- •Оглавление
- •Введение геласимов андрей валерьевич
- •Андрей геласимов «нежный возраст»
- •Анна гавальда «35 кило надежды»
- •Олег раин «отроки до потопа»
- •Дина рубина «когда же пойдет снег?..»
- •Краткие сведения об авторах
- •Современный подросток – читатель
- •Какую литературу предлагают юным гражданам
- •Рубина дина ильинична
- •Слаповский алексей иванович
- •Поиск героя в современных православных произведениях для детей и подростков
- •Детская нравоучительная литература
- •Современные авторские сказки и сказочные повести
- •Историческая проза рубежа XX– XXI столетий
- •Традиции реализма в современной прозе для подростков и юношества
- •Феномен православной книги: приглашение к дискуссии
- •Р. Кальдекотт – добрый гений детской книги
Поиск героя в современных православных произведениях для детей и подростков
В современном российском обществе сложилась сегодня парадоксальная ситуация: с одной стороны, все говорят о нечитающих детях и подростках, о пагубных для общества в целом последствиях такого «нечтения» качественной художественной и научно-познавательной литературы, с другой – очень мало делается государством, общественностью и авторами школьных программ по литературе для пробуждения интереса к чтению у детей 10—15 лет (практически никто, за редким исключением, не занимается формированием творческой среды и интеллектуального досуга детей и молодежи). Более того, многие современные родители и педагоги не знают литературы для детей, подростков и юношества последних двух десятилетий, лишены информации о ней, ориентируются на проверенную временем классику, прочитанную когда-то, и уверены (часто необоснованно), что это будет интересно и детям начала XXI века. К тому же большинство взрослых пугает так называемый православный компонент некоторых произведений для детей, как раз созданных в традициях русской литературы, выдержанных в идейно-художественном плане.
Возникает вопрос: почему общество не пугает массовая литература, насаждающая идеи насилия и зла, формирующая у детей представление о жизни как о сплошном удовольствии, ради которого можно поступиться всем и вся, формирующая дурновкусие во всем – от пристрастий в чтении до образа жизни, и при этом пугают воспитательные задачи книг православной тематики или с четко выраженной православной авторской позицией? «Чтение подрастающих поколений – детей и подростков – во всех цивилизованных странах всегда было предметом заботы общества и государства. Эта забота естественна, ибо чтение – один из самых рациональных способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности. Развитие культуры возможно только, если существует преемственность поколений, поэтому мир заинтересован в том, чтобы дети и подростки постигали достижения культуры и могли нести дальше эту эстафету» [9, с. 4].
Однако современные школьники уже 3—6-х классов активно не желают «нести культурную эстафету», отказываются читать книги, в том числе и детско-подростковую литературу. И если у младших школьников и младших подростков протест чаще всего до конца не осознан, не имеет четкой аргументации, то у подростков 12- 15 лет аргументация, как правило, заключается в нескольких словах, реже фразах: «в книгах нет жизни»; «в литературе не о нас написано»; «там нет правды»; «мне это не интересно, потому что выдумано»; «все сказочки»; «все это было давно, теперь не так»; «надо делать карьеру, а не книжки читать»; «книги для школы, а в жизни они не нужны» (опрос осени 2010 г. в 7—8-х классах ЦО № 641 им. С. Есенина г. Москвы). Иными словами, до авторов данных аргументов не достучалась современная литература, адресованная детям их возрастной группы. Возможно, не достучалась потому, что рядом не оказалось мудрого взрослого, подсказавшего, что лучше почитать конкретному подростку в данный момент его непростой жизни. А потом вместе обсудить прочитанное, проговорить и проанализировать те проблемы, которые возникли в жизни самого подростка. Проговорить и подсказать, как поступить в конкретной ситуации, ссылаясь на авторитет книги, рассказывающей о том же, или – почти о том же.
Чаще всего современная литература не достучалась до своего потенциального читателя именно потому, что реалии сегодняшних дней редко всплывают на страницах немногочисленных жизнеподобных произведений для читателей-подростков.
Как отмечает М. Черняк, «любой рубеж веков пытается найти ответ на вопрос, каким будет герой нового века, какие коррективы внесет новое время, новое мышление в человеческий тип» [31]. Найти данный ответ пытаются и современные писатели, создающие свои произведения для детей и подростков. Безусловно одно: искусственный и трафаретный герой детской литературы советской поры, пропагандирующий социалистическую идеологию и насаждающий веру в построение «светлого будущего» — коммунизма, уже не удовлетворяет ни думающих взрослых – педагогов и родителей, ни самих юных читателей, выбирающих свой путь в современной жизни. Так или иначе ведутся поиски нравственного начала, определяющего и саму сущность нового героя, и того будущего, которое – в идеале – хочется построить. Более того, в сегодняшнюю литературу настойчиво вторгаются и политика, и религия, и оккультизм. Взрослые откровенно или более-менее завуалировано навязывают подросткам свою идеологию, действуя в русле традиций советской литературы, часто забывая, что читать их произведения будут дети, поэтому последствия такого чтения непредсказуемы.
Именно поэтому при отборе книг для самостоятельного чтения школьников можно предложить руководствоваться, прежде всего, идейно-эстетическим содержанием самой литературы, и только после этого – тематическим или жанрово-родовым единством литературы, читаемой в классе и самостоятельно, т. е. необходимо учитывать некоторые критерии.
Идейные установки автора той или иной книги. Важно само отношение писателя к миру и людям, его стремление научить юных читателей добру, умению распознавать Добро и Зло как в произведениях искусства, так и в реальной жизни. Хорошо, если автор произведения «нашел себя» и не мечется от одной модной «идеи» к другой, иными словами, является человеком с устоявшейся системой идейно-нравственных ценностей. С этим можно поспорить, но, на наш взгляд, только обретя Веру в Господа, писатель способен повести читателя-школьника за собой не в поисках абстрактного добра и в борьбе с иллюзорным злом, а по дороге к Богу, по пути обретения себя в этом непростом мире.
Нравственные установки, лежащие в основе произведения. Если его автор явно не декларирует свои идейные, религиозные и нравственные пристрастия, они будут «видны» в созданном им тексте.
Воспитательные задачи конкретного текста. Детская литература должна формировать нравственные представления у детей и подростков, а не только развлекать их, рассказывая интересные истории и призывая подражать героям книги как в реальной жизни, так и в игре. Недаром историк детской литературы А.П. Бабушкина еще в 1948 г. отмечала, что «детская литература – это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Она неотделима от общего литературного потока, рождается на пересечении художественной литературы и педагогики и осуществляет единство принципов искусства и педагогики» [1, с. 9].
Художественный уровень произведения. Детская литература – литература художественная, но учитывающая психологию того или иного возраста, социальных групп и поколений, социальные, политические и технологические реалии, перспективы развития общества. «Детская литература усваивает все принципы художественности общей литературы, но придает им особую окраску в соответствии с особенностями психики своего специфического читателя. Отвечая стремлению детей к сильным, ярким явлениям жизни, учитывая особенности их воображения, их способность фантазировать, она пользуется наиболее эффективными по своему эмоциональному воздействию художественными средствами, – отмечала А.П. Бабушкина. – Ясная идея, яркий, веселый или драматический сюжет, четкая композиция, герой как идеал для подражания, подчеркнутая эмоциональная линия, веское, полноценное слово, богатый образовательный материал – все это необходимые элементы в художественном организме произведения для детей» [1, с. 9].
Проблема воспитания и образования подрастающих поколений не нова, так как еще в начале XIX столетия общественность, педагоги и родители, писатели и литературные критики бурно обсуждали, что такое детская литература и какова ее роль в литературном процессе и воспитании конкретного ребенка. Но именно сейчас эта проблема приобрела в России поистине глобальный характер, ибо от решения или нерешения ее во многом зависит как будущее нашей страны и подрастающих поколений, так и то культурное про странство, в котором мы все окажемся через одно-два десятилетия.
Современным детям, подросткам и юношеству последние годы навязывается западный стереотип поведения, сознательно формируется стремление к достижению «американской мечты», культ вещей и жизненного успеха любой ценой. Тогда как традиционная отечественная детско-подростковая литература всегда воспитывала своего читателя на положительных примерах, представляя в рамках традиционных для данной литературы жанров варианты жизненного пути индивида, отвечающие нравственным нормам поведения человека в обществе [1,3, 9].
Однако необходимо отметить, что в России на рубеже XX-XXI вв. изменился сам характер детской и подростковой литературы. Постепенно стали возрождаться, казалось бы, давно утраченные функционально-жанровые системы. Так, в конце XX в. вновь наблюдается появление одного из функциональных направлений развития детской литературы XVIII – начала XXв. – детской нравоучительной литературы. Заметно возникновение новых жанров, например фэнтези и детский детектив, заимствованных из зарубежной литературы. Налицо модификация традиционных жанров детско-подростковой и юношеской литературы.
