деревни Каменушка, Амурской области, были обнаружены трупы захваченных в плен и зверски замученных командира взвода территориального батальона Кабаргина и бойца Генькова. У замученных были «отрезаны языки, раздроблены ладони, между пальцами рук вставлены железные крючки, вдоль рук вырезаны инициалы РСФСР, ноги иссечены и связаны проволокой» [229].

Белобандиты наносили большой ущерб народному хозяйству ДВР, особенно сельскому хозяйству. По сведениям информационной части Министерства внутренних дел ДВР, относящимся к первой трети 1922 г., «экономическое благосостояние Амурской области, справедливо считавшейся ранее житницей русского Дальнего Востока, в настоящее время окончательно разрушено. К числу самых главных факторов подрыва экономического благосостояния области относится бандитизм, окончательно разоривший крестьянство, очутившееся перед угрозой не только недосева полей, но и голода» [230]. Белобандиты организовывали покушения на руководящих партийных работников. Так, в мае 1922 г. около города Читы были убиты руководящие работники Дальбюро ЦК РКП (б) тт. Анохин и Крылов.

С осени 1921 г. в Якутии, на побережье Охотского моря, на Камчатке и Чукотке стали активно действовать банды Бочкарева, Пепеляева и др. Эти банды были организованы при участии американских империалистов, стремившихся утвердить свое экономическое господство в указанных районах. Так, на основании «договора» Бочкарева с американским капиталистом О. Н. Свенсоном Бочкарев предоставлял последнему «все преимущества перед иностранными подданными в отношении торговли в Охотско-Камчатском крае, а также разработку золотых приисков в указанном крае на казенных заявках»[231]. В свою очередь Свенсон обязался снабжать отряд

Бочкареба «всем необходимым», т. е. вооружением, обмундированием, продовольствием и т. д.

Американские фирмы «Свенсон», «Вульфсон и К0» и др. скупали пушнину, награбленную бандами Бочкарева у мирного населения. Весной 1922 г. один из отрядов Бочкарева недалеко от реки Колымы захватил транспорт пушнины у якутов, причем все сопровождавшие транспорт якуты были перебиты, тюки с пушниной, навьюченные на 31 лошадь, были доставлены на побережье Охотского моря, в Гижигу, и сданы на склады фирмы «Свенсон» [232]. Американцы поставляли оружие белобандитским отрядам, бесчинствовавшим на Колыме и Чукотке. Весной 1922 г. американец Кастель за соответствующее вознаграждение передал белобандитам шхуну, на которой банда поручика Гончарова прибыла на Чукотку, где грабила чукчей, собирая «налоги» за три года вперед[233].

В районе Аяна и в Якутии свирепствовали банды другого ставленника американских империалистов — генерала Пепеляева и контрреволюционные отряды якутского областного «правительства», которое возглавлял эсер Куликовский.

К весне 1922 г. деятельность белых банд на территории ДВР приняла настолько угрожающие размеры, что партийные организации Дальнего Востока и правительства ДВР были вынуждены принять чрезвычайные меры по борьбе с бандитизмом. Законом от 3 апреля 1922 г. временно приостанавливалось действие статьи 26 конституции ДВР, отменявшей смертную казнь. На основании закона от 3 апреля 1922 г. бандиты, шпионы, изменники Родины могли приговариваться к расстрелу. На борьбу с бе- лобандами были направлены отряды народной милиции и части НРА. В селах и деревнях были созданы отряды самообороны из крестьян, в которые вступали бедняки и середняки. В период с 1 января 1922 г. по октябрь 1922 г. на территории ДВР было выявлено и в большинстве случаев ликвидировано 18 белых банд, причем численность некоторых банд достигала 100—120 человек[234].

В борьбе против бандитов, ставленников американского и японского империализма, активное участие принимали камчадалы, чукчи и другие народы Советского Дальнего Востока. Так, например, 24 февраля 1923 г. на Чукотке в селении Уэлен состоялось собрание жителей трех селений (Уэлен, Дежнева и Наукан), на котором присутствовал уполномоченный ревкома по Анадырскому и Чукотскому районам. Собрание приняло решение организовать партизанские отряды из местных жителей для борьбы с белобандитами. В этот же день был сформирован отряд в 112 человек лучших стрелков, названный «отрядом народной охраны по Чукотскому уезду» *. В короткий срок было сформировано еще несколько таких отрядов. Это дало возможность ликвидировать в первой половине 1923 г. бандитские шайки, действовавшие на крайнем северо-востоке.

Таким образом, ставка империалистов на то, чтобы, используя политический и уголовный бандитизм, добиться осуществления своих захватнических планов, разрушить экономику Дальневосточной республики и вызвать недовольство рабочих и крестьян правительством ДВР, была бита.