Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПИРАТСТВО острова подлецов..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
95.23 Кб
Скачать

Губарев В. К.

ПРОБЛЕМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ФЛИБУСТЬЕРСКОГО ПРОМЫСЛА В ВЕСТ-ИНДИИ В ПЕРИОД КОЛОНИАЛЬНЫХ ВОЙН XVII в.

В статье рассматривается проблема легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии в XVII веке. Французские и английские колониальные власти выдавали каперские свидетельства и ре-прессальные грамоты флибустьерам Тортуги, Гаити и Ямайки, чтобы использовать их в борьбе против Испанской морской империи. Таким образом, пираты превращались в каперов.

Ключевые слова: флибустьерский промысел, пиратство, каперство, каперские свидетельства, Тортуга, Гаити, Ямайка.

В XVII в. Вест-Индия превратилась в арену борьбы между ведущими морскими державами Западной Европы — Испанией, Нидерландами, Англией и Францией. Испания, захватившая земли Нового Света ещё в XVI в., пыталась сохранить за собой исключительные права на их колонизацию и эксплуатацию, а также на мореплавание и торговлю в водах, омывающих указанные территории. С этой целью в 1503 г. в Севилье была учреждена Торговая палата, а в 1511 г. в Мадриде — Совет по делам Индий1. Другие государства не признали монополию испанской короны на грабёж и освоение новооткрытых земель и пытались сломить её с помощью пиратства, каперства и контрабандной торговли1 2.

В первой половине XVII в. характер заморской экспансии противников Испании изменился. Наряду со старыми методами колониального проникновения — разбоем и контрабандой — они стали использовать и новые: мирную колонизацию не занятых испанцами земель, вооружённый захват испанских владений, легальную торговлю со своими колониями и колониями союзников.

Активным субъектом колониальной экспансии в Вест-Индии были флибустьеры (фр. flibustiers, англ. buccaneers) — пираты разных национальностей, обосновавшиеся в первой трети XVII в. на «ничейных» землях Антильского архипелага (на Тортуге, в западной части Гаити и т. д.). Они жили небольшими «братствами», придерживаясь собственных обычаев. Средства к существованию флибустьеры получали в основном за счёт грабежа

1 Parry J. H. The Spanish Seaborne Empire. Berkeley; Los Angeles, 1990. P. 56 — 64.

2 Подробнее см.: Marcel G. Les corsaires frangais au XVI siecle dans les Antilles. P., 1902; Newton A. P. The Euro-

pean nations in the West Indies, 1493—1688. L., 1933; Quinn D. B., Ryan A. N. England's sea empire, 1550 —

1642. L.; Boston; Sydney, 1983; Goslinga C. Ch. The Dutch

in the Caribbean and on the Wild Coast, 1580 — 1680.

Gainesville, 1971; Свет Я. М. Предисловие / / Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М., 1968. С. 11 — 12.

испанских торговых судов и прибрежных по-селений3 * * *.

Поскольку главными своими врагами флибустьеры считали испанцев, власти французских, английских и, реже, голландских колоний старались привлечь пиратские команды к участию в антииспанских походах. В военное время они выдавали флибустьерам каперские свидетельства (letters of marque), а в годы перемирий — репрессальные грамоты (letters of reprisal), легализовавшие их деятельность. Каперские и репрессальные свидетельства (грамоты, патенты, лицензии) в документальных источниках рассматриваемой эпохи обычно именовались «поручениями» или «полномочиями» (commissions). Смысл этих документов сводился к официальному разрешению частным лицам снаряжать боевые корабли и охотиться в открытом море за торговыми судами иностранных держав. Если каперское свидетельство узаконивало нападения на неприятельские суда лишь в военное время и отменялось (аннулировалось) после прекращения военных действий, то репрессалия (право на возмездие) могла применяться как в военное, так и в мирное время. Репрес-сальная грамота разрешала захватывать собственность подданных другого государства, если имелись доказательства того, что ранее кто-то из подданных указанного другого государства нанёс ущерб лицу, заявившему о своём праве на возмездие.

Частные боевые корабли и члены их команд во французских и испанских документах именовались корсарами, в голландских — каперами, а в английских — приватирами.

3 См.: Burney J. The History of the Buccaneers of America. L., 1949; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVII Century. Hamden, Conn., 1966; Губарев В. К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60 —90-е годы XVII в.) / / Наука. Релтя. Суспшьство. Донецк, 2005. № 3. С. 39—49; Губарев В. К. Пираты острова Тортуга. М., 2011; Губарев В. К. Флибустьеры Ямайки: эпоха «великих походов». М., 2011.

85

Ещё до получения каперской лицензии судовладельцы обязаны были передать властям сведения о названии своих кораблей, их вооружении, тоннаже, именах капитанов и численности экипажей, а также внести залог в качестве гарантии их «честного поведения». Суда, которые корсары захватывали в открытом море или в гаванях, называли призами (англ. prize — добыча, трофей). Чтобы не быть обвинёнными в пиратстве, корсары обязаны были придерживаться полученных инструкций, не грабить вещи, товары и иные ценности на борту захваченных судов, доставлять добычу в порт приписки и там передавать специальным уполномоченным (комиссионерам) призового суда. Указанный суд устанавливал законность совершённых захватов и стоимость призов, изымал определённый процент с добычи в пользу государства и давал разрешение на продажу захваченных судов и их грузов на аукционе4.

Приобретая каперские поручения, флибустьеры Тортуги, Гаити и Ямайки получали возможность доставлять в дружественные гавани захваченную добычу, сбывать её, а также отдыхать, развлекаться, ремонтировать и снаряжать суда, приобретать провизию, оружие и боеприпасы. Об этом, в частности, сообщает непосредственный участник флибустьерских походов врач А. О. Эксквемелин5. С другой стороны, присутствие в английских, французских и голландских колониях флибустьерских сил было выгодно и местным колониальным администрациям, и правительствам в метрополиях: узаконенные «вольные добытчики» не только доставляли в места базирования деньги, сокровища и товары, сбывавшиеся там за бесценок, но и снабжали власти информацией о степени защищённости вражеских колоний, их экономическом и военном потенциале, людских ресурсах и т. д.6 Кроме того, время от времени, когда из-за военных действий в Европе правительства метрополий не имели возможности выделить для защиты своих колоний ни одного военного корабля, эту функцию брали на себя местные флибустьеры.

4 Более детально о каперах и призовом судопроизводстве см.: Каченовский Д. И. О каперах и призовом судопроизводстве, в отношении к нейтральной торговле. М., 1855; Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part II // The English Historical Review. Vol. XXV. April 1910; Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part III / / The English Historical Review. Vol. XXVI. Jan. 1911; Azcarraga y de Bustamante J. L. de. El corso maritimo. Madrid, 1950.

5 Эксквемелин а. О. Пираты Америки. С. 61, 73 — 74, 76, 78, 81, 85—86, 95—97, 110, 119, 132 — 133, 159—160.

6 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 5: 1661 — 1668. L., 1880. № 1138.

В истории легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии можно выделить ряд периодов. Первый из них датируется временем с 1631 по 1640 г., когда остров Тортуга — самое крупное убежище флибустьеров — находился во владении английской Компании острова Провиденс (КОП). Из протоколов КОП видно, что в июне 1631 г. её директора откликнулись на просьбу авантюристов Тортуги «взять их под своё покровительство и позаботиться об их укреплении за вознаграждение из двадцатой части продуктов, производимых там ежегод-но»7. Губернаторы Тортуги — Э. Хилтон, К. Уормли, Н. Рескеймер и др. — оказывали неизменное покровительство как флибустьерам, базировавшимся на острове, так и голландским каперам, регулярно посещавшим её гавань в период испано-голландской войны 1621 —1648 гг.8 После испанских нападений на Тортугу и Провиденс (1635) компания заявила, что отныне одной из главных её задач будет «досаждение испанцу [испанскому королю. — В. Г.] и перехват его сокровищ, с помощью которых он беспокоит и подвергает опасности многие христианские страны и разжигает войны против последователей реформаторской религии»9. Основная часть капитала КОП пошла на снаряжение трёх приватирских кораблей. Было заключено соглашение с государственным секретарём Англии Э. Конвеем, который передал компании право на репрессии против испанцев, полученное им от принца Оранского. За это КОП обязалась отдавать ему 1/5 часть добычи, захваченной в силу данной репрессальной грамоты10 11.

В 1640 г. Тортуга была захвачена французами11. Поскольку Франция с 1635 по 1659 г. воевала против Испании, флибустьеры получили возможность прикрывать свои антииспанские экспедиции французскими корсарскими патентами. В период с 1640 по 1652 г. Тортугой управлял губернатор-гугенот Ф. Ле-вассёр, а с 1652 по 1654 г. — рыцарь Мальтий-

7 Haring C. H. The Buccaneers ... P. 59; Barbour V. Privateers and Pirates of the West Indies / / The American Historical Review. April 1911. Vol. XVI. № 3. P. 538.

8 Подробнее об этом см.: Губарев В. К. Пираты острова Тортуга.; Pena Batlle M. A. La isla de la Tortuga. Madrid, 1977; Camus M. C. L'lle de la Tortue au coeur de la Flibuste caraibe. P., 1997.

9 Newton A. P. The Colonising Activities of the English Puritans. The last phase of the Elizabethan Struggle with Spain. N.-Y., 1966. P. 248.

10 Губарев В. К. Компания острова Провиденс и англоиспанское соперничество в Вест-Индии в 1630 — 1644 гг. // Науковi пращ Донецького нацюнального техтчного утверситету. Серiя «Гуматтарт науки». Вип. 86. Донецьк, 2005. С. 73—80.

11 Du Tertre J.-B. Histoire generale des Antilles habitees par les Frangois. Tome I. P., 1667. P. 170 — 171; Camus M. C. L'lle de la Tortue ... P. 37 — 38, 103 — 106.

86

ского ордена шевалье де Фонтенэ12. По испанским данным, только в одном 1653 г. Тортугу покинули в общей сложности 23 пиратских судна, отправившихся на промысел к берегам Эспаньолы, Кубы, Ямайки, Новой Испании, Панамы и Новой Гранады13. Десятая часть стоимости добычи, которую они доставляли на остров, традиционно отчислялась в пользу французских властей.

Флибустьерская база процветала на Тортуге и при последующих губернаторах — Э. Уоттсе, Ж. Дешане дю Россе, Ф. Дешане де ла Пласе и Б. д'Ожероне. По данным миссионера Ж. Б. дю Тертра, в 1659 г. губернатор Э. Уоттс выдал каперское поручение флибустьерам, совершившим набег на испанский город Сантьяго-де-лос-Кабальерос14.

В 1665 г. Ж. Дешан дю Россе продал Тортугу Французской Вест-Индской компании (ФВИК), которая назначила губернатором острова Б. д'Ожерона. Последний попытался принудить флибустьеров отчитываться перед ним о захватываемых в море призах, чтобы можно было оценивать их стоимость и узаконивать в судебном порядке, но пираты взбунтовались против этого «начала рабства». Губератору пришлось пойти пиратам на уступки. Чтобы использовать их деятельность в интересах Франции, он отказался брать с них пошлины за паспорта и разрешение свободно покидать гавань Тортуги. Продолжая практику своих предшественников, он стал выдавать капитанам пиратских кораблей каперские свидетельства против испанцев, но денег за это не требовал; впрочем, благодарные капитаны регулярно преподносили ему вместо денег «подарки». В то время как на Ямайке приватиры должны были отдавать в пользу английского короля и лорда-адмирала 1/15 и 1/10 части добычи, что составляло 17% стоимости призов, губернатор Тортуги, по свидетельству Ж.-Б. дю Тертра, «не брал более десяти процентов и, из чистого великодушия, оставлял половину капитану для раздела... между солдатами, которые справлялись с делом лучше других, способствуя этим повы-