Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_Dokazyvanie.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
314.36 Кб
Скачать

74.Пробелы в процессуальной регламентации истребования и представления доказательств.

Истребование и представление доказательств — это самостоятельные способы получения доказательств, не сопровождаемые мерами принуждения, отличающиеся простотой правовой регламентации, которые могут быть применены з любой стадии процесса в ситуации, когда отсутствует необходимость преодоления противодействия лиц, заинтересованных в искажении истины, то есть проведения следственных действий.

Сущность собирания доказательств заключается в получении доказательств путём их обнаружения (выявления), представлении, истребовании сведений об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и их процессуальном закреплении, (фиксации). В то же самое время отсутствие надлежащего нормативного определения понятия «собирание доказательств», а также способов собирания доказательств затрудняет уяснения его сущности и порождает различные, порой противоречивые толкования этого явлениякак в теории, так и на практике.

Отсутствие правовой регламентации в УПК РФ процессуального порядка проведения и оформления истребования доказательств в ходе возбуждения уголовного дела негативным образом сказывается в правоприменительной практике. Для решения этой проблемы действующее законодательство требует своего совершенствования путём дополнения ст.144 УПК РФ положением о возможности истребования документов и предметов в ходе проверки сообщения о преступлении.

75.Порядок приобщения к делу истребованных и представленных предметов и документов.

Доказательства, полученные в результате следственных действий, закрепляются путем составления  протокола. Приобщение вещественных доказательств осуществляется по результатам их осмотра, что оформляется протоколом, а также специальным постановлением (определением). Согласно сложившейся практике протоколом оформляется и представление доказательств, истребованных органом расследования, прокурором или по своей инициативе лично представленных участниками процесса, а также гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями. Если же какие-то письменные материалы или материальные объекты поступили в орган расследования или прокурору почтой с сопроводительным письмом, составления протокола не требуется (исключение составляет протокол осмотра вещественных доказательств, что прямо предусмотрено ст. 84 УПК РФ). Установленный законом порядок закрепления доказательств (так же как и порядок их собирания) призван гарантировать, во-первых, достоверность получаемых фактических данных, а во-вторых, возможность длительного хранения и использования доказательственной информации на последующих этапах производства по уголовному делу.

        Некоторые требования к отдельным  способам представления документов (предметов) для приобщения их  к уголовному делу в качестве  доказательства определены ведомственными  нормативными актами. Так, согласно  § 6 Инструкции о порядке изъятия,  учета и хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. N 34/15 в случае представления потерпевшим, обвиняемым (подозреваемым), другими лицами, а также представителями организаций и учреждений предметов, документов, ценностей или иного имущества, имеющего значение вещественного доказательства либо изъятого из свободного обращения, а равно подлежащего конфискации или аресту для обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, или исполнения приговора суда о конфискации составляется протокол в соответствии со ст. ст. 86 и 166 УПК РФ. При этом следователь (дознаватель и др.) обязан допросить лицо, представившее названные объекты, о времени, месте и других обстоятельствах их обнаружения, приобретения и хранения.

Наличие у подозреваемого (потерпевшего  и др.) права представлять предметы и (или) документы для приобщения  их к уголовному делу в качестве  доказательства предполагает возложение на следователя (дознавателя и др.) обязанности получать и приобщать к уголовному делу представленные им объекты. Без обязанности нет права. Именно поэтому мы и утверждаем наличие у следователя (дознавателя и др.) соответствующей обязанности.     Существование уголовно-процессуальной нормы, запрещающей  использовать в процессе доказывания  результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, усиливает это противоречие и  не отражает действительно сложившихся правоотношений в процессе доказывания с использованием данных, полученных оперативных путем. Анализ ст. 89 УПК РФ позволяет сделать вывод, что в ней результаты ОРД приравниваются к доказательствам и поэтому должны отвечать предъявляемым к доказательствам требованиям, что противоречит настоящим правоотношениям.

    Оперативные данные, как результат ОРД, сами по себе доказательствами не являются, чтобы  стать таковыми, они должны быть введены в уголовный процесс  в соответствии с положениями  уголовно-процессуального законодательства, но для этого результаты ОРД должны пройти определенную "трансформацию" уголовно-процессуальными средствами, так как согласно закону результаты ОРД могут "использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств".     Нормативное определение результатов ОРД  содержится в п. 36.1 ст. 5 УПК, согласно которому под ними понимаются сведения, полученные в соответствии с Законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.     Результаты  ОРД могут содержать сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих  значение для уголовного дела. Однако это не означает, что они представляют собой доказательства в уголовном  процессе. Сведения об одних и тех же имеющих значение для уголовного дела обстоятельствах и фактах, исходящие от одного и того же человека, являвшегося агентом, а в последующем ставшего свидетелем, - это разные по своей правовой природе данные. Они формируются в разное время, в разных местах, в различных условиях и разном порядке. Поэтому различно назначение этих данных. Совпадение их содержания, поскольку они могут отражать одни и те же факты и обстоятельства, не дает оснований для их отождествления и тем более подмены доказательств результатами ОРД. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]