Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
S_5_Istochniki_MP.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
132.66 Кб
Скачать

Роль доктрины как вспомогательного источника определения международно-правовых норм.

В общей теории права под юридической доктриной понимается научно оформленные идеи, разработанные учеными – юристами, направленные на усовершенствование правового регулирования.

Особенность доктрины: она не является результатом нормотворческой деятельности (неформальный источник), но имеет свойства социального регулятора общественных отношений.

Признаки юридической доктрины:

  • социальная значимость – источником права является только концепция, разрабатывающая актуальную для общества юридическую проблему. Например, теория разделения властей (Локк, Монтескье);

  • научная обоснованность – аргументированность, логичность, подтвержденность на практике;

  • авторитетность – высокая квалификация и известность ученого, разработавшего доктрину. Например, в международном праве существует доктрина Кальво – известного аргентинского юриста и дипломата – о недопустимости вооруженного вмешательства во внутренние дела какого-либо государства с целью взимания с него долгов;

  • практическое значение – возможность использования доктрины для развития законодательства, упорядочения общественных отношений, не урегулированных правом.

В формировании международного права трудам юристов принадлежит особая роль, поскольку именно в них была высказана сама идея его создания. Поскольку информация о формировавшей нормы практике государств была малодоступна, дипломаты и судьи широко использовали труды теоретиков для доказательства существования тех или иных норм. Подобное положение давало доктрине значительную возможность участвовать в правотворческом процессе.

Вплоть до XX в. высказывалось мнение, согласно которому международное право является правом ученых, доктринальным правом. Труды ученых называли суррогатом права. Ссылки на них встречаются и в современной дипломатической практике.

В настоящее время усиливается процесс интернационализации доктрины, растет её самостоятельность. Более широко трактуются национальные интересы, определяется их связь с интересами упрочения международного правопорядка.

Особое значение имеет коллективное мнение юристов разных стран. Оно находит выражение в документах таких общественных организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права и др. В международных органах, занимающихся подготовкой проектов конвенций, значительное число членов составляют профессора международного права. Примером может служить Комиссия международного права ООН. При подготовке проектов ею широко используются труды ученых.

В соответствии с подп. «d» п. 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН Суд при решении переданных ему споров применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

По справедливому мнению Ф. Ф. Мартенса, «история и наука международного права служат средством выяснения истинного смысла существующих трактатов и международных обычаев; они дают возможность представить в чистом виде правосознание народов, выражающееся в трактатах и обычных нормах, и потому бесспорно принадлежат к числу источников международного права»31.

Однако доктрину Статут Международного суда классифицирует в качестве вспомогательного источника международного права. В судебных решениях, полагал Л. Оппенгейм, использование доктрины допускается только в качестве доказательства наличия права, а не как правотворческий фактор. Он полагал, что труды ученых будут продолжать играть некоторую роль в принятии судами решений, в том числе и в области международного права.

Буроменский М.В. отмечает, что доктрина может применяться исключительно в тех случаях, когда отсутствуют иные источники либо когда определение вытекающих из них обязательств вызывает сомнения32. Нередки случаи, когда доктрину используют для подтверждения существования международного правового обычая (например, признание того, что в Европе не существует права дипломатического убежища33).

По мнению Лукашука И.И., если доктрина используется на стадии применения права, то тем больше для этого оснований на стадии правотворчества. Необходимость все более широкого использования науки в международном правотворчестве обоснованно подчеркивается Институтом международного права34.

Сказанное все чаще отмечается в литературе. С.Ю. Марочкин пишет о том, что доктрина - "важное средство доказывания существующего права, а по ряду проблем - и важное средство его развития, оказывающее на него формирующее воздействие"35.

Однако в реальности ресурсы международно-правовой доктрины остаются в значительной мере невостребованными. Юристы-международники разных стран обращают внимание на то, что с ними редко консультируются при принятии внешнеполитических решений. Еще меньше к ним обращаются при подготовке законов, несмотря на то, что соответствие законов международному праву имеет самое существенное значение.

По мнению Лукашука И.И., «вовлечение ученых в решение практических вопросов, специализация международно-правовой доктрины закономерны. Без связи с практикой невозможно и развитие теории. Специализация также неизбежна. Международное право получило такое развитие, что быть специалистом во всех его областях стало невозможно. Вместе с тем специализация не должна вести к фрагментации доктрины, к нарушению ее единства и снижению теоретического уровня. Без надежной теоретической базы нельзя обеспечить достаточно высокий уровень решения и конкретных вопросов. Неслучайно в последние годы в мировой литературе наблюдается расцвет теоретических исследований»36.

Так, международную репутацию завоевали труды многих российских ученых-международников XX и начала XXI в.: И. П. Блищенко, Р. Л. Боброва, В. Н. Дурденевского, Г. В. Игнатенко, С. Б. Крылова, A. Л. Колодкина, Ю.М.Колосова, М.И.Лазарева, Д.Б.Левина, И. И. Лукашука, С. А. Малинина, С. В. Молодцова, Л. А. Моджорян, Г. И. Тункина, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушакова, Д. И. Фельдмана, B. М. Шуршалова и др. Ссылки на научные труды этих ученых содержатся в решениях международных судов и трибуналов и в докладах Комиссии международного права ООН.

Таким образом, доктрина призвана своевременно выяснить задачи, подлежащие решению с помощью международного права, возможности воздействия на международные отношения, приемы и методы такого воздействия. Поэтому неизбежно расширение функций доктрины и повышение ее социального значения.

6 –

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]