- •1 История изучения интуиции
- •1.1 Понятие интуиции в философии
- •1.2 Психологические концепции интуиции
- •1.3 Современные представления об интуиции
- •2 Эмпирические исследования интуиции
- •2.1 Исследования интуиции в социальной сфере
- •2.1.1 Исследования социальной оценки
- •2.1.2 Исследования требуемого объема информации для решения задач
- •2.1.3 Исследования интуиции в производственной психологии
- •2.2 Интуитивное знание в науке и творчестве
- •2.3 Специфические характеристики интуиции, выведенные на основе исследований
1 История изучения интуиции
1.1 Понятие интуиции в философии
Поскольку исторически среди гуманитарных наук психология появляется гораздо позже, чем философия, постольку рассмотрение эволюции понятия интуиции должно начинаться с истоков философии.
В античности, в частности в учении Платона, уже выделяется интуитивное начало в противовес логическому и чувственному. У эпикурейцев близок к понятию интуиции феномен непосредственного познания. Филон Александрийский и Плотин выделяют специальные термины для обозначения непосредственного мгновенного постижения (озарения).
Перевод этого греческого понятия на господствовавший в европейской культуре первых веков нашей эры латинский язык был сделан христианским философом Боэцием (V в.). Новый термин «intuitus» происходил от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом», «мгновенно постигать».
В XIII веке труды Боэция были переведены немецким монахом Вильгельмом из Мёрбеке, Термин «интуиция» с этого времени становится частью западноевропейской философской терминологии.
Кристиан Вольф перевел термин «intuitio» на немецкий язык как «Anschauung» или «anschauende Erkenntnis» (интуитивное познание).
В этом смысле термин стал употребляться у немецкого философа Канта, а философы других европейских стран переводили слово Anschauung термином intuition (фр., англ.), intuizione (ит.), intuicion (исп.) или «интуиция» в русском языке.
Все эти термины передают смысл непосредственного постижения, некоего мгновенного «узрения», когда приводящий к открытию процесс, как правило, не осознается.
Спиноза понимал интуицию как процесс познания неэмпирической истины, например Бога.
В русской дореволюционной философии течение интуитивизма всегда было довольно сильным. Причины этого можно усмотреть в традиционных особенностях отечественной философии, которая всегда отличалась налетом полумистичности, полурелигиозности. Интуиция как познание истины вне логики приближает человека к Богу, а значит, - интуиция есть некий божественный дар. Эту тенденцию сближения интуиции и веры можно усмотреть во многих философских работах XVIII-XIX вв., особенно на рубеже XIX-XX вв.
Одним из самых ярких отечественных философов-интуитивистов является Семен Людвигович Франк. Интуиция, по Франку, есть не что иное, как кратковременное внезапное просветление, причем Франк различал два рода интуиции:
созерцательную (знание-мысль),
живую (знание-жизнь).
Такое разделение близко к разделению на чувственное и логическое начала, особенно же оно сближает философию России в этом смысле с лучшими образцами классической философии античности.
Отечественный философ Николай Онуфриевич Лосский выделял несколько видов интуиции, в том числе интуицию мистическую, которой, по его утверждению, одарены святые. Другие виды интуиции – чувственная и интеллектуальная – также, по Лосскому, даны человеку для того, чтобы познавать истину и делать безошибочные выводы.
Интуитивизм Лосского - это учение о том, что познанный объект, даже являющийся частью внешнего мира, непосредственно включается сознанием познающего субъекта в личность, а поэтому должен пониматься как существующий независимо от акта познания субъекта.
После Октябрьской революции 1917 года учение интуитивизма было изгнано из отечественной философии, поскольку с точки зрения марксизма было идеалистическим и ненаучным.
За рубежом исследования интуиции в философском русле не прекращались. В частности, религиозную трактовку интуиции развивали философы-неотомисты Ж. Маритен и Э. Жильсон.
В XX веке Олпорт, Т. Бастик и М. Деннис рассматривали интуицию как полное понимание или постижение за пределами рассудка, вне логических выводов.
Исследователи Нисбетт и Росс трактуют интуицию как выводы, получаемые на основе частичной/неясной информации. Той же точки зрения придерживается в своих исследованиях и Весткотт.
Как видим, историко-философский анализ феномена интуиции свидетельствует о том, что под этим феноменом понимается, прежде всего, специфический способ познания, который отличается и от чувственного, и от логического. Определением того места, которое занимает интуиция в человеческой культуре, занимается такая отрасль философских наук, как гносеология.
С точки зрения гносеологии, интуиция проявляет себя следующим образом:
позволяет задавать вектор новых научных исследований,
стимулирует выбор методов и приемов исследований,
способствует формированию наглядных мысленных моделей объектов,
позволяет истолковывать эмпирические данные и конструировать фундаментальные теоретические понятия.
Имеются также работы, которые, не будучи посвящены специально разработке проблемы интуиции, выявляют, тем не менее, важные моменты в природе этого явления. Так, на основе конкретного эмпирического материала сформулированы конструктивные определения, показывающие интуицию как специфический процесс. Они отражают следующие ее особенности:
способность формирования наглядных представлений об объектах, не воспринимаемых непосредственным наблюдением (Луи де Бройль, В.П. Бранский);
«перескакивание» этапов логического рассуждения, которое представляет собой специфический метод познания, дающий иллюзию прямого непосредственного усмотрения вывода (И. Б. Михайлова);
особенная проницательность, благодаря которой человек становится способен и поставить проблему, и предсказать результат исследования (С. И. Вавилов);
специфическое сочетание чувственного и рационального начал в человеческом познании (П. В. Копнин).
