Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соловьева.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
722.43 Кб
Скачать

2) Роман-фельетон во Франции (э.Сю)

Во-первых, форма газетного «фельетона» была средством и местом публикации романа - жанра, приобретшего больш популярность в романтич. эпоху и потому охотно используемый журналистами для привлечения подписчиков, и романистами - для сниж-я тарифов издания, более высокого, если оно печаталось в виде книги. Но одновременно роман-фельетон оформился как особая жанр. модификация, предполагающая собственную поэтику. Роман-фельетон возник на стыке журналистики и лит-ры. Соотношение докум-ти и вымышл-ти, узнаваем-ти фактов, обстоятельств, подробностей - истор, соц, финанс-эконом, - и фантастич-и осуществляется наиболее успешно и наиболее часто в сюжете, основанном на современном материале, почерпнутом из газет: пик популярности романа-фельетона в разное время неизменно приходится на произведение с «актуальной фабулой» («Мемуары Дьявола» Сулье, «Граф Монте-Кристо» Дюма, «Париж тайны» Сю). Другой бросающейся в глаза чертой романа-фельетона является его сегментированность. В романе-фельетоне это имеет особую роль: оно поддерживает интерес читателя, одновременно удовлетворяя его ожидания и обманывая их. Названия глав в романе-фельетоне не резюмируют дейст-е и не столько объясняют его смысл, сколько подогревают интерес. Для романа-фельетона прежде всего важен тип рассказывания, а не предмет рассказа, соглашение читателя с повеств-м - часть внутр организации произвед-я. Одна из сторон увлекат-ти романа-фельетона - узнаваемость романного мира, его соотнес-ть с жизнен опытом читающей публики. Не менее важно для опред-я специфики этого жанра взаимоотн-е повествователя с читат-м, кот-е устанавливается внутри романного текста. Одно из представлений о взаимоотн-и читателя и писателя в романе-фельетоне связано с убежд-м в их тесной связи. Облик читателя популяр лит-ры и романа-фельетона довольно подробно изучен с социологич точки зрения. В соврем исследованиях мы найдем немало и заруб и отеч работ, посвящ этой проблеме. В 19 в. изменился соц состав читат аудитории, распространение не только грамот-ти, но и привычки к чтению захватывает многие слои населения Франции. Замечают исследователи и трансформацию формы общения с книгой, в частности - с популяр романами: распространяются коллект чтения вслух, роман становится предметом более непосредств и эмоц восприятия в этом коллект чтении.

Анализ 4х наиболее важ для истории становления и бытования романа-фельетона произвед-й показал: «Старая дева» Бальзака - первый роман-фельетон; «Мемуары Дьявола» Сулье - первый грандиозный успех романа-фельетона; «Парижские тайны» Э.Сю - кульминация читат популярности жанра «Граф Монте-Кристо» Дюма - классич роман-фельетон.

1. Во всех этих романах традиционное обращение к читателю («Друг читатель», «любезный читатель», «проницательный читатель» ) отсутствует. Если же обращение есть, то оно - безлично и косвенно.

2. Писатели-повествователи отказываются от фамильярных отношений с читателем. Интимизация не углубляется, а устраняется. Читатель оказывается не собеседником, т.е., строго говоря, не «виртуальным читателем». Предполагают авторы романов-фельетонов самую широкую и неопред аудиторию - и соц, и эмоц-психологически, и географ.

4. Рассказчиками могут выступать различные персонажи: не только автор, но и, например, один из героев часто используется комбинация повествователей.

АГАСФЕР — герой романа франц. писателя Э.Сю «Вечный жид» (1844-1845). Легендарным прототипом образа А. послужил персонаж христ легенды, возникшей в позд средневековье. Согласно легенде, когда Христа вели на Голгофу, он, утомленный тяжестью креста, хотел присесть у дома одного еврейского ремесленника, но тот, озлобленный и измученный работой, оттолкнул его, сказав: «Иди, не останавливайся». «Я пойду,— сказал Христос,— но и ты будешь ходить до скончания века». С тех пор А. обречен на вечную жизнь и вечное скитание, до второго пришествия Христа,— только тогда с него будет снят этот грех. Существ много литератур источников образа А. В 1602 г. вышла анонимная книга «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер». В 17 в. даже появляются сообщения о якобы имевших место встречах с А. (в Любеке, Лейпциге и в Шампани). Гете создает фрагмент поэмы «Вечный жид». Сюжет об А. использовал в своих произведениях Шелли (драма «Эллада») и т.д.

Всемирную известность образ А. обрел после выхода авантюрного романа Сю «Вечный жид». Непосредственными литературными источниками образа А. для Эжена Сю послужили французский перевод книги Дж.Кроули «Салатьель, или Вечный жид» и мистическая поэма французского писателя и философа Э.Кине «Агасфер». Образ А. в романе Сю получает неожиданную, отличную от предыдущих трактовку. Она заключает в себе не только мифолог, мистико-философ, но и соц проблемы. Через А. автор пытается обосновать возмож-ть и необходимость «социального мира», апологетом которого критика считала самого Э.Сю. «Во мне,— говорит А. в романе,— Господь предал проклятию все племя рабочих, вечно обделенное, вечно порабощенное, вечно блуждающее, как я, без отдыха и покоя, без награды и надежды…» А., когда-то озлобленный ремесленник, оттолкнувший измученного Христа, теперь раскаявшийся вечн странник. Он призывает людей отрешиться от злобы, поверить в завет Иисуса: «Любите друг друга». Вековые скитания научили его пониманию, сочувствию, любви и состраданию. А. в романе вынужден наблюдать за борьбой между своими потомками (семья Реннепонов) и Орденом иезуитов, стремящимся отнять у них огромное наследство. Он выступает в роли таинств благодетеля. Но даже помощь А. оборачивается бедой, приводящей к гибели его потомков. Он сочетает в себе мотивы «проклятого» и «апокалиптического» героя, что и подчеркивает Сю, усиливая мистические детали повествования (сапоги А. подкованы семью гвоздями в виде креста,— семеро его потомков гибнут, искупая грех А.). В этом смысле образ А. подобен другим литер типам: Демону (Лерм), Роберту-дьяволу (западноевроп средневековые сказания). А. Сю представляет феномен романтич. героя в авантюрно-соц. романе. Часто он используется автором как мистический «бог из машины», появляясь как раз в те моменты, когда писатель не может иными средст-ми развязать запутавшийся сюжетный узел. Мотивы и сюжет линии, навеянные образом А., продолжают жить в лит-ре и после романа Сю. Они явно проглядывают во многих героях Достоевского (Раскольников, Иван Карамазов). В неожиданной притчево-сатирической интерпретации образ А. использовали Ильф и Петров в романе «Золотой теленок».