Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема №7,8 Осущ. и защита гр. прав. Представительство, доверенность.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
62.53 Кб
Скачать

Вопрос 4. Самозащита субъективных гражданских прав и интересов.

Самозащита является основной неюрисдикційною формой защиты субъективного гражданского права и интереса, которые подлежат правовой охране. Положениями ч. 5 ст. 55 Конституции определяется право каждого любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы. В приватноправовій сфере указанная конституционно-правовая возможность нашла конкретизацию и законодательное воплощение в положениях ст. 19 ГК, определяющие право лица на осуществление самозащиты нарушенного субъективного гражданского права или интереса, которые принадлежат ей или другому лицу. Исходя из положений названной статьи, право на самозащиту следует рассматривать как юридически определенную возможность применения лицом в случае нарушения субъективных гражданских прав и интересов, принадлежащих ему или другому лицу, средств противодействия противоправным действиям или бездеятельности правонарушителя, которые не запрещены законом, не противоречат моральным основам общества и направлены на обеспечение реализации разрешенного возможного поведения управомоченного лица, пресечение правонарушения и восстановление нарушенной имущественной и неимущественной сферы. Способы самозащиты должны отвечать содержанию нарушенного права, характера действий правонарушителя, а также последствиям, которые вызваны этим нарушением (ч. 2 ст. 19 ГК). Способ самозащиты следует определить как порядок осуществления противодействия противоправным действиям или бездеятельности правонарушителя, закреплен актами гражданского законодательства, положениями договора или не определен нормативно, который подлежит применению лицом в соответствии с закрепленными законодательством условий правомерности осуществления права на самозащиту без обращения к юрисдикционных органов. Способы самозащиты многообразны. Одним из них в цивилистической литературе признают даже знания. Вместе с тем следует согласиться с высказанным Г. Свердликом и Е. Страунінгом мыслью о том, что знания не могут признаваться средством противодействия, а подлежат рассмотрению как предпосылка, которая способствует реализации лицом права на самозащиту. Следовательно, осведомленность субъектов гражданских правоотношений с фактами, которые имеют значение для правильного избрания ими соответствующих, адекватных характеру правонарушения средств противодействия, может признаваться только одной из предпосылок обеспечения действенности механизма реализации права человека на самозащиту. Избрание того или иного способа осуществления самозащиты принадлежит лицу, которое осуществляет противодействие нарушению принадлежащих ему или другому лицу субъективных гражданских прав и интересов, которые в этот момент уже нарушены, или налицо угроза их нарушения в будущем.

Способы самозащиты могут определяться положениями договора или актов гражданского законодательства, а также непосредственно лицом, которое реализует право на самозащиту. В последнем случае перечисленные способы могут и не иметь нормативной определенности на уровне положений актов гражданского законодательства или саморегулирования, а характер действий управомоченої лица, в которых воплощается их реализация, определяется ею самостоятельно. Выбирая способ самозащиты нарушенного права или интереса, лицо осуществляет право на защиту по своему усмотрению (ч. 1 ст. 20 ГК). Этим обосновывается возможность применения лицом средств противодействия, которые не нашли закрепления ни в актах гражданского законодательства, ни в положениях договора (в случаях необходимости осуществления права на самозащиту при нарушении условий договорных обязательств). При этом применение лицом средств противодействия при реализации права на самозащиту всегда должно соответствовать пределам его осуществления, определенным положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 19 ГК. В случае несоблюдения этого правила осуществления лицом права на применение средств противодействия противоправным действиям правонарушителя путем самозащиты может быть признано неадекватным содержанию нарушенного права, характера действий правонарушителя, вызванных правонарушением последствий, а также противоречить моральным устоям общества или нарушать определенные законом запреты и выйти за пределы правомерных действий. Применения самозащиты как меры защиты нарушенного права может осуществляться как после нарушения правонарушителем субъективного гражданского права, так и превентивно — с целью предотвратить возможное наступление неблагоприятных для управомоченої лица последствий.

Возможность применения способа самозащиты, который имеет превентивный характер, определена положениями ст. 592 ГК. В соответствии с положениями настоящей статьи залогодержатель имеет право требовать досрочного выполнения обязательства, обеспеченного залогом в случае совершения таких неправомерных действий: передачи залогодателем предмета залога другому лицу без согласия залогодержателя, если получение такого согласия было необходимым; нарушения залогодателем правил о замене предмета залога; потери предмета залога при обстоятельствах, за которые залогодержатель не отвечает, если залогодатель не заменил или не восстановил предмет залога. Неисполнение залогодателем требования залогодержателя о досрочном исполнении обеспеченного залогом обязательства как меры самозащиты не лишает управомочену в рассматриваемых правоотношениях лицо возможности защитить нарушенное право путем обращения в суд, применив таким образом свое право на судебную защиту, которое относится к юрисдикционных форм защиты. Согласно ч. 2 указанной выше статьи залогодержатель имеет право досрочного исполнения обязательства и в иных случаях, установленных договором.

Примером закрепления способа самозащиты положениями актов гражданского законодательства является удержание (ст. 594 ГК). Право удержания как способ самозащиты подлежит рассмотрению как юридически определена возможность управомоченої в обязательственных правоотношениях лица придержать вещь у себя до момента надлежащего исполнения должником его обязательства по ее оплате или возмещению кредитору связанных с ней расходов. Согласно ч. 2 названной статьи удержанием вещи могут обеспечиваться и другие требования кредитора, если другое не установлено договором или законом.

Способ осуществления самозащиты и условия его применения могут быть определены и при осуществлении саморегулирования отношений в договорной сфере. В частности, как способ самозащиты подлежит рассмотрению определена положениями договора возможность стороны в одностороннем порядке требовать его расторжения в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения контрагентом соответствующих обязанностей, которые составляют его содержание.

Кроме этого, некоторые способы самозащиты могут иметь правовое значение и для гражданско-правовых отношений, хотя условия и границы их применения, а также правовые последствия их превышения могут определяться другими актами законодательства Украины. В частности, речь идет о крайнюю необходимость и необходимую оборону. Таким образом, материальные и процессуальные нормы, определяющие способы, формы, средства и процедуру защиты, а также закрепляют возможность самозащиты нарушенных субъективных прав и интересов субъектов гражданского права, направленные на восстановление нарушенной имущественной и неимущественной сферы. В связи с этим следует согласиться с выводом, что эти нормы составляют единый комплексный институт правовой защиты.