Стадии работы в песочнице
Карл Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Роль фантазии в творческом процессе Юнг описывал следующим образом:
Не только художник, но любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии (Jung, 1921/1970).
Юнг использовал термин "активное воображение" для обозначения такого творческого процесса (Lyddiatt, 1971), когда субъект как бы объективно наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. В процессе работы в песочнице происходит процесс, в психоанализе именуемый сублимация один из механизмов психологической защиты, представляющий собой процесс, при котором любые антисоциальные импульсы как бы перераспределяются в социально приемлемые типы поведения, что позволяет достичь компромиссного их удовлетворения (Kramer, 1958). Хотя все механизмы психологической защиты помогают человеку свести до минимума чувство тревоги, сублимация является наиболее адаптивной, так как она приводит к социально одобряемым результатам. Согласно психоаналитической теории, художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда фантазии творца сублимируются в творческие зрительные образы. Творчество в песочнице помогает одновременно "направить в другое русло" и выразить чувства злости, боли, тревоги, страха. Исторически сложилось так, что искусство помогало нам выразить и разрешить конфликт между нашими инстинктивными желаниями и требованиями и ограничениями социальной среды.
Песочная терапия – это работа, в основном, с эмоциональной сферой человека. А следовательно ее динамика отслеживается исходя из структуры эмоциональной сферы человека. Как известно, Л. С. Выготский (1982) проводит мысль о единстве интеллекта и аффекта в организации и самых простых, и самых сложных форм психической жизни. . С. Л. Рубинштейн (1957) считает, что единица психического всегда включает в себя интеллектуальный и аффективный компоненты. Достигнуто понимание того, что с помощью аффективного переживания потребности сохраняют контроль за человеческой деятельностью. Аффект обеспечивает активность, наличное мотивационное состояние; побуждает, контролирует и направляет поведение. Он связан с различными состояниями сознания и определяет его избирательность. Аффект организует восприятие и память, интеллектуальную деятельность, адекватное поведение в ситуации успеха и неуспеха. В своей монографии Никольская О.С. пишет: “…имели возможность взглянуть на аффективную сферу с необычной точки зрения, с которой, как нам кажется, совершенно по-особому предстают уже известные феномены, яснее понимаются ее функции, структура, системное строение, по-новому видится ее онтогенез, биологические основы и культурное развитие, здоровье и нарушения. Такую возможность мы получили благодаря работе с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.” Она выделила четыре основных уровня эмоциональной сферы человека.
Уровень полевой реактивности
Восприятие гармонии внешнего мира, усвоение его ритмов является, с одной стороны, одним из основных источников поддержания, восстановления нашего психического тонуса. С другой стороны, первый уровень и здесь ярко проявляет себя как уровень психической защиты. Он охраняет человека от переживаний непереносимой интенсивности. Механизм аффективного пресыщения позволяет "срезать" слишком сильные положительные и отрицательные переживания. Таким образом происходит стабилизация аффективных процессов в режиме комфорта. Особое значение для саморегуляции имеет также то, что на этом уровне происходит освобождение от непереносимого, но реально неустранимого аффективного впечатления. Можно предположить, что переживание этого уровня является одним из основных составляющих механизма вытеснения, позволяющего человеку выжить и сохранить аффективную стабильность даже в казалось бы невыносимых условиях.
Рис. “Счастливый город”
Поддержание аффективных процессов в режиме комфорта осуществляется в песочнице благодаря построениям, несущим переживания покоя, комфорта, гармонии, равновесия в окружающем. На этой стадии ребенок как правило строит умиротворенные картины на песке. Все жители страны дружат, все счастливы, ничто не угрожает данному укладу жизни. Наблюдается статичность образов, нежелание что-то менять, переставлять, недопустимость временных перемен.
Уровень стереотипов
Второй уровень аффективной организации берет на себя ответственность за разрешение класса более сложных задач, что требует углубления и активизации контакта со средой и приводит, соответственно, к освоению качественно нового типа взаимоотношений с миром. Прежде всего это проявляется в возникновении активной избирательности в контактах со средой. Переживание, организующее поведенческие стереотипы, характеризуется совершенно определенным чувством удовольствия и неудовольствия. Яркость и конкретность ему придает чувственная окраска приятного и неприятного.
На этой стадии ребенок как правило начинает активнее взаимодействовать с песком. Ему необходимо обыграть образы, динамику событий. На этой стадии ребенок четко подразделяет персонажи и события на плохие и хорошие. Поначалу еще нет борьбы, но формируются защитные механизмы. На этой стадии работа в песочнице может оживить в памяти события прошлого в игровой форме, что дает возможность конструктивного взгляда на травмирующее событие прошлого. На этой стадии в песочнице начинает разворачивается борьба добра со злом. В течение нескольких сеансов ребенок обыгрывает одни и те же события, поведение отрицательных и положительных героем все время повторяется. Добро и зло примерно равны в своих силах. Если психолог пытается предложить дополнительные ресурсы для победы добра, ребенок принимает сторону зла и таким образом удерживает равновесие.
Рис. “За лошадками погоня, они сбежали из стада; на бегемотов охотятся, чтобы забрать из в зоопарк” (работа ребенка 6 лет с негативизмом в поведении)
Рис. “Война миров: Пришла цунами и мир раскололся на части” (9 лет)
Таким образом, на уровне аффективных стереотипов идет процесс накопления энергезирующих положительных переживаний и связывания, капсулирования, и частичной нейтрализации травматических, отрицательных, впечатлений.
Уровень экспансии
Третий уровень аффективной организации поведения представляет следующую ступень развития взаимодействия со средой. Этот дает шанс в развитии активности обеспечивается появлением качественно новых форм взаимодействия с миром.
При переходе на данную стадию ребенок как правило говорит: “Что это я все злые сказки придумываю? Сегодня буду добрую сочинять.”
В связи с этим ключевым впечатлением, запускающим ориентировку этого уровня, является момент сдвига в соотношении сил субъекта и среды: появление нового, неизвестного аспекта в стабильной картине окружающего, неожиданное нарушение жизненного стереотипа. С помощью аффективной ориентировки мы отвечаем на вопрос: продолжаем ли владеть ситуацией и можем ли прогнозировать успех? Положительный ответ позволяет выделить сбой как барьер и запускает исследовательское поведение, дает возможность сосредоточиться на конструктивном устранении затруднения; отрицательный тормозит экспансию субъекта и подключает к организации поведения защитные механизмы других уровней. Поведение вплетается в кольцо активной корректировки, направляется им и несет новую информацию. Впервые на этом уровне организуется активный диалог субъекта с миром. Аффективный механизм третьего уровня формирует новый взгляд на мир. Воспринимая свои отношения со средой как причинно-следственные, субъект получает возможность увидеть и причинно-следственные связи вокруг себя.
На этой стадии в песочнице идет активная борьба добра со злом, и добро значительно перевешивает. Специалисту можно подключиться к игре ребенка, обсуждать разные способы действия героев в складывающихся ситуациях. Ребенок и сам как правило ведет активный диалог с психологом. Благоприятно также подключить в этот момент в игру родителей или других значимых людей. Часто об этом просит сам ребенок. Добро, или персонажи с которыми он действует побеждают. Зло теряет свою первоначальную силу или меняет свою структуру (становится не злым).
Рис. “Динозаврик не плохой, он просто хотел взять золото” (работа агрессивного ребенка)
Контрастность представленного ранее мира снимается, напряженность постепенно идет на спад.
Уровень эмоционального контроля
Четвертый уровень завершает систему базальной аффективной организации. Осваивая новый тип аффективного восприятия мира, он даёт возможность осуществлять наиболее активные, сложно структурированные формы адаптации. Адаптационный смысл четвертого уровня определяется тем, что способность к сопереживанию открывает нам путь к использованию в индивидуальной адаптации аффективного опыта других людей. Четвертый уровень создает образ надежного, стабильного окружающего мира, защищенного от неожиданностей и превратностей. Такую защиту дает эмоциональная уверенность в силе других, в их знаниях, в существовании эмоциональных правил поведения, гарантирующих адаптацию без внезапных срывов. На этом уровне субъект получает ощущения безопасности, уюта окружающего мира. поведение субъекта организуется на четвертом уровне непосредственными эмоциональными реакциями других людей и заданными ими эмоциональными правилами поведения. Следование им обеспечивает субъекту ощущение уверенности в себе, безопасности, надежности окружающего мира Переживание эмоциональной связи с людьми, с их эмоциональными законами является мощным средством поддержания его собственной активной позиции.
Часто на этой стадии ребенок в отрицательных персонажах замечает положительные черты, понимает, что он и другие герои ошибались, противоборствующие стороны договариваются между собой, находят компромиссы. Наступает стабильный мир. Никакие провокации со стороны психолога на изменение событий не поддерживаются.
В процессе психокоррекционной практики можно наблюдать, как при успешной работе ребенок в определенном порядке поднимается по этим ступеням и, наоборот, при ухудшении состояния прослеживается обратный процесс.
