- •Тема 7. Взаимодействие государственной и местной власти
- •Вопрос 1. Трех уровневая модель публичной власти
- •2. Вопрос Модели взаимодействия государства и местного самоуправления.
- •Вопрос 3 Общие положения 131 фз
- •Вопрос 4 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- •Вопрос 5 Полномочия органов государственной власти в сфере участия граждан в осуществлении местного самоуправления
- •Вопрос 6 Полномочия органов государственной власти в целях формирования и функционирования местных органов власти
- •Вопрос 7 Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере
- •Вопрос 8Ответственность органов местного самоуправления перед государством
Тема 7. Взаимодействие государственной и местной власти
Вопрос 1. Трех уровневая модель публичной власти
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в России является народ, который осуществляет ее через систему публичной власти. Система публичной власти представлена в России в двух видах: государственная власть Российской Федерации и местное самоуправление. Под государственной властью мы понимаем государственную власть Российской Федерации и государственную власть субъектов Российской Федерации.
Функционирование данной трехуровневой системы власти основано на следующих принципах:
все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ или федеральными законами. Воздействие федеральной власти на региональную и муниципальную, а также региональной власти на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов государственного контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти;
каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут не совпадать и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все эти интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина;
каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе в целях защиты своих интересов вторгаться в компетенцию иного уровня публичной власти. Конфликтные ситуации подлежат разрешению через согласительные процедуры, а при недостижении согласия — в судебном порядке.
Однако, как справедливо отмечает И. Дунаева, именно государство определяет государственно-властный характер и правовую форму взаимосвязи и взаимодействия с органами местного самоуправления. Органы государственной власти устанавливают приоритетное положение одной из сторон в конкретных вопросах при реализации форм и методов взаимодействия органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
2. Вопрос Модели взаимодействия государства и местного самоуправления.
«Модель партнерства» рассматривает отношения местных и центральных властей как отношения партнеров и равноправных товарищей (по определенной аналогии с гражданским правом), преследующих общие цели и оказывающих определенные услуги населению. В рамках данной концепции местное самоуправление понимается в первую очередь как «органический элемент самовыражения соответствующего местного сообщества», благодаря которому местные жители имеют возможность «организовать в своих интересах необходимые им службы»98. На взгляд А. Черкасова, данная модель характерна, прежде всего, для таких государств, как США, Швейцария, Голландия, которые строились в политико-правовом отношении «снизу вверх», путем объединения множества местных сообществ.
«Агентская модель» предполагает совершенно иной характер взаимоотношений. Главенствующая роль в отношениях между государственными и местными органами принадлежит государству. Органы местного самоуправления рассматриваются как агенты центральной власти на территориальном уровне, тем самым они выступают как естественное продолжение структуры государственного аппарата, призванного, тем не менее, решать не только государственные вопросы, но и исходить из определенных интересов, проблем местного населения. Государство в этой связи выступает как определенный гарант эффективности деятельности местных органов и как определенный фактор стабильности политической, социально-экономической жизни того или иного региона. Тем самым, подчеркивается, что местное управление является «всего лишь административным средством осуществления управленческих функций на местах», нацеленным «не столько на обеспечение местного представительства, сколько на предоставление услуг».
3. «Концепция взаимосвязи». В отличие от вышеприведенных, абсолютно полярных точек зрения, эта модель исходит из иных базовых моментов, определяющих характер взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-первых, констатируется тот факт, что каким бы ни был в целом характер деятельности, они, тем не менее, характеризуются определенной степенью самостоятельности и независимости по отношению друг к другу. Во-вторых, с другой стороны, существует определенная взаимозависимость в деятельности как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Это определяется наличием властных полномочий у обеих сторон, в частности их финансовыми ресурсами. Это и вынуждает их взаимодействовать друг с другом, находя точки соприкосновения на основе переговоров, достижения компромисса.
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации государство гарантирует гражданам право на осуществление местного самоуправления, которое может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
